Конспект логопедического занятия для детей старшей группы (6-7 лет) (ФФНР, стертая дизартрия) «Мишкин урок» по материалам лэпбука "Мишкина книжка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учереждение
«Детский сад № 2 р.п. Семибратово»
Конспект логопедического занятия
для детей старшей группы (6-7 лет)
(ФФНР, стертая дизартрия)
«Мишкин урок»
Цель: Автоматизация и дифференциация шипящих звуков
По материалам лэпбука «Мишкина книжка»
Учитель-логопед: Кукушкина
Юлия Николаевна
Семибратово, 2021
Я читаю книжку Мишке,
Как любимому сынишке:
Слушай, Мишка, мой рассказ
И не будет бед у нас!
Мишка слушал, сидя в кресле
Я подумала, а если,
Мишка станет мой живой
И поговорит со мной!
Будет Мишка лучший самый,
Я тогда на радость маме,
Научу его читать,
А сама пойду гулять!
Косарев В.
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришли воспитатели нашего детского сада. Я много раз рассказывала им о том, чему мы с вами научились и в какие игры любим играть и они, конечно же, очень захотели прийти к нам на занятие.
А начнём мы как всегда с разминки:
Упражнения на развитие межполушарных комиссур: «Кулак-ладонь», «Рыбы-ВО!», «Заяц-коза» (впервые).
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.
Такие игры не только полезны, но и помогают настроить общение на дружелюбный лад.
- Ребята, вы научились хорошо выполнять знакомые вам упражнения и не плохо справились с новым для вас заданием. А теперь я предлагаю вам открыть первую страницу «Мишкиной книжки». (Данный ЛЭПБУК «Мишкина книжка» является сборником дидактических игр и заданий на автоматизацию и дифференциацию шипящих звуков.
Не для кого не секрет, что самой кропотливой и длительной работой по становлению звуков в речи является этап автоматизации. На данном этапе работы также необходимо обязательное привлечение родителей, чего добиться не всегда просто. Каждый специалист-логопед ищет свой путь к сотрудничеству.
Цель создания пособия «Мишкина книжка»:
- Сделать работу по автоматизации и диффернциации шипящих звуков интересной и занимательной для ребенка, понятной и удобной для использования родителями.
В пособии собраны и поэтапно размещены задания по подготовке к постановке и автоматизации звуков. В отличии от Домашних тетрадей для атвоматизации звуков пособие интересно тем, что все карточки и картинки находятся в доступе для детей. Каждая игра может быть использована по разному в зависимости от поставленной взрослым целью.
Пособие не является завершенным, благодаря пружинному креплению в дальнейшем планируется дополнение его страницами с новыми заданиями. )
Надеюсь, что мои коллеги так же найдут его заниматиельным
и эффективным в использовании.
Стр. 3 Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.
Медведь Мишка утром встал, Чистить зубки побежал: Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело, Пополощем ротик И не капнем на животик. | Цель : укрепление и фиксация кончика языка за верхними зубками, укрепление мышц языка. Инструкция: 1) улыбаемся, открываем рот, показываем верхние зубы. 2) кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, двигая кончиком языка из стороны в сторону (вправо и влево). 3) так же "чистим" наши зубки и с внешней стороны. |
Мишенька расчёску взял И причесываться стал. Мы за ним не отстаём Всё покажем языком | Цель: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Инструкция: «причесывать» зубами язык. |
Дальше по порядку Делаем зарядку. Вот и завтракать пора: Мишка нам испёк блины, Со сметаною они. | Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении. Инструкция: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. |
Знает это весь народ- Любит Мишка сладкий мёд. Языком губу оближет И подсядет к мёду ближе. | Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Инструкция: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». |
А теперь чаёк попьём Чай мы в чашечку нальём. Мишка сыт и Мишка рад, Любит Мишка всех ребят. | Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки. Инструкция: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Следим за тем, чтобы язык не дрожал. |
А теперь язык наш-мяч Начался футбольный матч. | Цель: Вырабатывать сильную воздушную струю, идущую по середине языка. Инструкция: Язык положении «Блинчик», Сдувать со стола лёгкие предметы (вата, карандаш и т.д.) |
Произнесение изолированного звука Ш , Ж и слогов с использованием «Дорожек» (рисуем пальцами обеих рук по очереди и одновременно)
Задача: Активизация работы мозга, автоматизация звуков Ш, Ж (карточки типа..)
Стр. 5
Эй, послушай, косолапый,
Разве можно кушать лапой?
-Нет, нельзя, вздохнул он грустно,
Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножко,
А потом пойду за ложкой
На странице книги картинки: миски с кашей.
Тренируемся, в образовании названия каши по названию крупы. Из риса- каша рисовая, из пшена -…
Задача: Образование прилагательных от существительных, автоматизация шипящих звуков в предложении.
Перед детьми баночки с крупами.
Игра «Узнай, что звучит»
Задачи: Развитие слухового восприятия на материалах неречевых звуков;
Знакомство с крупами, развитие тактильных ощущений
- Мишка съел всю кашу и захотел пить, взял свою чашку, а в ней…..
Дидактическое пособие «У Мишки на чашке….»
Задача: Автоматизация звуков Ш, Ж в предложении.
Дети из кармашка «Мишкиной книжки» достают карточки в виде чашки (Игра с фонариком).
Подсветив снизу чашку фонариком можно увидеть изображение и составить предложение:
У Мишки на чашке жук.
У Мишки на чашке кошка и т.д.
Стр. 6 Мишка предлагает поиграть в игру «Прятки»
Задачи: Развитие зрительного восприятия и памяти.
На круглом диске размещены картинки (8-10 штук). Ребёнок называет их, затем по команде логопеда «Раз, два, три не смотри» закрывает глаза. Логопед накрывает одну или две картинки кругами картона синего и зеленого цвета. «Раз, два, три – смотри». Ребенок открывает глаза и называет по памяти, что спрятано под кругом.
Под синим кругом спрятан шкаф.
Под синим кругом спрятана мышь, а под зелёным - шапка и т.п.
Стр. 8 «У Мишки подружки- маленькие мышки»
Задачи: Развитие зрительной памяти;
Ориентация на листе бумаги.
На странице «Мишкиной книжки» изображен шкаф с полками на которых нарисованы мышки и предмет в названии которого есть звук Ш или Ж. Ребенок называет , что видит на полках : На полке мышка и шишка, Мышка и подушка..
Логопед накрывает одну из ячеек шкафа прямоугольником картона в виде сыра.
Ребенок должен назвать где и что находится под «кусочком сыра».
В правом верхнем углу шкафа под сыром – мышка и чашка и т.п.\
Стр. 9 Игра «Кто на чем летит»
Задачи: Развите фонематического восприятия;
Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в слове;
Логопед раздаёт детям карточки и называет слова. Если в слове есть звук Ш –ребенок поднимает карточку с нарисованным на ней воздушным шаром, если звук С – карточку, с нарисованным на ней самолётом.
Далее детям даются картинки и они самостоятельно называют их и выкладывают напротив нужной карточки.
Стр. 13 «Мишка собирает шишки»
Задачи: Развитие звукового анализа слова.
Перед детьми на столе «звуковые линейки» фишки и карточки в виде шишек, на которыз изображены предметы со звуком Ш.
Ребенок берет карточку, определяет наличие и место звука Ш в слове, отображая это фишкой синего цвета на «звуковой» линейке.
Стр. 14 « Пчёлы гонятся за Мишкой»
Задача: Составление предложений с использованием предлогов на, в, за, перед, около, под.
Пчелы гонятся за Мишкой
«Жу-Жу-Жу, не будь воришкой!
Мёда нашего не трогай, проходи своей дорогой!»
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо мёда будут шишки
На носу воришки Мишки. (М.Пляцковский)
На станице «Мишкиной книжки» цветок из пчелиных сот. Отогнув лепестоц цветка ребёнок видит картинку и должен правильно составить предложение, используя предлог.
Мишка прячется под столом.
Мишка спрятался за столом и т. п.
Стр. 21 «Буквы потерялись»
Задача: Развитие фонематического слуха.
Мишка очень любит читать. Но буквы в книжке то же играют с Мишкой в прятки. Помогите Мишке найти нужные буквы, добавив звук С или Ш произнесите получившиеся слова.
Логопед читает слова, опустив звуки С или Ш. Дети должны угадать и назвать слово.
Например: …апка – Шапка; анана… - ананаС и т.п.
Ребята, вы очень помогли Мишке и показали нашим педагогам в какие игры можно играть. В «Мишкиной книжке» осталось ещё не мало игр, с ними мы познакомимся на следующих занятиях. А сегодня Мишка благодарит вас, что вы посмотрели его книжку и дарит вам вот такие картинки и карандаши («Рисуем по клеткам»). Вы можете дополнить картинку по клеткам в своё свободное время и узнаете, с кем дружит наш Мишка.
Итог занятия:
Понравилась ли вам «Мишкина книжка»?
Какие задания были особенно интересны, а какие вызвали затруднения ?
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится.
Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
Спасибо, до новых встреч!!!
С уважением Ю.Н.Кукушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень» ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группедля детей с ОНР Обитатели наших лесов ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей сОНР. Обучение пересказу....
Конспект занятия для детей старшей группы "Урок Добра"
Конспект занятия для детей старшей группы по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий....
Конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (объемная аппликация из нетрадиционных материалов) Тема: «Последний лист»
Предлагаю вниманию коллег свою разработку мероприятия НОД с использованием здоровьесберегающей технологии «Физкультурные минутки»....
Конспект занятия для детей старшей группы Тема: «Озорные корешки» (работа с природным материалом)
Данный материал поможет научить детей анализировать природный материал как основу будущей поделки (ориентироваться в материале, называть детали и их пространственные признаки, видеть в нем различные о...
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Развитие фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков"
Развитие фонематических процессов на материале неречевых звуков....