Конспект занятия по фонематическому слуху
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_fonem_sluh_.docx | 16.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию фонематического слуха у детей с ТНР
"В стране волшебных звуков "
Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.
Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит – для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.
Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети успешно автоматизируют поставленные звуки, воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют количество слов в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
III этап – различение слов, близких по звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Длительность занятия – 30 мин
Цель: Развитие фонематического восприятия
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
совершенствовать навыки различения неречевых звуков;
учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;
учить подбирать рифмы к словам;
закрепить умение различать слова, близкие по звуковому составу;
закрепить умение выделять первый звук в слове;
закрепить правильное звукопроизношение.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое внимание;
развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;
развивать навыки ориентации в пространстве при помощи предлогов «перед», «за», «между»
развивать наблюдательность, мышление, внимание.
Коррекционно-воспитательные
учить навыкам самоконтроля и самокоррекции;
учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;
воспитывать в детях желание помогать друг другу.
Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, интерактивная доска, компьютер
Интеграция образовательных областей:
– «Социально-коммуникативное развитие»;
– «Познавательное развитие»;
– «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная,
Структурные компоненты:
I этап – Организационный: приветствие, создание атмосферы психологической комфортности, мотивации.
II этап – Основной: актуализация знаний, практическое выполнение заданий.
IIIэтап – Заключительный: рефлексия, подведение итогов детской деятельности.
Этап занятия (структурные компоненты деятельности)
Ход занятия
I этап
Организационный
(введение в ситуацию)
Педагог создает атмосферу психологической комфортности
Включается аудиозапись со спокойной музыкой
– Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.
Скажем «здравствуйте» руками,
Скажем «здравствуйте» глазами,
Скажем «здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом.
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!
Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»
-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?
-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.
Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук Я, второй – в чьем имени первый звук В, третий-в чьем имени первый звук М, последний вагончик , тот в чьем имени тоже первый звук Д
Звучит звук движущегося поезда, то быстро, то медленно
Дети приветливы, в хорошем настроении
Дети внимательны, активны, если у кого-то возникают трудности в определении звука-помогают друг другу
5 мин
II этап
Основной
– ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.
– Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.
– А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные
Давайте посмотрим на доску ,нас ждёт попугай Гоша,он хочет с вами поиграть
-сейчас вы услышите различные звуки , попробуйте догадаться что это за звуки,какие предметы их издают и как называются комнаты ,в которых эти предметы находятся (Игра "Наш дом ")
Высказывают свои версии
Дети активизируют слуховое внимание, верно или с небольшой помощью выполняют задание
Вы прекрасно справились с заданием ,а теперь превратимся в музыкантов ,смотрите ,какие колокольчики на экране .
Игра "Колокольчики"
Послушайте внимательно как звучат колокольчики ,в какой последовательности,мы будем выходить к доске и повторять их звучание в определенной последовательности
А теперь попугай нас приглашает на птичий двор, давайте вспомним домашних птиц ,которых мы совсем недавно изучали , послушайте с закрытыми глазами,какие звуки издают птицы ,а потом повторим последовательность их звучания
-Ребята, а сейчас в стране звуков нам предстоит превратиться в поэтов. Посмотрите на доску, мы будем подбирать рифму к словам. А знаете ли вы, что такое рифма? Действительно, рифма – это слова, которые звучат похоже. Найти рифму слову – это искусство, и у настоящего поэта процесс поиска рифмы к какому-либо слову занимает достаточно длительное время, но я думаю, вы легко справитесь с этим заданием.
– Снова наш поезд отправляется по стране звуков. Слушайте меня внимательно. Яна, встань между Василисой и Даниилом , Малика встань перед Яной , Сережа встань за Данилом.
Рифма-это слова которые звучат похоже
Давайте выберем пары слов, которые рифмуются между собой
Дети высказывают свое мнение
Дети справляются с заданием, каждый ребенок имеет возможность проявить себя, при возникновении трудностей – коллективно обсуждаем
Дети владеют навыками ориентации в пространстве с использованием предлогов.
А теперь покажем попугаю наши знания про гласные звуки
Давайте посмотрим на доску и назовём гласные звуки
А давайте поиграем в игру
"Поймай звук У"
А теперь попробуем определить место звука У в слове
Игра "Определи место звука У в слове "
Физкультминутка
Ну что ж ребята, в нашей прекрасной стране звуков, где вы уже прекрасно ориентируетесь, нам осталось выполнить два задания
В русском языке есть звуки ,которые дети часто путают ,это звуки -двойняшки .
Например звуки с-ш
з-ж
Р-л
Давайте попробуем разложить слова ,в которых есть звуки с и ш по корзинам и не ошибиться
III этап
Заключительный
– Ребята, вы большие молодцы. Выполнили в стране звуков все задания. Какое задание было самым сложным? Какое самым веселым? Какое вам понравилось больше всего?
-Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь.
Я приготовила для вас угощение, попробуете по звуку догадаться что это?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок"
Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок" в старшей группе...
Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»
Конспект занятий «Развитие фонематических процессов»...
Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"
Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...
Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»
Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ш]. Буква Ш»Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа.Цель занятия:формирование фонетико-фонематическог...
Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звук [Ж. Буква Ж»
Цель занятия:формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звука Ж в слогах, словах.Задачи:Образовательные:закрепление у детей правильного произношения звука [Ж] в слогах, словах.нау...
Конспект занятия "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи"
Конспект занятия с обучающимся 1 класса с нарушением слуха по предмету "ФРС и ПСУР"...
Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш»....