Конспект занятия по грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Занятие по грамоте: "Звуки Р и Рь. Буква Р" в подготовительной группе детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zvuk_r.docx | 250.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Звуки Р и РЬ. Буква Р»
Цель: закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ;
Задачи:
Обучающие:
Закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и Рь в устной речи;
Развивающие:
.Развитие фонематического и зрительного восприятия;
Развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
Развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;
Воспитательные:
Воспитание навыков учебной деятельности: внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции.
Оборудование: смарт-доска (презентация), тетради по грамоте, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
- Орг. момент
Слайд 2.
- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. (Дети здороваются.)
- Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Проверьте, всё ли необходимое для занятия есть у вас на столах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.
II. Актуализация знаний и умений ( повторение)
Сегодня мы продолжаем путешествовать с нашими друзьями - лисенком, ёжиком и мудрой совой по дороге к Азбуке.
Давайте вспомним, что мы изучаем на занятиях по обучению грамоте? (Мы изучаем звуки речи и буквы.)
Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Скажите, а с кем познакомились наши друзья на прошлом занятии? (С собакой Рутой.) Открываем тетради.
Слайд 3.
Посмотрите на картинку и скажите, почему собака Рута рычала на наших друзей? (Она охраняла вещи хозяина.)
А как она рычала? (Она рычала «Р-Р-Р….».)
А какой звук вы сейчас произнесли? (Мы произнесли звук [Р].)
Дайте характеристику звуку [Р]. (Это согласный, твердый, звонкий звук.)
Каким цветом мы обозначаем звук [Р]? (Звук [Р] мы обозначаем синим цветом.)
Слайд 4.
Лисёнок, ёжик и сова предлагают нам поиграть в игру: «Где спрятался звук [Р]?»
Вам нужно определить, где спрятался звук [Р] в названии картинки: в начале, середине или в конце слова.
III. Введение в тему занятия.
Дети, как называется детеныш собаки? (У собаки щенок.)
Слайд 5.
У собаки Руты есть щенок. Он маленький, непоседливый, озорной. Его зовут Рикки.
Какой первый звук, вы слышите в имени щенка ? (В слове «Рикки» первый звук [Р’].)
Cобака Рута рычит: «Р-Р-Р». И щенок Рикки тоже умеет рычать: «Рь-Рь-Рь».
Звуки [Р] и [Р’] какие? (Эти звуки - согласные, звонкие.)
Чем звуки отличаются? (Звук [Р] – согласный, твёрдый, а звук [Рь’]– согласный, мягкий.)
Вы догадались, с каким звуком мы познакомимся сегодня на занятии? (Сегодня мы познакомимся со звуком [Р’].)
Давайте найдем фото нашего щенка.
В какой части страницы оно находится?
Оно будет обозначать звук [Р’]
IV. Работа по теме занятия
Какая интересная картинка, давайте посмотрим, что делают наши друзья? (Они тянут щенка Рикки за поводок.)
А почему щенок Рикки пытается вырваться от них? (Он увидел курицу и хочет ее поймать.)
Что ещё делает Рикки? (Рикки рычит.)
Как? (Рь-Рь-Рь.)
В слове «курица» есть звук [Р’]? (Да.)
А где он находится: в начале, в середине или в конце слова? (В слове «курица» звук [Р’] находится в середине слова.)
Давайте внимательно посмотрим на картину и найдём все предметы, в названии которых, есть звук [Р’] (Ремень – в начале слова, рябина – в начале слова, дверь - в конце слова.)
Давайте ещё раз дадим характеристику звуку [Р’]? (Звук [Р’] - согласный, мягкий, звонкий.)
Слайд 6.
Давайте почитаем слоги. (Совместное прочтение слогов.)
Какой первый согласный звук вы услышали, читая эти слоги ?
Какой последний согласный звук вы здесь услышали?
Слайд 7. Физкультминутка
Слайд 8.
Посмотрите на эту картинку. Назовите этих животных.
Давайте поиграем в игру: «Четвертый лишний».
Кто из этих животных лишний? Почему? (это домашнее животное)
Назовите детенышей этих животных.
У лошади – жеребенок:
У льва – львенок;
У медведя – медвежонок:
У тигра – тигренок:
У бобра – бобренок;
У зайца – зайчонок;
У кенгуру – кенгуренок.
Обведите зеленым карандашом тех животных, в названиях детенышей которых вы слышите звук [Р’].
Кого вы обвели? Давайте назовем и проверим.
Слайд 9.
Давайте назовём картинки, которые здесь нарисованы. (Дети хором называют.)
Эти картинки нужно подобрать к схемам.
Рассмотрим эти схемы.
Какой звук находится вначале этой схемы? (согласный твердый звук, ……. и т.д.)
Подберите картинки к схемам с помощью стрелок. Это самостоятельная работа.
Давайте проверим («клик»). У вас так получилось?
Слайд 10.
Сейчас мы поиграем в игру: «Скажи наоборот». (словесная игра)
Я скажу слог, в котором согласный звук прозвучит твердо, а вы скажите наоборот, чтобы он прозвучал мягко.
Ра- Ря Ро – Ре Ру - Рю Ры - Ри Рэ - Ре
Тра - Тря Тры – Три Брэ - Бре Пру - Прю Мрэ - Мре Врэ - Вре Кра - Кре
Слай 10.
Вы уже знаете, как называется эта буква. Это буква Р.
Давайте мы ее заштрихуем. Каким цветом мы ее заштрихуем.
Почему?
Я заштриховала ее так («клик»). А вы сами выберете, как вы ее заштрихуете.
«клик» Чтение слогов.
Давайте прочитаем слоги с этой буквой.
Слайд 11. «Отгадай загадку»
Вы хорошо потрудились.
Лисёнок, ежонок и сова предлагают вам отдохнуть и отгадать загадки.
В каких словах-отгадках вы услышали звук Р, а в каких звук [Р’].
V. Подведение итогов занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дайте характеристику звуку [Р] и звуку [P’] (Cогласный, твёрдый - мягкий, звонкий.)
Какое задание вам понравилось?
Мне понравилось, как вы работали. Хочу отметить вашу работу наклейками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"
Конспект занятия по грамоте "Звуки к, кь и буква К"...
Конспект занятия по грамоте "Звук и буква О"
Развитие речи детей старщего возраста...
Занятие по обучению грамоте «Звуки Р-Л. Дифференциация звуков в словах» в подготовительной группе компенсирующего вида
Цели:Коррекционно-образовательные:- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Р-Л;- учить звуко-слоговому анализу слов типа ШАРИК;- формировать номинативный и адъекативный слов...
Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе
Конспект занятия по речевому общению «Закрепление звука [ю], буквы Ю» в подготовительной группе...
Конспект занятия по грамоте "Звук и буква С"
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы. Описаны этапы работы по автоматизации звука С для детей с онр...
Конспект на занятие на тему: "Согласные звуки |к|, |к|. Буква К, к" подготовительная группа
Цель: Знакомство детей со звуком [К – К’] и буквой К.Задачи:1. Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;2. Развивать фонематический слух.3.Воспитывать...
Конспект занятия по речевому развитию «Звуки [К, К’]. Буква «К» в подготовительной группе
Цель: научить ребенка давать акустико-артикуляционную характеристику заука[ К,Кь ]. Учить дифференцировать звуки (по твердости и мягкости)Программные задачи: продолжать учит детей находить м...