Конспект коррекционного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста умения дифференцировать звуки [б] и [ п].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Киселёва Элла Анатольевна

Автоматизация и дифференциация поставленных речевых звуков является самым трудным и длительным процессом. Все артикуляционные пози­ции, необходимые для правильного произнесения звука, ока­зываются сформированными, но у ребенка нет умения выбрать нужный звук, вследствие чего они смешиваются. Ребенок в одних сло­вах может употреблять звук правильно, а в других — по-преж­нему заменять.

 Очень важно использовать в данном процессе задания и игры на четкое проговаривайте смешивае­мых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, ско­роговорках, в стихотворных текстах и связной речи.

В данном  конспекте занятия отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов,  к более быстрому, а затем и ускоренному произно­шению слогов, слов.

В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто стра­дают различные психические процессы, задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_zvukov_b_i_p.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия

по формированию у детей старшего дошкольного возраста умения дифференцировать звуки [б] и [ п].

Цели:

1. учить детей дифференцировать звуки [б] и [п]: находить сходство и различие звуков б] и [п]: различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах.

2. Формировать умение четко и правильно проговаривать слова, словосочетания, чистоговорки со звуками [б] и [п].

3. Развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [б] и [п].

Материал: картинки с изображениями пианино и балалайки.

Ход занятия:

Друзья подарили Старичку-Звуковичку пианино и балалайку, чтобы он не скучал. Старичок с большим желанием стал учиться играть на этих музыкальных инструментах. Чтобы было веселее, он во время игры произносил первый звук, с которого начиналось название этого музыкального инструмент. Получалось очень забавно. Как ты думаешь, какой звук произносил Старичок Звуковичок, играя на пианино? Стуча по клавишам, он пел: «П-п-п...» Давай попробуем тоже так сыграть (имитировать игру на пианино). А когда бил по струнам балалайки, какой звук он пел? Звук [б]. Попробуем сыграть так же (имитировать игру на балалайке). У нас получился целый оркестр!

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [б] и [п].

Цель: выделение сходства и различия между звуками [б] и [п].

Давай посмотрим, чем похожи и чем отличаются песенки пианино и балалайки?

Сходство: звуки [б] и [п] — согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.

Различие: когда мы произносим звук [б], то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко звенит, а при произнесении звука [л] горлышко молчит; звук [б] — звонкий, а звук [л] — глухой.

Задание 2. Игра «Поймай звук».

Цель: различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, словах.

Материал: картинки с изображениями пианино и балалайки.

Я буду называть звуки, слоги, слова. Когда ты услышишь звук [б], подними картинку с изображением балалайки, а на звук [п] — картинку с изображением пианино.

Булочная

Мы с тобой в слова играем.

Сладости мы покупаем.

Если [б] услышим в слове,

С буквой «б» мы чек готовим.

Если в слове [п] узнаем,

С буквой «п» чек поднимаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и шербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И «полено», и помадка...

(Из книги И. С.Лопухиной «Звуки, буквы, слова»)

Звуки: [п], [т], [б], [в], [г], [л], [п], [с], [к], [б], [п], [в], [б], [п], [н].

Слоги: ка — па — но — ло — бы — гу — пу — во — бо — за — пы.

Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан.

Задание 3. Игра «Повтори песенку».

Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах.

ба па — ба        па — ба — па

бо — по — бо        по — бо — по

бу — пу — бу        пу — бу — пу

бы — пы — бы        пы — бы — пы

Задание 4. Игра «Собери слова».

Цель: различение звуков [б] и [п] в слогах.

Добавь слоги:

-ба или -па: ры.., ла.., жа.., ходь.., лам.., ли.., из.., тро..;

-бок или -пок: гри.., хло.., зу.., ду.., шле...

Задание 5. Игра «Подскажи словечко».

Цель: различение звуков [б] и [п] в словах.

Взял корабль людей на борт

И покинул южный... (порт).

В море звонко волны плещут.

Водяные брызги... (блещут).

У кораблика бока

Не докрашены... (пока).

Бревна нужно нам пилить.

Стены нужно нам... (белить).

Крикнул Коля: «Папочка!

Смотри, летает... (бабочка)!»

Полил я куст водой из бочки,

Чтоб раньше распустились... (почки).

Под потолком темнеет балка.

В углу стоит из дуба... (палка).

(Из книги И. С. Лопухиной «Звуки, буквы, слова».)

Задание 6. Проговаривание чистоговорок с четким проговариванием звуков [б] и [п]:

па — ба — па — полка, палка и труба;

пы — бы — пы — у папы бобы;

по — бо — по — бочка, почка и кашпо;

пу — бу — пу — пух, бусинка и лопух.

Задание 7. Проговаривание словосочетаний с четким проговариванием всех звуков: бабушкин платок, заботливый папа, пышная булочка, больничная палата, половинка хлеба, опасная работа, большой лопух, полосатый кабан, бумажный пакет, полные губы.

Задание 8. Проговаривание предложений с четким проговариванием звуков [б] и [п].

Люба сидит под кустом бузины.

Бобик спит в будке.

Платье положили в бумажный пакет.

Папа купил маме бусы.

Бабушка поливает тюльпаны.

Бутылка упала на пол.

Бычок пасется в поле.

Полина поставила букет в вазу.

Задание 9. Проговаривание скороговорок и стихотворных текстов с четким произнесением звуков [б] и [п].

Бык тупогуб,

Тупогубенький бычок.

У быка бела губа

Была тупа, тупа, тупа.

Купила бабуся бусы Марусе.

Поля бантик повязала,

Поля к бабушке бежала.

Был у бабушки баран,

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

Задание 10. Пальчиковые игры.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [б] и [п].

Пальцы встали дружно в ряд —   Показать ладони с выпрямленными пальцами.

Десять крепеньких ребят:                      Сжать пальцы в кулаки.

Эти два — всему указки,                      Показать два указательных пальца.

Все покажут без подсказки.            Пальцы придерживать большими.

Пальцы — два середнячка,            Показать два средних пальца.

Два здоровых бодрячка.                     Пальцы придерживать большими.

Ну а эти безымянны,                     Показать безымянные пальцы.

Молчуны, всегда упрямы.                      Остальные   придерживать большими.

Два мизинца — коротышки,         Показать мизинцы.   Все остальные

Непоседы и плутишки.                     придерживать большими пальцами.

Пальцы главные средь них —      Показать два больших пальца,
       Два больших и удалых.                     остальные сжать в кулаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».

Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...

"Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре"

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общен...

Коррекционное занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста.

Коррекционное занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в сфере дорожного движения Тема: «Прогулка по городу»

Цель: Знакомить детей с назначением дорожных знаков: «Пешеходный переход». «Осторожно, дети!», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Остановка п...

Конспект коррекционного занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Веселая математика»

Конспект коррекционного занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Веселая математика»...

Конспект коррекционного занятия педагога-психолога с ребёнком старшего дошкольного возраста с ТНР

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР....