Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения "В королевстве звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юрченко Оксана Васильевна

Конспект коррекционного занятия, способствующего автоматизации звука Р в словах, чистоговорках, простых фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_r.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [Р] у дошкольника с ТНР, с минимальными

дизартрическими расстройствами.

Индивидуальное занятие с ребёнком старшего возраста.

Цель: автоматизация в словах,  чистоговорках и простых фразах звука [Р], находящегося в обратном слоге.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение, расширение и активизация словаря.
  • Закреплять правильный артикуляционный уклад при произнесении звука [Р]
  • Автоматизация правильного произношения звука [Р] в обратной позиции.
  • Формировать навыки анализа слов на примере изучаемого звука.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического восприятия, слуховой памяти.
  • Развитие зрительного внимания и восприятия.
  • Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
  • Формирование правильного речевого дыхания.
  • Развитие межполушарных связей.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков самостоятельности, активности, эмоциональности.
  • Формирование навыков вежливого поведения.
  • Стимулирование речевой активности.

Оборудование: доска, с нарисованной дорожкой; перфокарта с картинками и прорезями;  предметные картинки со звуком [Р], мячики с шипами, губки, сквиши; дорожки на переключение; жесты.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы с тобой отправимся на экскурсию, в «Королевство буквы Р». Доехать  туда можно  на машине.  Давай с тобой подготовимся, прочистим мотор, настроим наш автомобиль.

2. Артикуляционная гимнастика. Выполняем у зеркала.

Ребёнок выкладывает карточки с упражнениями и самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику. Упражнения: «Непослушный язычок», «Лопаточка - иголочка», «Лошадка», «Грибочек», «Маляр», «Молоточек», «Улыбка».

3. Дыхательная гимнастика. Дуем на перо не надувая щёк.

4. Гимнастика для глаз.

- Наш автомобиль готов, отправляемся в путь.

Ребёнок следит глазами за машинкой, которая двигается по дорожке, нарисованной на доске и тянет звук: ррррррр…

- Приехали. Но, прежде чем встретиться с самим королём Р, тебе нужно пройти испытания. Ты готов?

5. Игра – перфокарта.

Инструкция: рассмотреть картинки, закрасить окошечко, где есть звук [Р]. Ребёнок проговаривает слова, закрашивает окошечки. Затем убираем перфокарту и дорисовываем букву.

- Слушай следующее задание:

Сейчас, тебе, Ваня, пример,

Вот слова со звуком Р

Пар, дорога, пароход,

Карта, город, парта, крот…

Ну – ка звуки отыщи, и слова мне сообщи.

Картинки разложены по всему кабинету, ребёнку предлагается, передвигаясь по помещению, собрать все картинки, содержащие звук Р. Ребёнок самостоятельно находит картинку, проговаривает её и, нужную кладёт рядом с нарисованной буквой Р.

6. Проговариваем чистоговорки.

 - По дороге зайдём в «Графство весёлых чистоговорок», где с тобой хочет пообщаться Крошечка – картошечка.

Ребёнку предлагается проговаривать чистоговорки, одновременно выполняя разные действия с предлагаемыми предметами (мячики с шипами, губки, сквиши).

Чистоговорки.

Ар-ар-ар - улетел мой шар.

Ар-ар-ар - летит комар.

Ар-ар –ар –  идёт Макар.

Ар-ар –ар – я пью отвар.

Правая рука катает мячик по столу, левая рука сжимает – разжимает губку.

Ор-ор-ор - Вова нёс топор.

Ор-ор-ор – подметаю двор.

Ор-ор-ор -  идет шофер.

Ор - ор - ор - на окне узор.

Левая рука катает мячик по столу, правая рука сжимает – разжимает губку.

Ур-ур-ур - щенок гоняет кур.

Ур-ур-ур - тянем шнур.

Ур-ур-ур – я увижу бур.

Ур-ур-ур – мы поедем в тур.

Правая рука стучит кулаком по выпуклой части сквиша яблоко, левая рука нажимает на перевёрнутую плоскую часть сквиша яблоко.

Ир-ир-ир - мы пьём кефир.

Ир-ир-ир – едим зефир.

Ёр-ёр-ёр –  идёт монтёр.

Ёр-ёр-ёр – вот сидит бобёр.

Левая рука стучит кулаком по выпуклой части сквиша яблоко, правая рука нажимает на перевёрнутую плоскую часть сквиша яблоко.

7. Игра «Исправь ошибку»

- Отправляемся дальше. Наш путь лежит через маленькую страну «Размышляндию». Жители этой страны любят задавать различные головоломки. Попробуем их разгадать?

Ребёнок слушает предложение и исправляет ошибку, чётко проговаривая звук Р.

Апельсин делит Иру.

Гараж заехал в машину.

Горка катается на Ване.

Фартук надел маму.

Окно спит на Мурке.

8. Игра «Внимательные глазки»

- А сейчас король Р, хочет посмотреть, какой ты внимательный. Отыщи на картинке все предметы, где есть звук [Р].

Ребёнку предлагается сюжетная картинка, насыщенная словами, содержащими звук [Р].

9. Дорожки на переключение.

- Мы уже подошли к дворцу. Чтобы попасть на приём к королю, нужно произнести пароль.

Ребёнку предлагается произносить слова, изображённые на дорожках, которые чередуются и одновременно выполнять определённые движения пальцами рук.

Топор – мотор – топор – мотор – мотор – топор

Ковёр – костёр – костёр – ковёр – ковёр – костёр

Забор – набор – ковёр – забор – набор – ковёр

- Ты отлично справился со всеми заданиями. Теперь ты почётный гость Королевства буквы Р. Король вручает тебе медаль и ждёт в гости снова.

Мы отправляемся домой обратно по звуковой дорожке.

10. Итог занятия.

- В каком королевстве мы с тобой побывали? Кто там живёт? Что понравилось тебе в нашем путешествии? Хотелось бы тебе отправиться туда вновь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука Р".

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в слогах,  словах, предложениях, чистоговорках с использованием игрового сюжета....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: Автоматизация звука [Ш]. «Путешествие в страну «Правильной речи».

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему:Автоматизация звука [Ш].«Путешествие в страну «Правильной речи».Цель: автоматизация звука [Ш].Задачи:1 .Коррекционно-образовател...

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения : дифференциация звуков [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях «Расскажем Кларе о зиме».

Цель: дифференциация звуков  [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-обучающие:дифференцировать звуки  [Л] - [Р] в слогах и словах, словосочетаниях и предложениях;2...

Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука Ж.

Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. автоматизация звука Ж....

Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука Л.

Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука  "Л"....

Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука Л.

Планы индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука Л....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Р] «Рома идёт на рыбалку»

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения. Автоматизация звука [Р] «Рома идёт на рыбалку»...