Конспект коррекционного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста умения дифференцировать звуки [б] и [ п].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Автоматизация и дифференциация поставленных речевых звуков является самым трудным и длительным процессом. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного произнесения звука, оказываются сформированными, но у ребенка нет умения выбрать нужный звук, вследствие чего они смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других — по-прежнему заменять.
Очень важно использовать в данном процессе задания и игры на четкое проговаривайте смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.
В данном конспекте занятия отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, к более быстрому, а затем и ускоренному произношению слогов, слов.
В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_b_i_p.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия
по формированию у детей старшего дошкольного возраста умения дифференцировать звуки [б] и [ п].
Цели:
1. учить детей дифференцировать звуки [б] и [п]: находить сходство и различие звуков б] и [п]: различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах.
2. Формировать умение четко и правильно проговаривать слова, словосочетания, чистоговорки со звуками [б] и [п].
3. Развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [б] и [п].
Материал: картинки с изображениями пианино и балалайки.
Ход занятия:
Друзья подарили Старичку-Звуковичку пианино и балалайку, чтобы он не скучал. Старичок с большим желанием стал учиться играть на этих музыкальных инструментах. Чтобы было веселее, он во время игры произносил первый звук, с которого начиналось название этого музыкального инструмент. Получалось очень забавно. Как ты думаешь, какой звук произносил Старичок Звуковичок, играя на пианино? Стуча по клавишам, он пел: «П-п-п...» Давай попробуем тоже так сыграть (имитировать игру на пианино). А когда бил по струнам балалайки, какой звук он пел? Звук [б]. Попробуем сыграть так же (имитировать игру на балалайке). У нас получился целый оркестр!
Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [б] и [п].
Цель: выделение сходства и различия между звуками [б] и [п].
Давай посмотрим, чем похожи и чем отличаются песенки пианино и балалайки?
Сходство: звуки [б] и [п] — согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.
Различие: когда мы произносим звук [б], то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко звенит, а при произнесении звука [л] горлышко молчит; звук [б] — звонкий, а звук [л] — глухой.
Задание 2. Игра «Поймай звук».
Цель: различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах.
Материал: картинки с изображениями пианино и балалайки.
Я буду называть звуки, слоги, слова. Когда ты услышишь звук [б], подними картинку с изображением балалайки, а на звук [п] — картинку с изображением пианино.
Булочная
Мы с тобой в слова играем.
Сладости мы покупаем.
Если [б] услышим в слове,
С буквой «б» мы чек готовим.
Если в слове [п] узнаем,
С буквой «п» чек поднимаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и шербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И «полено», и помадка...
(Из книги И. С.Лопухиной «Звуки, буквы, слова»)
Звуки: [п], [т], [б], [в], [г], [л], [п], [с], [к], [б], [п], [в], [б], [п], [н].
Слоги: ка — па — но — ло — бы — гу — пу — во — бо — за — пы.
Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан.
Задание 3. Игра «Повтори песенку».
Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах.
ба — па — ба па — ба — па
бо — по — бо по — бо — по
бу — пу — бу пу — бу — пу
бы — пы — бы пы — бы — пы
Задание 4. Игра «Собери слова».
Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах.
Добавь слоги:
-ба или -па: ры.., ла.., жа.., ходь.., лам.., ли.., из.., тро..;
-бок или -пок: гри.., хло.., зу.., ду.., шле...
Задание 5. Игра «Подскажи словечко».
Цель: различение звуков [б] и [п] в словах.
Взял корабль людей на борт
И покинул южный... (порт).
В море звонко волны плещут.
Водяные брызги... (блещут).
У кораблика бока
Не докрашены... (пока).
Бревна нужно нам пилить.
Стены нужно нам... (белить).
Крикнул Коля: «Папочка!
Смотри, летает... (бабочка)!»
Полил я куст водой из бочки,
Чтоб раньше распустились... (почки).
Под потолком темнеет балка.
В углу стоит из дуба... (палка).
(Из книги И. С. Лопухиной «Звуки, буквы, слова».)
Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [б] и [п]:
па — ба — па — полка, палка и труба;
пы — бы — пы — у папы бобы;
по — бо — по — бочка, почка и кашпо;
пу — бу — пу — пух, бусинка и лопух.
Задание 7. Проговаривание словосочетаний с четким проговариванием всех звуков: бабушкин платок, заботливый папа, пышная булочка, больничная палата, половинка хлеба, опасная работа, большой лопух, полосатый кабан, бумажный пакет, полные губы.
Задание 8. Проговаривание предложений с четким проговариванием звуков [б] и [п].
Люба сидит под кустом бузины.
Бобик спит в будке.
Платье положили в бумажный пакет.
Папа купил маме бусы.
Бабушка поливает тюльпаны.
Бутылка упала на пол.
Бычок пасется в поле.
Полина поставила букет в вазу.
Задание 9. Проговаривание скороговорок и стихотворных текстов с четким произнесением звуков [б] и [п].
Бык тупогуб,
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа
Была тупа, тупа, тупа.
Купила бабуся бусы Марусе.
Поля бантик повязала,
Поля к бабушке бежала.
Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан.
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.
Задание 10. Пальчиковые игры.
Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [б] и [п].
Пальцы встали дружно в ряд — Показать ладони с выпрямленными пальцами.
Десять крепеньких ребят: Сжать пальцы в кулаки.
Эти два — всему указки, Показать два указательных пальца.
Все покажут без подсказки. Пальцы придерживать большими.
Пальцы — два середнячка, Показать два средних пальца.
Два здоровых бодрячка. Пальцы придерживать большими.
Ну а эти безымянны, Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы. Остальные придерживать большими.
Два мизинца — коротышки, Показать мизинцы. Все остальные
Непоседы и плутишки. придерживать большими пальцами.
Пальцы главные средь них — Показать два больших пальца,
Два больших и удалых. остальные сжать в кулаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»
Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...
Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».
Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре"
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общен...
Коррекционное занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционное занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в сфере дорожного движения Тема: «Прогулка по городу»
Цель: Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход». «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка п...
Конспект коррекционного занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Веселая математика»
Конспект коррекционного занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Веселая математика»...
Конспект коррекционного занятия педагога-психолога с ребёнком старшего дошкольного возраста с ТНР
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР....