Отчёт о работе учителя-логопеда в логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2022-2023 год.
материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_22-23.docx | 67.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе учителя -логопеда за сентябрь 2022 – май 2023 уч.год
Учитель- логопед высшей квалификационной категории МДОУ детский сад № 4
Злобина А.А.
Коррекционно – логопедическая работа. В период с 1 по 15 сентября 2022 г. и в течении учебного года было проведено логопедическое обследование 25 детей ДОУ. 6 детей – с ФНР; 7 детей – с ФФНР; 12 детей – с ОНР разного уровня. На основании результатов обследования, в сентябре зачислено 20 детей с нарушениями речи, из них 3 ребенка с ОВЗ по результатам ТПМПК. В течение учебного года с чистой речью были отчислены 5 детей, на свободные места зачислены другие дети с нарушениями речи, из них 1 ребёнок с ОВЗ (по результатам ТПМПК). Родители проконсультированы, взяты согласия на коррекционную работу, получение домашних заданий, рекомендаций и обследование детей. Всего, в течении года, на логопедическом пункте занималось 25 детей.
Таблица количественного анализа коррекционной работы с положительной динамикой.
Месяц | Зачислено | Отчислено | Переведены на след.год | |
с чистой речью | со значит.улучшениями | со значит.улучшениями | ||
сентябрь | 20 детей | |||
октябрь | ||||
ноябрь | ||||
декабрь |
| |||
январь | 3 | 3 | ||
февраль | 2 | 2 | ||
март | ||||
апрель | ||||
май | 13 детей | 12 |
Количество детей, посещавших логопедические занятия | 25 |
Количество детей, выпущенных с чистой речью | 13 |
Количество детей, выпущенных со значительным улучшением речи | |
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы | 12 |
Количество выбывших детей | 13 |
Показателем работы логопеда в ДОУ является состояние речевых функций детей, выпускаемых в школу: 12 детей оставлены для продолжения логопедической работы, из них 4 ребенка с ОВЗ. Из диаграммы видна положительная тенденция в коррекции звукопроизношения детей на логопункте.
Диаграмма: коррекция звукопроизношения у детей, занимающихся на логопункте.
Начало учебного года (из количества 25 детей, занимающихся в логопункте) | Конец учебного года (из количества 25 детей, отчисленных и переведённых для дальнейшей работы) |
Количество детей, выпущенных в 1 класс исправленной речью. (в %)
Общее количество выпущенных в 1 класс – 13 человек
С чистой речью – 13 детей (100 %)
Качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующие результаты.
Детям, выпускаемых в 1 класс поставлены все нарушенные звуки и автоматизированы. В свободной речи, некоторым детям нужен контроль со стороны родителей. На дальнейшую логопедическую работу в следующем учебном году оставлены 12детей, из них 4 - с ОВЗ.
У всех детей, выпущенных из логопункта, сформированы операции языкового анализа и синтеза, достаточный уровень развития фонематических процессов, что послужит хорошей базой для усвоения русского языка в школе. Грамматический строй речи в пределах нормы. У всех детей пополнился и обогатился словарный запас. В домашних условиях родителям рекомендовано продолжить работу по обогащению словаря детей, следить за грамматическим оформлением речи, играть в игры, целью которых является развитие грамматических категорий. Развитие связной речи соответствует возрасту у всех детей. У детей развились коммуникативные умения и навыки. Дети научились общаться между собой, с взрослыми, задавать вопросы, поддерживать беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания. У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость. Появились интерес и любовь к занятиям.
Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития и достаточный уровень речевой готовности к школьному обучению.
По итогам обследования можно сделать вывод, что только 4 детям необходимы дополнительное наблюдение, контроль за правильным произнесением звуков и занятия по автоматизации поставленных звуков. С родителями по этому вопросу были проведены консультации, даны рекомендации. Остальные дети не нуждаются в дальнейшей логопедической коррекции.
Консультативно - методическая деятельность.
В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада, с родителями, проводились консультации. Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам. В каждой группе ДОУ оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. На каждый запрос родителей (о зачислении на логопедические занятия, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам. Подробная информация по консультативно- методической работе приведена в таблице.
Работа с коллективом Доу | Работа с родителями | ||
Месяц, год | Выступления на семинарах, педсоветах, консультации | Родительские собрания, консультации | |
Сентябрь | Участие в ПМПк, анализ, консультации педагогам Консультация «Организация взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме профилактики речевых нарушений | Родительское собрание «Итоги диагностики» Консультация для 1 младшей группы: «Логоритмика в жизни малышей» | |
Октябрь | Мастер – класс для родителей «Речь. Мифы. Заблуждения. Запуск» | ||
Ноябрь | «Если ребёнок плохо говорит…» (старшая) | ||
Декабрь | Семинар «Устранение предпосылок дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями через формирование и развитие звукового анализа и синтеза слов. | «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации.» | |
Январь | «Логоритмика – это движение»
| ||
Февраль | Семинар – практикум «Сенсорные эталоны в работе учителя – логопеда» | - «Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться?» | |
Март | Консультация «Знакомство с фразеологизмами» |
| |
Апрель | Консультации по запросам родителей (см. тетрадь по консультативному пункту) |
Разработка и участие в проектах «Путешествие по сказкам СЯ Маршак», «23 февраля – мужской праздник», «Моя ласковая любимая мама».
Коррекционная работа
с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Детей с ОВЗ – 4 (блок № 4). Из них 2 занимаются по адаптированной программе с ТНР, 2 – по адаптированной программе с ЗПР.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей: Музыкальный руководитель, Педагог- психолог; Инструктор по физическому воспитанию; Воспитатель; Учителя-логопеды.
Процесс сопровождения включает в себя: Создание предметно-развивающей среды; Материально-техническое оснащение; Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития; Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В связи с этим в ДОУ сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления: Обучение, воспитание, развитие. Коррекцию нарушенных функций. Оздоровительные мероприятия. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует Медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.
Всю работу с детьми ОВЗ педагоги строят по следующим направлениям: Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ. Работа со специалистами. Работа с родителями детей с ОВЗ. Работа консилиума ДОУ. Индивидуальная работа с ребенком ОВЗ.
Подготовлена папка с материалами по работе с детьми ОВЗ. В ней собраны: - Нормативные документы организации образования детей с ОВЗ. - Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний). - Документация на ребенка (заключение ТПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, характеристика на воспитанника, индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.
Основными принципами в нашей коррекционно-развивающей работе с ребенком ОВЗ являются: - Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных; - Безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности; - Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы; - Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов; - Создание комфортных условий для развития личности ребёнка.
Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике. Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».
По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составлена адаптированная коррекционно-развивающая программа на каждого ребёнка с ОВЗ, документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, учителя-логопеда и специалистов. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и подгрупповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.
При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников: Подвижные, сюжетно-ролевые игры, дидактические, настольно-печатные.
Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения, памяти.
Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанника навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.
Педагоги нашего ДОУ убеждены в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяют решение следующих задач: - Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
Коррекционная логопедическая помощь осуществлялась через индивидуальные занятия в соответствии с программами сопровождения данного ребенка;
Вывод: работа с детьми с ОВЗ, велась в этом учебном году в соответствии с индивидуальной программой развития.
Задачи на 2022-2023 учебный год:
Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
Создать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников.
Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.
Самообразование
Тема самообразования: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»
Цель: повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.
Время работы над темой: сентябрь 2022– май 2023 года.
Была изучена методическая литература: Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика). Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,
1997 г.
2. Был проведён семинар – практикум для родителей и консультации по данной теме.
3. Во всех возрастных группах размещена стендовая информация для воспитателей и родителей.
Повышение профессиональной компетенции:
22.12.2022 г. Всероссийский вебинар «Формы обучения и получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (участник – сертификат)
23.01.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Алгоритм работы с детьми с ОВЗ в рамках совместных документов Министерства Просвещения и Министерства Здравоохранения: ПМПК, инклюзия, коррекция, индивидуальное обучение (сертификат)
24.01.2023 г. Образовательный курс ( 4 часа) «Работа с родителями детей с ОВЗ: меры поддержки и траектории сопровождения» (сертификат)
26.01.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Материально-техническое обеспечение инклюзивного образования: базовый минимум и супергаджеты (сертификат)
27.01.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзии: работа тьюторской службы и реализация концепции прикладного поведенческого анализа. (сертификат)
27.01.2023 г. Образовательный курс (20 часов) «Инклюзивное образование организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС (сертификат)
03.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Методы работы при проведении коррекционных занятий» (сертификат)
04.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Визуальная поддержка в коррекционном процессе» (сертификат)
05.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Альтернативная коммуникация с ребёнком с РАС» (сертификат)
06.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Диагностика нарушений в развитии ребёнка» (сертификат)
07.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Игра как инструмент поведенческой коррекции» (сертификат)
07.04.2023 г. Образовательный курс (20 часов) «Организация инклюзивного взаимодействия в социализации и обучении детей с РАС (сертификат)
08.05.2023 г. Дополнительное профессиональное образование (144 часа) «ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023» (удостоверение)
08.05.2023 г. Семинар «Работа воспитателя ДОУ в рамках ФГОС ДО» (участие – диплом)
08.05.2023 г. Научно-методическая конференция «Методики работы педагогов детских садов по новым ФОП ДО и ФАОП ДО» (участие – свидетельство)
08.05. 2023 г. Вебинар «Новые копметенции воспитателей детских садов» (участие-сертификат)
Распространение передового опыта.
14.11.2022 г. Всероссийская конференция для руководителей и специалистов ПМПК… «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся (16 часов-сертификат)
29.11.2022 г. Конкурс авторских мастер-классов учителей-дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (3 место – диплом)
28.04.2023 г. XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (участник – сертификат)
Публикации в сети интернет, печатных изданиях
29.04.2022 Сборник XII Всероссийского симпозиума… Часть 2 Статья «Особенности дистанционного взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с ОВЗ» стр.38. Чита ИРО Забайкальского края
Являюсь членом ТПМПК.
Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2021/2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Задачи на 2023/2024 учебный год: Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей, зачисленных на логопедический пункт. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета картотекой по дифференциации звуков и материала по обследованию детей разного дошкольного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ
План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.
Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.
Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...
Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.
С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....
Годовой план работы учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет) 2022-2023 уч. г.
Годовой план работы учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет)...