Конспект занятия по грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зайцева Елена Александровна

Занятие по грамоте: "Звуки Р и Рь. Буква Р" в подготовительной группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_r.docx250.08 КБ

Предварительный просмотр:

                     Тема занятия: «Звуки Р и РЬ. Буква Р»

Цель: закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ;

Задачи:

Обучающие: 

Закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и Рь в устной речи;

Развивающие:

.Развитие фонематического и зрительного восприятия;

 Развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;

 Развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;

Воспитательные:

Воспитание навыков учебной деятельности: внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции.

Оборудование: смарт-доска (презентация), тетради по грамоте, простые и цветные карандаши.

Ход занятия

  1. Орг. момент

Слайд 2.  

- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. (Дети здороваются.) 

- Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Проверьте, всё ли необходимое для занятия есть у вас на столах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

II. Актуализация знаний и умений ( повторение)

Сегодня мы  продолжаем путешествовать с нашими друзьями - лисенком, ёжиком и мудрой совой по дороге к Азбуке.

Давайте вспомним, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (Мы изучаем звуки речи и буквы.)

Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)

 Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Скажите,  а с кем познакомились наши  друзья на прошлом занятии?  (С собакой Рутой.) Открываем тетради.

Слайд 3.

Посмотрите на картинку и скажите, почему собака Рута рычала на наших друзей? (Она охраняла вещи хозяина.)

А как она рычала? (Она рычала  «Р-Р-Р….».)

А какой звук вы сейчас произнесли? (Мы произнесли звук [Р].)

Дайте характеристику звуку [Р]. (Это согласный, твердый, звонкий звук.)

Каким цветом мы обозначаем звук [Р]? (Звук [Р] мы обозначаем синим цветом.)

Слайд 4.

Лисёнок, ёжик и сова предлагают нам поиграть в игру: «Где спрятался звук [Р]?»

Вам нужно определить,  где спрятался звук [Р] в названии картинки: в начале, середине или в конце слова.

III. Введение в тему занятия.

Дети, как называется  детеныш собаки? (У собаки щенок.)

Слайд 5.

У собаки Руты есть щенок. Он маленький, непоседливый, озорной. Его зовут Рикки.

Какой первый звук, вы слышите в имени щенка ? (В слове «Рикки» первый  звук [Р’].)

Cобака Рута рычит: «Р-Р-Р». И щенок Рикки тоже умеет рычать: «Рь-Рь-Рь».

Звуки [Р] и [Р’] какие? (Эти звуки - согласные, звонкие.)

Чем звуки отличаются? (Звук [Р] – согласный, твёрдый, а звук [Рь’]– согласный, мягкий.)

Вы догадались, с каким звуком мы познакомимся сегодня на занятии? (Сегодня мы познакомимся со звуком [Р’].)

Давайте найдем фото нашего щенка.

В какой части страницы оно находится?

Оно будет обозначать звук [Р’]

IV. Работа по теме занятия

Какая интересная картинка, давайте посмотрим, что делают наши друзья? (Они тянут щенка Рикки за поводок.)

А почему щенок Рикки пытается вырваться от них? (Он увидел курицу и хочет ее поймать.)

Что ещё делает Рикки? (Рикки рычит.) 

Как? (Рь-Рь-Рь.)

В слове «курица» есть звук [Р’]? (Да.)

А где он находится: в начале, в середине или в конце слова? (В слове «курица» звук [Р’] находится в середине слова.)

Давайте внимательно посмотрим на картину и найдём все предметы, в названии которых, есть звук [Р’] (Ремень – в начале слова, рябина – в начале слова, дверь -  в конце слова.)

Давайте ещё раз дадим характеристику звуку [Р’]?  (Звук [Р’]  - согласный, мягкий, звонкий.)

Слайд 6.

Давайте почитаем слоги.  (Совместное прочтение слогов.)

Какой первый согласный звук вы услышали, читая эти слоги ?

Какой последний согласный звук вы здесь  услышали?

Слайд 7. Физкультминутка 

Слайд 8.

Посмотрите на эту картинку. Назовите этих животных.

Давайте поиграем в игру: «Четвертый лишний».

Кто из этих животных лишний?  Почему? (это домашнее животное)

Назовите детенышей этих животных.

У лошади – жеребенок:

У льва – львенок;

У медведя – медвежонок:

У тигра – тигренок:

У бобра – бобренок;

У зайца – зайчонок;

У кенгуру – кенгуренок.

Обведите зеленым карандашом тех животных, в названиях детенышей которых вы слышите звук [Р’].

Кого вы обвели?  Давайте назовем  и проверим.

Слайд 9.

Давайте назовём картинки, которые здесь нарисованы. (Дети хором называют.)

Эти картинки нужно подобрать к схемам.

Рассмотрим  эти схемы.

Какой звук находится вначале этой схемы? (согласный твердый звук, ……. и т.д.)

Подберите картинки к схемам с помощью стрелок. Это самостоятельная работа.

Давайте проверим («клик»). У вас так получилось?

Слайд 10.

Сейчас мы  поиграем в игру: «Скажи наоборот». (словесная игра)

 Я скажу слог, в котором согласный звук прозвучит твердо, а вы скажите наоборот, чтобы он прозвучал мягко.

Ра- Ря     Ро – Ре    Ру - Рю    Ры - Ри     Рэ - Ре

Тра - Тря     Тры – Три     Брэ - Бре     Пру -  Прю   Мрэ - Мре   Врэ - Вре       Кра - Кре                                                                                                                                                      

Слай 10.

Вы уже знаете, как называется эта буква. Это буква  Р.  

Давайте мы ее заштрихуем.  Каким цветом мы ее заштрихуем.

Почему?

Я заштриховала ее так («клик»). А вы сами выберете, как вы ее заштрихуете.                  

 «клик» Чтение слогов.

Давайте прочитаем слоги с этой буквой.

Слайд 11. «Отгадай загадку»

Вы хорошо потрудились.

Лисёнок, ежонок и сова предлагают вам отдохнуть и отгадать загадки.

В каких словах-отгадках  вы услышали звук Р, а в каких звук [Р’].

V. Подведение итогов занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику звуку [Р]  и звуку [P’] (Cогласный, твёрдый - мягкий, звонкий.)

Какое задание вам понравилось?

Мне понравилось, как вы работали. Хочу отметить вашу работу наклейками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"

Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"...

Конспект занятия по грамоте "Звук и буква О"

Развитие речи детей старщего возраста...

Занятие по обучению грамоте «Звуки Р-Л. Дифференциация звуков в словах» в подготовительной группе компенсирующего вида

Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р-Л;- учить звуко-слоговому анализу слов типа ШАРИК;- формировать номинативный и адъекативный слов...

Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе

Конспект  занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе...

Конспект занятия по грамоте "Звук и буква С"

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Описаны этапы работы по автоматизации звука С для детей с онр...

Конспект на занятие на тему: "Согласные звуки |к|, |к|. Буква К, к" подготовительная группа

Цель: Знакомство детей со звуком [К – К’] и буквой К.Задачи:1. Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;2. Развивать фонематический слух.3.Воспитывать...

Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [К, К’]. Буква «К» в подготовительной группе

Цель: научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику заука[ К,Кь ]. Учить дифференцировать звуки (по твердости и мягкости)Программные задачи: продолжать учит детей находить м...