Конспект логопедического занятия в группе комбинированной направленности от 5 до 6 лет «Звуки [С]- [Ш].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш]; Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш]; Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] и [ш] в слогах, словах и в предложениях.
Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, дикцию, речевое дыхание, силу голоса; Развивать графические навыки и мелкую моторику рук; Развивать артикуляционный аппарат.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать внимание и культуру речевого общения.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мягкая игрушка кошка Снежинка, предметные картинки со звуками (с) и (ш), мяч, тетради, карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне в ответ. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и здоровье, а выдохните через рот все обиды и огорчения.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла кошка. А как её зовут, я вам не скажу. Отгадайте загадку, и узнаете, какая у кошки кличка.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла. (Снежинка)
- Основная часть
1.Артикуляционная гимнастика
Ребята, сегодня мы будем учиться различать звуки (с) и (ш). Кошка Снежинка хочет научиться правильно произносить свои любимые звуки. Давайте мы с вами ей в этом поможем. А для начала, вместе с кошкой Снежинкой выполним артикуляционную гимнастику для того, чтобы нам красиво, чётко произносить звуки, слова. Упражнения: «Горка», «Ветерок дует с горки», «Чашечка», «Дуем с чашечки».
«Горка» («мостик»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Ветерок дует с горки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Фокус» («Дуем с чашечки»)
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Логопед: Возьмите зеркала и произнесите эти звуки (с) и (ш)
2. Характеристика и сравнение артикуляционных профилей звуков (с) и (ш). - Ребята, давайте вспомним, как мы произносим звуки (с) и (ш)
Когда произносим звук Ш – губы округляем, зубы отдалены, язык поднят вверх «чашечкой», голос не работает, теплая воздушная струя проходит по середине языка, звук согласный и твердый;
Когда произносим звук (с) – губы в улыбке, зубы сближены, язык за нижними зубами, голос не работает, холодная воздушная струя проходит по желобку языка, звук согласный и твердый.
- Чем отличаются эти звуки друг от друга?
Вывод детей: Звуки отличаются положением губ и языка.
3.Выделение и различение звуков [с] - [ш]:
Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слоге есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук [Ш], сжимаете пальчики в кулачки.
ша, то, со, су, ши, аш, ок, ис, ош, ши, ос, са.
В слове: сумка, гуашь, капуста, шашки, мясо, машина, сосиска, масло, малыш, сушка, шалаш, камыш, карандаш,лаваш, ландыш, ерш, брошь, нос, уксус, контрабас, космос, шоссе.
4. Дидактическая игра «Шкатулки».
- У кошки Снежинки есть две шкатулки, зеленая и синяя. В синюю мы должны сложить картинки со звуком С, а в зеленую со звуком Ш.
Ш - мешок, мышка, гармошка, вишни, ромашка, карандаш, шишка, камыш.
С – сарафан, сыр, совок, сапоги, миска, снеговик, каска, ананас.
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
5.Пальчиковая гимнастика
Глаша каши наварила, (варим кашу)
Кашей Сашу накормила, (загибаем пальчики одновременно на двух Накормила Пашу, Дашу, руках)
Мишу, Машу и Наташу.
Положила кашу в плошки (складываем ладошки для кошки)
Для собаки и для кошки.
Отложила кашу в миске, (сжимаем кулачок, оттопыриваем мизинчик,
Чтобы кашу съели мышки. двигаем им вверх-вниз)
6. Работа над чистоговорками (нормальный темп, медленный, быстрый).
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
Наша серая кошка сидела на крыше,
А ваша серая кошка сидела выше.
- Назовите слова, в которых есть звук (с).
- Назовите слова, в которых есть звук (ш).
7. Дидактическая игра «4 лишний»
- Ребята, смотрите кошка Снежинка не знает, как выполнить упражнение «4 лишний». Поможем ей?
- Шапка, мышка, шуба, носки.
- Сапоги, автобус, самокат, машина.
- Шкаф, стенка, стакан, софа.
- Собака, кошка, свинья, соболь.
- Заключительная часть.
– Чему сегодня научились?
– Вам понравилось играть с кошкой Снежинкой?
– А что вам запомнилось больше всего?
– Вы хорошо отвечали, играли, Снежинке у вас тоже очень понравилось. Она много узнала про звуки С, Ш.
Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного занятия в группе комбинированной направленности для детей 6-7-лет «Музыкальная история»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -Центр развития ребенка – детский сад первой категории№19 «Ивушка» г. Сальска Конспек...
Конспект интегрированного занятия в группе комбинированной направленности с ребёнком ЗПР
Конспект интегрированного занятия в группе комбинированной направленности с ребёнком ЗПР...
Пальчиковый театр «Теремок» (конспект подгруппового занятия в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет)
Целью данного занятия является: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. В ходе занятия дети сами действуют за героев, используя пальчиковые куклы, изготовленные из фетра, к сказке &q...
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».Ход деятельности занятия ТемаЦельЗадачиСловарная работаОборудование&laqu...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ».
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ». Цели:- Коррекционно-образовательные: Знакомство с согласн...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащи...