Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой. Дифференцируя звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному употреблению их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dif_sogl_zvukov.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 г. Кропоткин
Дифференциация согласных звуков
в подготовительной
группе компенсирующей направленности.
Составила:
Учитель-логопед Шурховецкая И.А.
2023г.
Тема: «Дифференциация согласных звуков».
Цель:
Формировать навык различения гласных и согласных звуков и букв.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.
- Закреплять знания о характеристиках звуков.
- Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
- Совершенствовать буквенный гнозис и праксис.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.
- Формировать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать фонематическое восприятие; артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
- Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.
- Систематизировать знания об осени и осенних явлениях;
- Активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
- Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
- Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.
- Расширять представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: листья деревьев, картина «Осень», муляжи овощей , предметные картинки, плакат «Сентябрь», карточки со словами , карточки с набором букв, карточки с письменными заданиями, компьютер.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветственное слово учителя-логопеда.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем учиться различать согласные звуки. Мы с вами уже знаем, что гласные отличаются от согласных тем, что произносятся голосом, без каких либо преград, а вот согласные -наоборот, произносятся с помощью язычка, горлышка, губ, мышц рта.
II. Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают,
Когда это бывает? (Осенью)
Логопед: Ребята, сегодня поговорим про осень, и проведём дыхательную гимнастику.
Работа по развитию дыхания.
1. Развитие мимических мышц.
-Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.
-Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
-Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.
Логопед: Как дует ветер? Давайте сдуем листики с руки.
Логопед: А сейчас проведём артикуляционную гимнастику:
2. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.
- «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо. Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке), «Ух! Хорошо» (губы трубочкой)», а теперь почистил зубки – упражнение «Чистим зубки», ну и конечно он захотел подкрепиться , решил съесть вкусного варенья, упражнение «Вкусное варенье», теперь он поиграл в футбол, упражнение «Футбол», и решил присесть под грибок, отдохнуть – упражнение «Грибок».
III. Изучение нового материала.
(Выставляется картинка «Осень»)
Логопед: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Вопрос-ответ», я буду задавать вам вопросы об осени, а вы будете на них отвечать, глядя на эту картинку.
Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Приходит (что?)-… Плывут (что?)-… Дует (что?)-… Вянут (что?)-… | Желтеют (что?)-… Улетают (кто?)-… Готовятся к зиме (кто?)-… Моросит (что?)- |
-«Подбери признак»
Листья осенью (какие?)-…
Дождь осенью (какой?)-…
Погода осенью (какая?)-…
- Игра «Один – много»
Дождь – дожди, день - …., ветер - …,
туча - …, дерево - …, лист - …,
трава - …, гриб - ….
IV. Сообщение темы урока.
Логопед: Сегодня мы будем ЗАКРЕПЛЯТЬ умения различать гласные и согласные звуки
1) Отличия гласных и согласных звуков.
- Перечислим все отличия гласных и согласных звуков (пособие на доске).
Гласные | Согласные |
можно петь | нельзя петь |
нет преграды | преграда (рис. губы, зубы, язык) |
голос | шум шум+голос |
2) Развитие долговременной памяти.
Логопед: Разучим стихотворение.
Если гласный говорят -
Нет во рту у нас преград.
А если согласный сказать надо
Во рту возникает преграда.
Логопед: На письме звуки обозначаются буквами.
-Каким цветом обозначаются гласные звуки ? - красным, а согласные? – синим.
-Сколько гласных букв мы с вами знаем? (а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я- их 10)
-Cколько согласных букв? (21, и ъ б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, )
3) Развитие фонематического восприятия.
Игра «Выбери картинку»
- Назовите предметы на картинках (10 предметов).
- Назовите только те, в названиях которых вы слышите звук
А - 8 картинок (АВТОБУС, АРБУЗ, АПЕЛЬСИН, ТЫКВА, ИГРУШКА,РЫБА, ПАЛЬТО, АНАНАС)
О - 2 карт.( ПАЛЬТО, АВТОБУС)
У – 5 карт.(ДУБ, ЛУК, УЛИТКА,АРБУЗ, АВТОБУС)
Ы – 2 карт. (РЫБА, ТЫКВА).
V. Работа над закреплением гласных и согласных.
Прочитайте слова, назовите (согласные). Посчитайте буквы, напишите количество. Учитель даёт образец. (Дети выходят к доске)
Слова: дождь, осень, листья, ветер, сентябрь.
Работа над словообразованием.
- Отгадайте, о чём мы будем говорить дальше.
Загадка.
Растут – зеленеют.
Упадут – пожелтеют.
Полежат – почернеют.
- Правильно, ребята, это листья.
- Назовите ласково «лист». (Листочек)
- Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)
- Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово «л,и,с,т,и,к».
- Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников:
берёза, осина, рябина, клён, ива, дуб.
- С какого дерева лист? (с берёзы)
- Значит, какой это лист? (берёзовый лист).
Далее проводится аналогичная работа и с листьями других деревьев: клён – кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, дуб – дубовый и т.д.
- Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем закрывают глаза, а логопед убирает один лист.
- Какого листа не стало?
Развитие буквенного праксиса, гнозиса, фонематических представлений.
Игра «Волшебный мешочек» или «Чудесная корзина».
- В «Волшебном мешочке» перемешались муляжи овощей.
Подходите по одному. Доставай овощ, ощупывай, узнавай.
Называем первый звук, даём ему полную характеристику?
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Логопед: О каком времени года говорили?
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Чем они различаются?
(Можно дать дом. задание на печатных листочках).
Оценка деятельности детей. Рефлексия.
Логопед: Подойдите все к лесенке успеха.
- Соберите пазл «Осень и Смешарики».
- Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо. Наведите порядок на столах.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Представляю вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей 4-5 лет....
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР (с участием родителей)
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующейнаправленности для детей 6-7 лет с ОНР(с участием родителей)...
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дифференциация звуков [П-Б]. Буквы – П и Б»
Цели данного занятия: диффегенциация звуков [П] - [Б], закрепление знаний букв "П", "Б". На занятии формируется умение выделять и различать закрепляемые звуки П - Б; закрепить обра...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ».
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ». Цели:- Коррекционно-образовательные: Знакомство с согласн...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Путешествие по России»
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Путешествие по России»Образовательные задачи.Активизация и актуал...
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности от 5 до 7 лет «Звуки [к], [т], [п].
Задачи:Коррекционно-образовательное:- учить детей различать звуки П-Т-К по акустическим и артикуляционным признакам.- учить определять наличие или отсутствие данного звука в слове.- совершенство...