Индивидуальный образовательный маршрут для детей с заиканием
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа разработана для преодоления заикания у ребенка старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_dlya_rebyonka_s_zaikaniem.docx | 60.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39»
Рабочая программа учителя-логопеда по работе с ребёнком с заиканием
Учитель-логопед
О.Н. Радченко
I квалификационная категория
г. Ачинск
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка……………………………………………………………………..………3
- Цель и задачи реализации Программы:……………………………………………………..…….3
- Принципы реализации Программы……………………………………………………………….4
- Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей речи детей страдающих с заиканием………………………………………………………………………………………..…..4
- Материально технические условия реализации программы…………………………………….5
- Планируемые результаты…………………………………………………………………………..6
- Направления работы с заикающимся ребенком…………………………………………………..6
- Перспективное планирование……………………………………………………………………...7
- Взаимосвязь с семьями воспитанников в системе коррекционной работы…………………………………….………………………………………………………….8
- Календарно – тематическое планирование……………………………………………………….9
- Литература……………………………………………………………………………………........14
- Пояснительная записка.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических функций и процессов. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является особенно актуальным.
Обеспечение тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и педагога-психолога – важнейший аспект коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа специалистов, а также осознанная заинтересованность включения в этот процесс родителей повышают эффективность коррекционно-развивающей работы, оптимизируют её организацию и содержание.
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиции которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время можно выделить две группы причин – предрасполагающие и производящие (провоцирующие), которые могут как способствовать возникновению заикания, так и непосредственно вызывать его.
Адаптированная образовательная программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с детей 5 – 7 лет, страдающих заиканием при относительно нормальном общем развитии речи и интеллекта.
Программа разработана с учетом положений общей и коррекционной педагогики и специальной психологии.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
- Цель и задачи реализации Программы:
Цель: целенаправленная работа по коррекции речевых нарушений, профилактике возможных затруднений при овладении чтением, письмом развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к следующей ступени обучения.
Задачи:
- нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.
- обучение правильной технике речи и обучение навыкам самоуправления;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания;
- развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций;
- развитие диалогической речи
- Принципы реализации Программы:
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР и заиканием, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
∙ принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
∙ принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
∙ принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
∙ принципы интеграции усилий специалистов;
∙ принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
∙ принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
∙ принцип постепенности подачи учебного материала;
∙ принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях
- Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей речи детей страдающих с заиканием
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.
В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.
Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.
Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.
При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, э и др. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).
У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.
Некоторые из указанных особенностей свойственны и не заикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.
Указанные особенности определяют специфичность задач коррекционно-развивающего воздействия
- Материально технические условия реализации программы
Для реализации программы используется кабинет логопеда.
Планировка и оформление помещения созданы с учётом особенностей организации реализации рограммы. Кабинет оборудован необходимым набором технического, игрового оборудования, наглядно-дидактическим материалом. Всё игровое, специальное и техническое оборудование имеет свои отдельные места расположения.
Размещённый ниже перечень технического оборудования и необходимого
игрового оснащения в кабинете логопеда, для реализации программы, делится на два
центра: центр речевого и креативного развития и центр моторного и конструктивного
развития.
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
- Стол со стульями для логопедических занятий.
- Зеркало с лампой дополнительного освещения.
- 2 стульчика для занятий у зеркала.
- Логопедический альбом для обследования детей 3-4 лет
- Логопедический альбом для обследования детей 4-5 лет.
- Логопедический альбом для обследования 5-6 лет.
- Логопедический альбом для обследования 6-7 лет.
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счётный материал.
- Картотека словесных игр.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда
1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем
лексическим темам.
2. Разрезные картинки и пазлы.
3. Кубики с картинками.
4. Массажные мячики и «ежи».
5. Игрушки шнуровки и застёжки.
6. Мелкая и средняя мозаика и схемы выкладывания узоров из них.
7. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
8. Плоскостной геометрический конструктор.
6. Планируемые результаты
Положительная динамика наблюдается в виде:
- снижения страха речи,
- улучшении голосовых модуляций,
- формировании навыков темпо-ритмической организации речи,
- интонационно-мелодической выразительности,
- развитии способности более адекватно выражать свое эмоциональное состояние,
- активизации общения, выработке адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях,
- в формировании более уверенного поведения, снижении тревожности, развитии произвольной регуляции.
7. Направления работы с заикающимся ребенком:
1.Работа над дыханием.
Выработка правильного полного вдоа и выдох. Обучение технике диафрагмально- релаксационного типа дыхания. Формирования навыка диафрагмального вдоха удлиненного, равномерного, плавного выдоха, устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения. Использование дыхательных упражнений с движениями, комплексной релаксационной гимнастики.
2. Работа над артикуляцией.
Использование специальных упражнений для органов артикуляции, мимических мышц. Обучение приема самомассажа.
3.Работа над гласными звуками.
Работа над голосоподачей и голосоведением, интонацией на материале отдельных звуков и сочетаний гласных звуков
4.Работа над согласными звуками.
Работа с «трудными» звуками (изолированными согласными и стечением согласных). Обучение вибрационному массажу со звуком.
5.Работа над слогами.
Работа на материале закрытых слогов, открытых слогов, слогов со стечением согласных. Отработку трудных звукосочетаний можно сочетать со специальными упражнениями: дыхательные упражнения с движениями, упражнения для работы над интонацией, темпом и ритмом речи.
6.Работа над словами и фразой.
Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки (сколько слов, столько движений руки – по методике Богомоловой А.И.). Порядок работы: Работа над словами, начинающимися с гласных звуков, согласных звуков (разная позиция ударности). Использование речевых игр и счетных упражнений. Введение речевых правил. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над простой фразой, развернутой фразой, состоящей из нескольких смысловых отрезков. Использование вопросно- ответной речи. Введение кратковременных речевых заданий. Использование речевых правил.
7.Работа над выразительной речью.
Речевой материал побирается с учетом возраста детей . речь сочетается с движением руки. Работа над логическим ударением, интонацией, паузами на материале фраз и коротких рассказов из жизни детей (о школе, классе и т.д.). Использование речевых и дидактических игр.
8.Работа над стихотворной речью.
Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: сказки в стихах, стихи, басни, речевые игры. Разбор текста (расстановка знаков ударения, слитности, пауз). Использование хорового и самостоятельного чтения, заучивания наизусть. Прослушивание аудиозаписей актёров, декламация совместно с аудиозаписью. Мелодекламация.
9. Работа над диалогической речью.
Использование чтения по ролям, заучивания наизусть.
10.Пересказ прочитанного текста.
Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: короткие повествовательные рассказы, рассказы разные по объёму, пересказ школьных уроков. Использование хорового, сопряжено- отраженного чтения, самостоятельного чтения, чтения по ролям, пересказ своими словами. Использование специальных речевых правил для дальнейшего закрепления речевых навыков.
11.Составление рассказов по серии.
Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Можно сочетать одновременно с работой над пересказом. Порядок работы: составление рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок. Виды работ: составление рассказа с помощью вопросов, составление письменного палана рассказа, составление рассказа- описания, рассказа о прочитанной книге, просмотренном фильме, телепередачи.
12. Составление рассказов на заданную тему
Речевой материал подбирается с учетом возраста детей. Речь сочетается с движением руки. Порядок работы: небольшие сообщения на бытовые темы, тематические сообщения.
13. Разговорные уроки
Речь с движением руки и без. Виды работ: выбор темы и коллективный разговор, диалоги.
Структура логопедического занятия при заикании
1. Орг. момент с элементами психотерапии.
2. Общая моторная зарядка. Для снятия мышечного напряжения; Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела; Преодоление двигательных уловок.
3. Речевая зарядка:
4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);
5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;
6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).
8. Работа по закреплению навыков правильной речи: сопряжённая фонема; отражённая фонема; вопросно-ответно форма, самостоятельная речь.
8. Перспективное планирование:
1 период. Молчания.
Воспитание внимание к речи. Учить детей внимательно слушать образец речи воспитателя, точно выполнять словесные задания в указанной последовательности.
- Работа над постановкой дыхания
- обучение релаксации
- подача голоса
- развитие мышц лица через релаксацию
- логоритмика
- артикуляционная гимнастика
- воспитание слухового внимания
- воспитание слуховой памяти
- воспитание зрительного внимания
- воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности
- развитие мелкой моторики
2 . Период шепотной речи продолжение работы предыдущего периода
- игры с пением, хороводы
- координация речи с движением через подвижные игры
- воспитание голоса и мягкого голосоначала
- игры на звукоподражание
3. Период сопряженной речи
4. Период отраженной речи (4 неделя октября)
- продолжение работы предыдущего периодов
- обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов
5. Вопросно–ответная речь
- продолжить работу предыдущих периодов
- ответы на вопросы при наглядной опоре
- включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает
- работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого
- учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору
работа над сходством и различием предметов: предметные картинки или натуральные объекты: а) с помощью конкретных вопросов б) без вопросов
словесные дидактические игр
произнесение фразы на выдохе
деление фразы на короткие логические отрезки
деление ударного гласного в слове, опора на него
6. период - Самостоятельная речь.
- Пересказ короткого прочитанного рассказа Л.Н. Толстого, К. Ушинского
- развертывание рассказа с использованием словарного запаса, знаний грамматики, вариативности ответов
- рассказ на сравнение предметов (сходство и различие)
- творческие рассказы о проделанной работе
- пересказ прочитанной сказки
- составление рассказов или сказок по данному началу или концу
- закрепление распространенной фразы в рассказах или сказках с использованием дополнений, определений, суффиксов, префиксов, синонимов, антонимов, различных согласований, предлогов, вариативности
- рассказ по сюжетной картине: а) главное б) второстепенное
- Взаимосвязь с семьями воспитанников в системе коррекционной работы
Эффективность коррекционной и развивающей работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения напрямую зависят от степени участия и заинтересованности в положительном результате родителей воспитанников. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Программа ориентирует на тесное взаимодействие с родителями, которые в свою очередь должны участвовать в реализации программных задач, в создании условий для полноценного и своевременного развития дошкольника.
Основные задачи работы с родителями:
•установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
•объединить усилия для развития и воспитания детей;
•создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
•активизировать и обогащать
воспитательные умения родителей;
•поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников таковы:
•доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
•индивидуальный подход;
•сотрудничество, а не наставничество;
•динамичность;
•открытость
10. Календарно – тематическое планирование
Октябрь | ||
Понедельник | Среда | |
Режим молчания | 1 Оргмомент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука Л) 2.Релаксационные упражнения («Воздушные шарики») 3.Диагностическое обследование. 4.Выработка диафрагмального дыхания ( положение лежа) Режим молчания. | 1. Оргмомент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука Л) 2.Релаксационные упражнения («Спящий котенок») 3.Диагностическое обследование. 4.Выработка диафрагмального дыхания ( положение лежа) Режим молчания. |
шепотная речь. (дети и взрослые говорят шепотом) | 1 Оргмомент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика (для постановки звука Л) 2.Релаксационные упражнения ««Шишки» 3.Диагностическое обследование. 4.Выработка диафрагмального дыхания ( положение лежа) 5. Знакомство с 1 правилом речи. « Подумай, что ты хочешь сказать» | 1 Оргмомент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука Л) 2.Релаксационные упражнения («Воздушные шарики») 3.Диагностическое обследование. 4.Выработка диафрагмального дыхания ( положение лежа) 5. Повторение 1 правила речи. ( рисуем символ : вопрос «Что ты хочешь сказать») |
Шепотная речь (дети и взрослые говорят шепотом) | 1 Орг. момент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука Л) 3.Развитие фонематического слуха « Ловишки» 4..Релаксационные упражнения «Холодно— жарко» 6.Дыхательные упражнения по Стрельниковой « Ладошки», «Пагончики» 5. знакомство со 2 правилом: « Перед началом речи вдохни глубоко, спокойно, полно. 6. Д\И « Чего нет?» ( Фрукты, Овощи) | 1 Орг. момент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука Л) 3.Развитие фонематического слуха « Ловишки» 4..Релаксационные упражнения «Драгоценность» 6.Дыхательные упражнения по Стрельниковой « Ладошки», «Пагончики», « Насос». 5. Знакомство со 2 правилом: « Перед началом речи вдохни глубко, спокойно, полно». 6. Д\И «Скажи ласково» ( Фрукты, Овощи) |
Сопряженная речь ( ребенок говорит совместно с взрослым) | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика (для постановки звука Л) 2.Релаксационные упражнения («Облака») 3.Дыхательное упражнение + « Кошки» 4. речевая зарядка ( Пение гласных по кругу) 5. знакомство со 3 правилом: «Говори плавно, спокойно, неторопливо» 6.Д/И « Какой лист?» ( относительные прилагательные) | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Артикуляционная гимнастика ( для постановки звука Л) 2.Релаксационные упражнения («Дерево») 3.Дыхательное упражнение + «Обнималки»» 4. речевая зарядка ( Пение гласных по кругу с изменением высоты голоса) 5. Повторение 3 правила: «Говори плавно, спокойно, неторопливо» 6.Д/И «1 - много» (тема Деревья) |
Ноябрь | ||
понедельник | среда | |
1 неделя Сопряженная речь ( ребенок говорит совместно с взрослым) | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л ( начальная позиция в слове) 2.Релаксационные упражнения («Орех») 3.Дыхательное упражнение + «Голова» 4. Речевая зарядка ( Пение гласных по кругу с изменением высоты) 5. Знакомство со 4 правилом: «Говори на выдохе» 6. Д/И « Счет» (тема Грибы, Ягоды) | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л ( начальная позиция в слове) 2.Релаксационные упражнения (««Игра с песком»») 3.Дыхательное упражнение + « Ушки» 4. речевая зарядка ( Пение гласных по кругу с изменением тембра) 5.Повторение 4 правила речи: «Говори плавно, спокойно, неторопливо» Рисуем символ. 6.Д/И « Склонение» ( тема Грибы, Ягоды) |
2 неделя Сопряженная речь ( ребенок говорит совместно с взрослым) | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л ( начальная позиция в предложении) 3.Релаксационные упражнения (««Муравей»») 4.Дыхательное упражнение + «Маятник маленький» 5. Речевая зарядка ( Счет до 10) соблюдая правила речи. 6. Знакомство с 5 правилом: «Опора на гласные» 7.Д/И « Детеныши» | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л ( начальная позиция в предложении) 3.Релаксационные упражнения («Штанга») 4. Дыхательное упражнение + «Маятник большой» 5.Речевая зарядка ( Счет до 10) соблюдая правила речи. 6.Повторение 5 правила речи: «Опора на гласные» Рисуем символ. 7. Д\и «Чей,чья,чье»( притяжательные прилагательные). |
3 неделя Отраженная речь | 1 Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л ( начальная позиция в скороговорках) 3.Релаксационные упражнение «Улыбка»») 4. Дыхательное упражнение ( повтор всех) 5.Речевая зарядка (Счет до 10 с мячом) 6.Знакоство с 6 правилом речи « Ударение» 7. Д\и «Лото» 8. Чтение стихотворения А.Барто «Зайка» (т.к оно известно ребенку) | Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л ( начальная позиция в скороговорках) 3. Релаксационные упражнение ««Солнечный зайчик»»») 4. Дыхательное упражнение ( повтор всех) 5. Речевая зарядка « Дни недели» 6. Повторение правила №6 « Ударение».Рисуем символ. 7.Д\И « Кто где живет» 8. Чтение стихотворения А.Барто « Мишка» (, т.к оно известно ребенку) |
Отраженная речь | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в средней позиции) 3. Релаксационные упражнение ««Бабочка») 4. Дыхательное упражнение ( повтор всех) 5. Речевая зарядка с движением « Три веселых поросенка » 6. Повторение правила №7 «Пауза».Делаем паузу после смыслового отрезка. 7.Д\И « У кого что?»( составление простого предложения по картине: У Тани кофта. Тема « Одежда») 8. Чистоговорка: Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки. Логопед читает, ребенок повторяет сам) | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в средней позиции) 3. Релаксационные упражнение «Качели» 4. Дыхательное упражнение ( повтор всех) 5. Речевая зарядка с движением «Скороговорка : У ежа -ежата, у ужа-ужата» 6. Повторение правила №8 «Пауза».Рисуем символ. 7. Д\И « Без чего» ( детали одежды) . Например, Кофта без воротника. Предметные картинки. 8. Заучивание загадки « Варежки» В.Нищева |
Декабрь | ||
Понедельник | Среда | |
1 неделя Вопросно-ответная речь | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в средней позиции) 3. Релаксационные упражнение ««Сосулька»» 4. Дыхательное упражнение ( повтор всех) 5. Речевая зарядка с движением «Скороговорка : От топота копыт, пыль по полю летит» (с дерижированием) 6. Знакомство с новым правилом: «Мягкая атака согласных» 7. Речь и движение « Снежная баба» Н.В.Нищева 8. Д\И « Подбери признак» ( тема Зима).Сюжетная картинка. 9. Работа с диалогом: «Медведь» Г.Виеру. Ты куда идешь, медведь? - В город елку присмотреть. - А зачем тебе она? - Новый год встречать пора. - Где поставишь ты ее? - В дом возьму к себе, в жилье. - Что ж не вырубил в лесу? - Жалко, лучше принесу. | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в средней позиции) 3. Релаксационные упражнение «Сосулька»» 4. Дыхательное упражнение ( повтор всех) 5. Речевая зарядка с движением «Скороговорка : От топота копыт, пыль по полю летит» ( с дерижированием) 6.Повторение правила : «Мягкая атака согласных» Рисуем символ. 7. Речь и движение: « Снежок» с мячом. 8. Д\И « Что перепутал художник?» 9.Диалог. ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ В.Орлов -Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? -Потому, что снег и лёд - Не малина и не мёд! |
2 неделя Вопросно-ответная | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в конце слова) 3. Релаксационные упражнение ««Снежинка»» 4.Дыхательное упражнение («Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу». 5. Речевая зарядка с движением « Мяч» С.Я.Маршак ( с отбиванием мяча) 6.Повторение правил речи, выкладываем символы по порядку. 7. Речь и движение: «Снегири».В.Нищева. 8. Д\И «Кормушка»( отработка предложения с предлогами) 9. Рисуем поэтапно снегиря. (Вопрос логопед строит так, чтобы ребенок начинал ответ с последнего слова в вопросе, ответ полный) | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в конце слова) 3. Релаксационные упражнение « Кулачки» 4. Дыхательное упражнение « Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х». 5. Речевая зарядка с движением « Я знаю пять названий птиц» ( с мячом) 6. Повторение правил речи, выкладываем символы по порядку. 7. Речь и движение: «Снегири».В.Нищева. 8. Д/и «Много кого на ветке?» 9. Загадка « Снеги рь» В.Нищева 10. Поэтапно делаем аппликацию « Снегирь». Поэтапный рассказ своей работы. |
3 неделя Вопросно- ответная речь. | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в конце слова) 3. Релаксационные упражнение « » 4.Дыхательное упражнение «КАША КИПИТ» • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. • Выдыхая, громко произносить • «ф-ф-ф-ф-ф». • Повторить 3—4 раза. 5. Речевая зарядка с движением «На дворе трава, на траве дрова 7. Д\и « Подбери признак» , «Чей, чья, чье» ( притяжательные местоимения).Тема домашние птицы. 9. Д\И « Подружи слова» (деформированное предложение) 10. Сказка диалог «Бобовое зернышко» ( пальчиковый театр) | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в конце слова) 3. Релаксационные упражнение « » 4.Дыхательное упражнение «ПАРОВОЗИК» • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». 5. Речевая зарядка с движением «Ехал Грека через реку, 6. Повторение правил речи, выкладываем символы по порядку. 8. Д\и « Семейка» ( домашние птицы) 9. Д\И « Утенок и цыпленок» ( сериация « Истории в картинках») 10. Составление диалога, рассказ. |
Самостоятельная речь. | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в стихах, текстах) 4.Дыхательное упражнение «НАСОС» 5. Речевая зарядка с движением «Месяца»( щагаем) . Повторение правил речи, выкладываем символы по порядку. 7 . Д\и «Что сначала, что потом ( словообразование гл.сов., и несов.вида) 9. Д\И « О чем мечтают дети» (П.п ед.число существительных) 10. Д\И « Составить предложение из 2-х слов) | 1. Орг.момент с элементами психотерапии 2.Автоматизация звука Л (в стихах, текстах) 4.Дыхательное упражнение «Шар» 5. Повторение правил речи, выкладываем символы по порядку. 6.. Речевая зарядка с движением «Диалог Вы сегодня умывались? 7. Д\и «Счет» 9. Д\И « Из чего?» Относительные прилагательные. 10. Сериация «Девочка и кукла».Составление рассказа по серии картин. |
Литература
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А.Логопедия. Заикание. – М.,2003.
- Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. – Астрель, 2009
- Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М.,1983.
- Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2012
- Миронова С.А.Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.:Просвещение,1991.
- Выгодская И.Г,Пелингер Е.Л. « Устранение заикания в игровых ситуациях» Москва,Просвещение 1993.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.М:.Просвешение 1995.
- Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М.просвещение 1993.
- Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика Мегафора 2004
- Горбушина Л.А.,А.Николаичева. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. 1983
11. Поварова И.А. «Коррекция заикания в играх и тернингах»
12. И.Ю. Абелева,Н.Ф.Синиццына « Если ребенок заикается» М:.Просвещение 1969
13. Н.П.Тяпугин « Заикание» М:.Медицина 1966
14. М.Е.Хватцев « Заикание- недуг устранимый» Спб Медицина 1972
15. В.И Селиверстов « Заикание у детей» М:. Просвещение 1972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута сопровождения детей в рамках ПМПк
ИОМ - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического воздействия специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного време...
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ...
индивидуально - образовательные маршруты для детей от 1 года до 3-х лет
Маршруты разработаны для коррекуционно - развивающей работы с детьми, отстающими по эпикризным срокам (от 1 до 3-х лет)...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которо...
Индивидуально-образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
В публикации представлен образец индивидуально-образовательного маршрута учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ЗПР....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ для детей 4-5 лет по образовательным областям - образцы
Индивидуальные образовательные маршруты для детей 4-5 лет по образовательным областям. (образцы)Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» / «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» /...