Фронтальное занятие по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гурина Анна Евгеньевна

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ на тему "Звуки С-Сь. Буква С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе для детей с ОНР

на тему: «Звуки С – СЬ. Буква С».

Цель:

Закрепить представления детей о звуках С – СЬ и познакомить с буквой С.

Задачи:

  1. Учить детей воспроизводить слоговые ряды.
  2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков С – СЬ.
  3. Учить определять место заданного звука в слове.
  4. Продолжать учить дифференцировать звук С и звук СЬ.
  5. Вспомнить схему слова, учить выкладывать схему слов: сок, Сима. Формировать навыки анализа данных слов.
  6. Познакомить с буквой С.
  7. Упражнять в зрительном восприятии буквы С.
  8. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.
  9. Учить печатать букву С изолированно и в слогах.

Оборудование:

Резиновый мяч, предметные картинки + две картинки (сок и Сима), слоговые схемы, касса букв на наборном полотне, предметная картинка «самолетик», волшебная картинка с буквами, магнитная доска, индивидуальные тетради детей и цветные ручки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Упражнение проводится с мячом.

- Сядет тот, кто правильно повторит:

са – со – су                     су – са – со                        ус – ис – ос

си – се – ся                     ся – си – сю                       усь – ась – ось          

со – су – сы                    ас – ос – ус                        ос – ас – ис

сю – си – се                    ась – ось – усь                  ись – усь – ась

2. Повторение артикуляции и характеристики звуков С, СЬ.

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? (О звуках С и СЬ).

- Что делают губы, когда мы произносим звук «С»? (Улыбаются)

- Где находится язык? (Внизу, за нижними зубами).

- Какой ветерок (или воздушная струя)? (Холодный).

Звук С – Какой? (Согласный, глухой, твердый).

Звук СЬ – Какой? (Согласный, глухой, мягкий).

  1. Выделение звука на слух:

- Вспомните и назовите слова, которые начинаются на звук С или СЬ.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся в середине слова.

- Вспомните и назовите слова, где звук С или звук СЬ слышатся на конце слова.

Дети называют слово и уточняют, какой звук слышится в слове.

Образец ответа: - Стул. В начале слова слышится твердый звук С.

- Письмо. В середине слова слышится мягкий звук СЬ.

4. Работа со слоговыми схемами.

Попросить детей положить пред собой слоговые схемы.

- Каким цветом мы обозначаем звук С? (синим) Почему? (Потому что звук С твердый согласный).

- Каким цветом мы обозначаем звук СЬ (зеленым) Почему? (Потому что звук СЬ мягкий согласный).

Предложить детям взять синий и зеленый квадратики.

Показать детям поочередно предметные картинки, в названии которых есть звук С или СЬ (Стол, семь, гусь, капуста, пылесос, апельсин, лиса). Дети называют картинку и определяют, какой звук (мягкий или твердый) спрятался в слове, поднимают вверх соответствующий квадратик (твердый звук – синий квадратик, мягкий звук – зеленый квадратик).

На доску выставляются две картинки: Сок и Сима. После этого предложить детям составить схемы данных слов.

- Сок. Сколько слогов в слове сок? (Один слог) Сколько звуков в слове Сок? (Три звука) Какой первый звук? (С) Какой последний звук? (К) Какой звук слышится в середине слова? (О). Каким цветом обозначается звук О? Почему?  и т. д.

Аналогично составляется схема слова Сима. Спросить всех детей вместе и индивидуально.

5.Знакомство с буквой С.

Объяснить детям, что звуки С и СЬ произносятся по-разному, но на письме они обозначаются одной буквой С. Выставить на доску символ буквы С.

- Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы видим, читаем и пишем, а звуки – слышим и произносим). Чтение стихотворения:

Буква С

С – как серп рисуем с вами:

С – свернулся сом с усами.

На снегу – подкован след.

С – сверкает силуэт.

С – С – С – салют сверкает,

Искры вниз, светясь, слетают.

Искры падают с небес,

След от них – как буква С.

- Для того, чтобы узнать, как вы хорошо запомнили букву С, нам поможет волшебный самолетик, который привез с собой интересную картинку. Посмотрите на нее внимательно. Вам надо определить, сколько букв С спряталось на этой картинке, а для этого их нужно найти среди других букв. Кто нашел, тот показывает и называет найденную букву С.

После выполнения упражнения, дети подсчитывают количество букв С.

6. Динамическая пауза:

«С»

                                                

У нас славная осанка-                                        

Мы свели лопатки.                

Мы шагаем на носках                                                

И пойдём на пятках.                        

Пойдём мягко, как лисята,                                  

Ну а если надоест, то пойдём                    

Мы  косолапо, как медведи ходят в лес.

           

  1. Печатание и чтение буквы С изолированно и в слогах.

1) Попросить детей приготовить на столе тетради и цветные ручки.

- Вы знаете, что буквы бывают большими и маленькими. Например, слово Сок пишется с маленькой буквы с, а слово Сима – с большой буквы С. Почему? В каких еще случаях пишется большая буква С?

Объяснить детям, как пишется буква С.

- Начинаем от середины правой стенки клеточки и ведем вверх, закругляя верхний правый угол, закругляем верхний левый угол, ведем по стеночки вниз, закругляем нижний левый угол, закругляем нижний правый угол.

Уточняю, что большая буква С пишется в две клетки, а маленькая буква с пишется в одну клетку.

- Прорисуем букву С в воздухе.

Печатание большой и маленькой буквы С в тетрадях.

2) Синтез слогов осуществляется с помощью кассы букв на наборном полотне.

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится? Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС? Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА? Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС? Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО? Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ). Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ)

После каждого проговаривания слога, дети печатают его в тетради. Уточняем, что гласные буквы печатаются красной ручкой, а буква С, которая стоит перед буквой И печатается зеленой ручкой. При этом осуществляется индивидуальный подход, оказание помощи.

3) Чтение слогов.

8. Итог занятия. Оценка детей.

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- С какой буквой мы сегодня знакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".

Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под...

Фронтальное занятие по обучению грамоте

План – конспект непосредственно-образовательнойдеятельности с дощкольниками подготовительной группы(с использованием компьютерных технологий)Тема «Буква Л»Тематическая неделя «Чудеса, фокусы, эксперим...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы на тему: "Звук и буква З"....