Отчёт о работе учителя-логопеда в логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2022-2023 год.
материал по логопедии

Злобина Анастасия Анатольевна

Предварительный просмотр:

Отчёт о работе учителя -логопеда за сентябрь 2022 – май 2023 уч.год

Учитель- логопед высшей квалификационной категории МДОУ детский сад № 4

Злобина А.А.

Коррекционно – логопедическая работа.                                                                                                                  В период с 1 по 15 сентября 2022 г. и в течении учебного года было проведено логопедическое обследование 25 детей ДОУ. 6 детей – с ФНР; 7 детей – с ФФНР; 12 детей – с ОНР разного уровня. На основании результатов обследования, в сентябре зачислено 20 детей с нарушениями речи, из них 3 ребенка с ОВЗ по результатам ТПМПК. В течение учебного года с чистой речью были отчислены 5 детей, на свободные места зачислены другие дети с нарушениями речи, из них 1 ребёнок с ОВЗ (по результатам ТПМПК). Родители проконсультированы, взяты согласия на коррекционную работу, получение домашних заданий, рекомендаций и обследование детей. Всего, в течении года, на логопедическом пункте занималось 25 детей.

Таблица количественного анализа коррекционной работы с положительной динамикой.

Месяц

Зачислено

Отчислено

Переведены на след.год

с чистой речью

со значит.улучшениями

со значит.улучшениями

сентябрь

20 детей

октябрь

ноябрь

декабрь

        

январь

3

3

февраль

2

2

март

апрель

май

 13 детей

12

Количество детей, посещавших логопедические занятия

25

Количество детей, выпущенных с чистой речью

13

Количество детей, выпущенных со значительным улучшением речи

Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы

12

Количество выбывших детей

13

    Показателем работы логопеда в ДОУ является состояние речевых функций детей, выпускаемых в школу: 12 детей оставлены для продолжения логопедической работы, из них 4 ребенка с ОВЗ. Из диаграммы видна положительная тенденция в коррекции звукопроизношения детей на логопункте.

    Диаграмма: коррекция звукопроизношения у детей, занимающихся на логопункте.

Начало учебного года (из количества 25 детей, занимающихся в логопункте)

Конец учебного года (из количества 25 детей, отчисленных и переведённых для дальнейшей работы)

     Количество детей, выпущенных в 1 класс исправленной речью. (в %)

Общее количество выпущенных в 1 класс – 13 человек

С чистой речью – 13 детей (100 %)

     Качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующие результаты.

      Детям, выпускаемых в 1 класс поставлены все нарушенные звуки и автоматизированы. В свободной речи, некоторым детям нужен контроль со стороны родителей. На дальнейшую логопедическую работу в следующем учебном году оставлены 12детей, из них 4 - с ОВЗ.

     У всех детей, выпущенных из логопункта, сформированы операции языкового анализа и синтеза, достаточный уровень развития фонематических процессов, что послужит хорошей базой для усвоения русского языка в школе. Грамматический строй речи в пределах нормы. У всех детей пополнился и обогатился словарный запас. В домашних условиях родителям рекомендовано продолжить работу по обогащению словаря детей, следить за грамматическим оформлением речи, играть в игры, целью которых является развитие грамматических категорий. Развитие связной речи соответствует возрасту у всех детей. У детей развились коммуникативные умения и навыки. Дети научились общаться между собой, с взрослыми, задавать вопросы, поддерживать беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания. У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость. Появились интерес и любовь к занятиям.

     Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития и достаточный уровень речевой готовности к школьному обучению.

     По итогам обследования можно сделать вывод, что только 4 детям необходимы дополнительное наблюдение, контроль за правильным произнесением звуков и занятия по автоматизации поставленных звуков. С родителями по этому вопросу были проведены консультации, даны рекомендации. Остальные дети не нуждаются в дальнейшей логопедической коррекции.

Консультативно - методическая деятельность.

В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада, с родителями, проводились консультации.  Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам.   В каждой группе ДОУ оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка.  На каждый запрос родителей (о зачислении на логопедические занятия, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.   Подробная информация по консультативно- методической работе приведена в таблице.

             Работа с коллективом Доу

Работа с родителями

Месяц, год

Выступления на семинарах, педсоветах, консультации

Родительские собрания, консультации

Сентябрь

Участие в ПМПк, анализ, консультации педагогам

Консультация «Организация взаимодействия специалистов ДОУ по проблеме профилактики речевых нарушений

Родительское собрание «Итоги диагностики»

Консультация для 1 младшей группы: «Логоритмика в жизни малышей»

Октябрь

Мастер – класс для родителей «Речь. Мифы. Заблуждения. Запуск»                                                            

Ноябрь

«Если ребёнок плохо говорит…» (старшая)                        

Декабрь

Семинар «Устранение предпосылок дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями через формирование и развитие звукового анализа и синтеза слов.

«Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации.»

Январь

«Логоритмика – это движение»  

                                         

Февраль

Семинар – практикум «Сенсорные эталоны в работе учителя – логопеда»

- «Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться?»

Март

Консультация «Знакомство с фразеологизмами»

 

Апрель

Консультации по запросам родителей (см. тетрадь по консультативному пункту)

Разработка и участие в проектах «Путешествие по сказкам СЯ Маршак», «23 февраля – мужской праздник», «Моя ласковая любимая мама».

Коррекционная работа

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

           Детей с ОВЗ – 4 (блок № 4). Из них 2 занимаются по адаптированной программе с ТНР, 2 – по адаптированной программе с ЗПР.

     Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

     Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей: Музыкальный руководитель, Педагог- психолог; Инструктор по физическому воспитанию; Воспитатель; Учителя-логопеды.  

     Процесс сопровождения включает в себя: Создание предметно-развивающей среды; Материально-техническое оснащение; Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;       Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

     В связи с этим в ДОУ сформирована чёткая система работы.  Она включает в себя четыре основных направления: Обучение, воспитание, развитие.  Коррекцию нарушенных функций. Оздоровительные мероприятия.  Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

     В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует Медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.

     Всю работу с детьми ОВЗ  педагоги строят по следующим направлениям: Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ. Работа со специалистами. Работа с родителями детей с ОВЗ. Работа консилиума ДОУ. Индивидуальная работа с ребенком ОВЗ.

     Подготовлена папка с материалами по работе с детьми ОВЗ. В ней собраны: -     Нормативные документы организации образования детей с ОВЗ. - Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний). -  Документация на  ребенка (заключение ТПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, характеристика на  воспитанника, индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.

      Основными принципами в нашей коррекционно-развивающей работе с ребенком ОВЗ являются: - Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных; -  Безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности; - Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы; -  Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов; -  Создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

     Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике.   Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».

     По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составлена адаптированная коррекционно-развивающая программа на каждого ребёнка с ОВЗ, документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, учителя-логопеда и специалистов. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и подгрупповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

     При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников: Подвижные, сюжетно-ролевые игры, дидактические, настольно-печатные.

Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения, памяти.

Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанника навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.

Педагоги нашего ДОУ убеждены в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяют решение следующих задач: - Психолого-педагогическое просвещение родителей;

- Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.

Коррекционная логопедическая помощь осуществлялась через индивидуальные занятия в соответствии с программами сопровождения данного ребенка;

Вывод: работа с детьми с ОВЗ, велась в этом учебном году в соответствии с индивидуальной программой развития.

 Задачи на 2022-2023 учебный год:

Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.

Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.

Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.

Создать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников.

Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.        

Самообразование

Тема самообразования: «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Цель: повышение речевой и психической активности у детей дошкольного возраста с речевой патологией через использование логоритмических занятий.

Время работы над темой: сентябрь 2022– май 2023 года.

Была изучена методическая литература: Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика). Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.: Акцидент, 1997 г. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.  «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва,

1997 г.

2. Был проведён семинар – практикум для родителей и консультации по данной теме.

3. Во всех возрастных группах размещена стендовая информация для воспитателей и родителей.

Повышение профессиональной компетенции:

22.12.2022 г. Всероссийский вебинар «Формы обучения и получения образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (участник – сертификат)

23.01.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Алгоритм работы с детьми с ОВЗ в рамках совместных документов Министерства Просвещения и Министерства Здравоохранения: ПМПК, инклюзия, коррекция, индивидуальное обучение (сертификат)

24.01.2023 г. Образовательный курс ( 4 часа) «Работа с родителями детей с ОВЗ: меры поддержки и траектории сопровождения» (сертификат)

26.01.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Материально-техническое обеспечение инклюзивного образования: базовый минимум и супергаджеты (сертификат)

27.01.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзии: работа тьюторской службы и реализация концепции прикладного поведенческого анализа. (сертификат)

27.01.2023 г. Образовательный курс (20 часов) «Инклюзивное образование организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС (сертификат)

03.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Методы работы при проведении коррекционных занятий» (сертификат)

04.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Визуальная поддержка в коррекционном процессе» (сертификат)

05.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Альтернативная коммуникация с ребёнком с РАС» (сертификат)

06.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Диагностика нарушений в развитии ребёнка» (сертификат)

 07.04.2023 г. Образовательный курс (4 часа) «Игра как инструмент поведенческой коррекции» (сертификат)

 07.04.2023 г. Образовательный курс (20 часов) «Организация инклюзивного взаимодействия в социализации и обучении детей с РАС (сертификат)

 08.05.2023 г. Дополнительное профессиональное образование (144 часа) «ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ 2023» (удостоверение)

 08.05.2023 г. Семинар «Работа воспитателя ДОУ в рамках ФГОС ДО» (участие – диплом)

 08.05.2023 г. Научно-методическая конференция «Методики работы педагогов детских садов по новым ФОП ДО и ФАОП ДО» (участие – свидетельство)

 08.05. 2023 г. Вебинар «Новые копметенции воспитателей детских садов» (участие-сертификат)

Распространение передового опыта.

14.11.2022 г. Всероссийская конференция для руководителей и специалистов ПМПК… «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся (16 часов-сертификат)

 29.11.2022 г. Конкурс авторских мастер-классов учителей-дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (3 место – диплом)

 28.04.2023 г. XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (участник – сертификат)

Публикации в сети интернет, печатных изданиях

29.04.2022 Сборник XII Всероссийского симпозиума… Часть 2 Статья «Особенности дистанционного взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с ОВЗ» стр.38. Чита ИРО Забайкальского края    

Являюсь членом ТПМПК.

Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2021/2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

 Задачи на 2023/2024 учебный год: Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей, зачисленных на логопедический пункт. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета картотекой по дифференциации звуков и материала по обследованию детей разного дошкольного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественно­го и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.

С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....

Годовой план работы учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет) 2022-2023 уч. г.

Годовой план работы  учителя - логопеда в группе компенсирующей направленности (5- 6 лет)...