Конспект занятия «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_r.r.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж — ш».
Цель: Формирование умений дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях.
Задачи: 1.Образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях - упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. Развивающие: - развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш]; -развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику ; -развивать мышление, память, связную речь; 3. Воспитательные: - воспитывать внимательное уважительное отношение к окружающим людям, стремление прийти на помощь в трудной ситуации; формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для ребенка ситуациям; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Методы и приёмы: 1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация. 2. Словесные: беседа, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, д/игры с наглядным материалом. 3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ. 4. Практические: подражательные упражнения, игры. Оборудование и материалы: игрушки жук, змея; карточки с изображением жука и змеи, карточки с картинками, вазы (игра), круги зелёного, желтого и красного цвета.
Ход НОД: 1 этап – мотивационно- ориентировочный(дети стоят в кругу на ковре) Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.
Всем нашлось и место, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” (Звучит шипение змеи и жжужание жука) Воспитатель: Ой, ребята! Что это за звуки? Кто это? Похоже, кто-то спорит, сердится.
Мне кажется, что нам помогут отгадать, кто это, загадки. Веревка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот, Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (ЗМЕЯ) (выставляется игрушка)
Воспитатель: -Молодцы, это змея. А почему вы решили, что это змея? (похожа на веревку)
С кем же она спорит?
Его поймал я на цветке, Зажал, как следует в руке. Жужжит он: «Попрошу без рук, Я не железный, я же – … (ЖУК)» (выставляется игрушка)
Воспитатель. - Правильно ребята, это жук. А можно ли ловить жуков? (Нет, они опыляют растения)
Как вы думаете, о чем они спорят? ( предположение детей) Сейчас мы с ними познакомимся и узнаем, о чем же они спорят.
Это змея Шушу, а это жук Жужу.
2 этап – поисковый
Воспитатель. Ребята, мы с вами говорим, а что делает змея?( Шипит) Пошипите, как змея. А что делает жук? (Жужжит) Пожжужите, как жук.
- Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
Жук Жужу: -Да, мы в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а я говорю, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать, чем шипеть.
Воспитатель:- Я думаю, что вам не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны. Мы с ребятами докажем вам, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы в речи.
Присаживайтесь, ребята, на свои места (дети садятся за столы) 3 этап – практический. А сейчас сделаем зарядку для языка и губ. Артикуляционная гимнастика.
- Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки, а теперь поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»
1. Дидактическая игра «Поймай звук» Воспитатель:- Возьмите карточки, на которых изображены змея и жук. - Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж) - Как шипит змея? (ш-ш-ш) -Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук – ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова:, пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок, шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди. Воспитатель:- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
2. «Добавь слово» Воспитатель: -Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
Жук упал, и встать не может, Ждет он, кто ему… (поможет). Бывает, что трудно подняться, если упал. Поэтому надо обязательно приходить на помощь тому, кто попал в беду. Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы запомните слова со звуком ж. (жук, не может, ждет, поможет)
Прицепившись к задней шине, Мишка едет на… (машине). Можно ли так ехать как мишка? (нет, это опасно для жизни) В каких словах вы услышали звук ш?
Воспитатель: - Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
- Игра «Четвертый лишний» (Презентация) Воспитатель: - А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется «Четвертый лишний» Перед вами четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки «Ж-Ш», одна из картинок лишняя, вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя. Итак, начали:
1 слайд. Картинки: шапка, шарик, зебра мышка. Какая картинка лишняя, почему? (зебра) - Почему зебра лишняя? (в слове зебра нет звука ш) - Сейчас назовите следующую лишнюю картинку. 2 слайд. Картинки: платье, шкатулка, шуба, шоколад. Какая картинка лишняя, почему?
3 слайд. Картинки: жираф, жук, желудь, лиса. Какая картинка лишняя, почему?(лиса) Почему слово лиса лишнее? (в слове нет звука ж)
Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием, нашли все лишние картинки.
4. Игра «Жук»- А сейчас предлагаю нам немного отдохнуть на лугу и поиграть в игру «Жук».Превращаемся в жуков и летим на луг.
(Слайд Луг) Посмотрите, как красиво, Вам хотелось бы, чтобы вас кто-нибудь поймал? А хотелось бы полететь на луг, где сорваны и вытоптаны цветы и разбросан мусор? Значит, находясь в природе нельзя мусорить, ловить животных, нельзя рвать цветы.
Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением. Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту. Низко -низко наклоняюсь. Присаживаемся на наш чистый луг. (дети садятся на ковер)
6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: -Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький. Например: снег-снежок Слова: утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок, друг - .
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.
Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь.
А теперь проводим наших гостей и на прощание подарим им букеты. Подойдите к своему столу и возьмите листочки, внимательно посмотрите на картинку, произнесите вслух, что там изображено и определите кому вы её подарите: если в этом слове есть звук ш , то Шуше, если звук ж , то Жуже. (дети прикрепляют на нужную вазу и садятся на место, если сделали ошибку – воспитатель спрашивает чья это картинка и исправляет ошибку)
4 этап – рефлексивно- оценочный
Как вы считаете все ли у нас получилось?
Значит ли это, что нам удалось добиться цели?
-Что мы для этого сделали?
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать один из кругов, если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, то покажите зеленый сигнал, а кто выполнил все задания, но ему было немного сложно – желтый, а кто считает, что не справился – красный.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха посредством игр и игровых упражнений у детей старшего дошкольного возраста.
Недоразвитие фонематического слуха приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, п...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Развитие фонематического слуха посредством ознакомления со звуками ж-ш».
Речевое развитие...
Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"
Конспект занятия "Развитие фонематического слуха"...
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия "От звука-к букве".
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...
Проект: «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв».
Тип проекта: практико-ориентированный, педагогический.Срок реализации: среднесрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь).Актуальность темы:Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной...
«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
Предлагаемая логопедическая презентация рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушен...
Консультация «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
Фонематическое восприятие- это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научи...