Фронтальное занятие по обучению грамоте( подготовительный период) в старшей речевой группе для детей с ОНР "Познакомьтесь: Язычок и Ушки на макушке".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия подготовительного периода по обучению грамоте с целью познакомить детей с артикуляционным аппаратом и развивать слуховое восприятие, основываясь на неречевых звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznakomtes-_yazychok_i_ushki_na_makushke.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида №12 «Сказка»
КОНСПЕКТ
Фронтального занятия по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
«Познакомьтесь- Язычок и Ушки на макушке».
Учитель- логопед: Мосягина О. И.
Г. о. Жуковский
2014г.
Тема: «Познакомьтесь- Язычок и Ушки на макушке».
Цель: Познакомить с артикуляционным аппаратом и неречевыми звуками
Задачи:
Коррекционно- обучающие:
- Познакомить с артикуляционным аппаратом
- Учить передавать метрические равномерно повторяющиеся отношения, заданные наглядной схемой.
- Учить ориентироваться в пространстве.
Коррекционно- развивающие:
- Развивать неречевой слух и восприятие.
- Развивать интонационную выразительность речи
Коррекционно- воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к обучению
Оборудование:
Палочки для пальчиковой гимнастики; музыкальные инструменты: гармошка, гусли, ложки, колокольчик, бубен; звучащие предметы: карандаши, жесткий пакет, чашка с водой и ложечка, ложка и стакан, газета; большая бумажная бабочка, за нитку привязанная к палочке; карточка с изображением ритмического рисунка в виде больших и маленьких молоточков, палочки для отстукивания ритма на каждого ребёнка.
Ход занятия:
- Организационный момент:
А) Приветствие: Дети стоят по кругу. Выполняют движения по строчкам стихотворения.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй лёгкий ветерок,
Здравствуй маленький дубок…
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Б) Дети по кругу передают приветствие: пожимают друг другу руку и говорят: «Здравствуй, Маша(Дима и т.д.)!»
- Пальчиковая гимнастика: ( дети сидят за столами)
А) «Раскатаем тесто» - Двумя руками катать по столу палочку, как будто раскатываем тесто скалкой;
Б) «Зарядка для порядка» - Руки положить ладонями на стол, пальцы сомкнуть. На счет «один» разомкнуть пальцы, на счет «два» снова сомкнуть. Повторять 2-3 раза.
В) «На старт, внимание, марш!» - Руки положить на стол, пальцы развести. При команде «на старт!»- сжать пальцы в кулак, «внимание!»- поставить ладонь на ребро, «марш!»- перевернуть кисть ладонью вверх, пальцы максимально развести. Повторять 2-4 раза.
Г) «Пальчик-мальчик» -
(Показать большой палец правой руки, произносить, как бы обращаясь к нему.) | Здравствуй, мальчик, что ты делал? |
(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончику указательного.) | С этим другом играл и бегал. |
(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончику среднего.) | С этим другом ходил в детский сад. |
(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончику безымянного.) | Этого друга увидеть был рад. |
(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончику мизинца.) | А этот малыш- мой младший брат. |
- Основная часть
Л.: Вы знаете, что на нашей голове есть ушки? Для чего же они нужны? Вот мы сейчас и посмотрим так ли хорошо умеют ваши ушки слушать.
А) Игра «Что звучит?» (музыкальные инструменты)
Л.: У нас в группе есть не только обычные игрушки, но и игрушки музыкальные. Каждая из них звучит по-особенному. Послушайте. (Логопед демонстрирует звучание каждой музыкальной игрушки насколько раз.)
Логопед прячет за ширму игрушки и воспроизводит с их помощью звуки. Дети угадывают, какая игрушка прозвучала.
Б) Игра «Что звучит?» (неречевые звуки)
Л.: Но не только музыкальные инструменты могут издавать звуки. Разные предметы тоже способны на это.
Логопед демонстрирует детям звучание обычных предметов (вода журчит, посуда звенит, карандаши стучат и т.п.). Затем прячет предметы за ширму и снова воспроизводит с их помощью звуки. Дети угадывают, какой предмет прозвучал.
В) Игра «Где звучит?»
Дети закрывают глаза. Логопед звенит колокольчиком справа от детей, слева, у пола, на вытянутой вверх руке. Дети должны назвать, где звучал колокольчик. (справа, слева, снизу, сверху).
- Физкультминутка.
Л: Ребята, давайте отдохнем и поиграем стоя. (Дети встают в линейку.)
Игра «Кто стоит справа?»
Л.: Покажите свою правую руку. А теперь ответьте на вопрос: Кто стоит справа? Покажите свою левую руку. А теперь ответьте на вопрос: Кто стоит слева?
Игра «Бабочка»
Л.: На лугу выросло много цветов. Прилетела бабочка и стала садиться на цветы, но лёгкий ветерок сдувал её с цветов.
(Логопед держит бабочку над ладонями детей, а те должны подуть на неё так, чтобы она легко взлетела.)
Игра «Хлопни, сколько скажу раз»
Логопед называет число от 1 до 5. Дети столько же раз хлопают в ладоши.
- Основная часть (продолжение)
Г) Игра «Молоточки»
Л.: Большой молоток громко стучит. Покажите, как. А маленькие молоточки стучат потише. Покажите, как.
На доске карточка с изображением молоточков в виде равномерно повторяющегося ритма: Б м Б м Б м Б м. Дети вместе с педагогом отстукивают ритм по карточке.
Д) «Сказка о Язычке»
Жил да был Веселый Язычок. А у вас есть язычок? Покажите. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадались? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажите, где у вас губы. Видите их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажите свои зубки. Посмотрите на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажите, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывайте первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотрите, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть ваш язычок так же спокойно поспит. Не будите его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть ваш язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
- Итог:
Л: Вот мы и узнали, для чего нужны нам наши ушки и что делает язычок. Вам понравилось играть? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с нарушением зрения «В гостях у старичка-лесовичка. Звук и буква У»
На данном занятии учитель-логопед знакомит детей со звуком и буквой "У"...
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....
Конспект Открытого фронтального занятия по обучению грамоте детей с ФФНР в подготовительной к школе группе “Звуки [Л] – [Л’]”.
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей с ФФНР в подготовительной к школе группе “Звуки [Л] – [Л’]”.Цель: Закрепление произношения и различение звуков [л ...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком и буквой Л»
Цель:Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.Развив...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте Подготовительная логопедическая группа Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]
Конспект занятия...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)
Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Р» для детей подготовительной группы
Образовательные задачи. Ознакомление с буквой Рр и звуками (Р Рь). Формирование навыка чтения слогов , слов, предложений с новой буквой. Закрепление представления о твердости и мягкости, глухости и зв...