Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
методическая разработка по логопедии на тему
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):
Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка и
ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. При этом на первый план выходит оценка уровня готовности обучающихся к освоению программы и уровень компенсации нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования , где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка . Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку , сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования "). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания : только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Индивидуальный подход, к которому привыкли педагоги, становится все более контекстным, зависящим от условий социальной ситуации развития ребенка и от системы взаимосвязей вовлеченных в него специалистов. В эти условия входят: определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО); содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий; конкретные организационные формы обучения; индивидуальный маршрут; специальная подготовка педагогических кадров.
Сам процесс реализации комплекса данных условий с сопоставлением индивидуальных образовательных потребностей детей и запросов их семей, с учетом имеющихся образовательных ресурсов получил название индивидуализации образования . Он опирается на совокупность подходов, на основании которых возможно обеспечение индивидуализации обучения и воспитания: индивидуальный , личностно-ориентированный, субъектный, деятельностный , социокультурный.
Под « индивидуальными образовательными потребностями » ребёнка с ОВЗ понимаются особенности мотивационной, познавательной , эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
Современные научные представления позволили ученым выделить общие для разных категорий детей с ОВЗ особые образовательные потребности : В аспекте времени начала специального образования. В аспекте содержания образования . В аспекте методов и средств обучения . В аспекте организации обучения . В аспекте продолжительности образования. В аспекте определения круга специалистов. В аспекте границ образовательного пространства.
В связи с этим возникла необходимость в создании индивидуального образовательного маршрута ребенка , который позволяет : 1. Организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно-развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его развитию , объединив усилия всех специалистов ДОУ; 2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников; 3. Создать условия для успешной адаптации к школьному обучению . Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении: • Интеллектуального; • Эмоционально-волевого; • Деятельностного ; • Нравственно-духовного .
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития , которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка и ориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, на результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. При этом на первый план выходит оценка уровня готовности обучающихся к освоению программы и уровень компенсации нарушений.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка с ОВЗ : • Создать благоприятную развивающую предметно-пространственную среду для развития ребенка; • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком : придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются : - для детей, не усваивающих образовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья. -для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается в несколько этапов : 1. Диагностический. 2 . Составление индивидуальной программы коррекционной работы на полугодие. 3 . Реализация индивидуальной программы коррекционной работы. 4 . Аналитический (завершающая диагностика) .
По отношению к детям с ОВЗ Индивидуальный образовательный маршрут определяется педагогами как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут включает следующие компоненты : целевой содержательный технологический диагностический организационно-коррекционно-педагогический результативный
При проектировании ИОМ важно опираться на принципы: Принцип систематической ступенчатой диагностики. Принципы учета особенностей высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Принцип прогнозирования динамики развития ребенка Принципы комплексности, профессионального сотрудничества и сотворчества. Принцип индивидуального подбора педагогических технологий. Принцип учета субъект – субъектного взаимодействия в процессе обучения и воспитания. Принцип контроля и корректировки.
Образовательный маршрут включает основные направления: • развитие общей и мелкой моторики ; • развитие культурно-гигиенических и социально-коммуникативных навыков; • формирование деятельности ребенка; • развитие речи; • формирование представлений об окружающем мире; • формирование представлений о пространстве, времени и количестве .
Методы: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; • Игры, упражнения и тренинги; • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов; • Приемы арт – терапии; • Релаксационные психогимнастические упражнения.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы в соответствии с целевыми ориентирами Согласно ч. IV Стандарта, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики: Ребёнок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи. Ребёнок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности. Ребёнок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству. Ребёнок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты. Ребёнок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения. Ребёнок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.
Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год: положительная динамика : высокий уровень; положительная динамика : выше среднего уровень; относительно – положительная динамика : средний уровень; незначительная динамика : низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика .
Список литературы Агапова И. А. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида в условиях интеграции / Агапова И. А., Дедюхина Г. В. // Логопедия. – 2008. – №2. – С. 37-45. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. Комплект книга+диск . Учитель , 2016 Головчиц Л.А., Андреева Е.Л. Принципы разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под ред. Л.А.Головчиц : учебное пособие. - М.: Логомаг , 2015. - С. 208 - 213. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого – педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика/май/2008 Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребенка от 2 до 3 лет.- Волгоград: ТД "Учитель- Канц " , 2016 (аналогичные журналы есть для других возрастов: от 3 до 4, от 4 до 5, от 5 до 6, от 6 до 7 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута сопровождения детей в рамках ПМПк
ИОМ - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического воздействия специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного време...

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвещена основным проблемам проектирования и реализации индивидуальных маршрутов....

«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»
Доклад по статье«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»...
Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

Актуальные вопросы проектирования и условия организации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Если ребёнок не может учиться так, как мы учим,может быть, мы должны учить так, как он умеет" Ignacio Estrada"Индивидуальный подход в воспитании и развитии ребё...

Методическая разработка: "Проект индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО"
Согласно инструктивно-методическому письму Комитета по образованию от 04.02.2016 г. № 03-20-322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий предусмотренных и...