Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука
Тема занятия: «Звук Л. Одежда»
Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда».
Задачи занятия:
Обучающие задачи занятия:
-закреплять знания о механизме образования данного звука –изолированно,
-автоматизировать данный звук в обратных слогах и в конце слов,
- формировать элементарные понятия «звук», «слово»,
-обогащать словарный запаса по лексической теме.
Развивающие задачи занятия:
-совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата,
-развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад,
-развивать фонематическое восприятие,
-развивать слуховую память, зрительное восприятие,
-развивать общую и мелкую моторику,
- координировать речь с общими и мелкими движениями.
Воспитательные задачи занятия:
-воспитывать интерес к содержанию занятия,
-воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
Коррекционные задачи занятия:
-устранение неправильного артикуляционного уклада звука Л: изолированно, на материале обратных слогов, на материале слов.
Оборудование: схема анализа артикуляции звука, карточки для акустической характеристики звука, карточки артикуляционных упражнений, предметные картинки-пенал, мел, бокал, стул, стол, футбол, факел, узел, дятел; разрезная картинка, картинка-символ звука Л(самолет), звуковая и слоговая дорожки для изолированного произнесения звука и в слогах, картинка мальчик-пилот, пуговицы, игрушка самолет, индивидуальное зеркало.
Ход занятия
#1054;рг. момент. Эмоционально-положительный настрой.
Логопед приветствует ребенка и представляет ему гостя данного занятия, беседует.
-Это маленький Павлуша. Что он держит в руках? (Он держит самолет). Как ты думаешь, кем он хочет стать, когда вырастит? (Он хочет быть пилотом.) Чем управляет пилот? (Пилот управляет самолетом.) Вот и маленький Павлуша хочет поскорей вырасти и водить настоящий самолет, поэтому хочет, чтобы все его называли, как взрослого - Павеллл… Какой звук я выделила голосом в конце слова? (Звук Л). Ты догадалась, с песенку какого звука мы будем сегодня закреплять? (песенку звука Л) Правильно!
2. Сообщение темы и цели занятия.
Л:-Сегодня мы будем закреплять «песенку самолета» - звук Л.( показ символа) Маленький Павел тоже слушал эту песенку, так как часто наблюдал, как летят самолеты, слушал, как гудят их моторы: Л… Но повторить эту песенку не может, у него не получается. Мы можем ему помочь? Как? (научить правильно говорить звук Л). Да, давай научим маленького Павла правильно произносить звук Л, внимательно слушать и выделять этот звук среди других. Вместе мы научимся четко проговаривать «слоги-гуделки» со звуком Л, а также произносить этот звук в конце слов. За каждое верно выполненное задание ты будешь получать карточки- части одной картинки. В конце занятия мы посмотрим, удастся ли тебе собрать целую картинку из 6 частей и узнать, что там будет изображено.
3. Акустико-артикуляторная характеристика звука Л. (элементарная форма)
-Л: Постарайся рассказать Павлу, как нужно произносится звук Л, раскроем «секрет» данного звука. Что нам поможет? (схема и карточки).
Работа по схеме: -губы открыты или закрыты? -они улыбаются, открыты
-зубы сомкнуты или разомкнуты? –разомкнуты
- где находится кончик языка? – вверху, за верхними зубами.
-воздушная струя идет по середине или по бокам? – по бокам
Работа по карточкам: - горлышко напрягается, гудит или не гудит? – гудит (проверяет ладонью)
- голосок звенит или молчит? – звенит
-Значит звук Л –звонкий!
-как он звучит, твердо или мягко? – (твёрдо)
-Значит звук Л- твердый!
- воздух проходит свободно или встречает преграду? – (встречает преграду, язык)
-Значит звук Л обозначаем синим цветом – синий самолет.
-Теперь ты готова выполнить все задания и помочь маленькому герою. ПОЛУЧИ первую часть картинки и положи её на полотно, где цифра 1.
4. Артикуляционная гимнастика.
-Л: Давай покажем Павлу, какие упражнения следует выполнять, чтобы научиться правильно произносить звук Л. (логопед читает упражнения в стихах и следит за выполнением)
- «Блинчик»- под счет до 5, «Чистим верхние зубки»- под счет 1-2, «Парус»- под счет до 5, «Вкусное варенье»- облизывать верхнюю губу сверху вниз, «Индюк» -бл-бл-бл… Молодец! ПОЛУЧИ вторую ЧАСТЬ КАРТИНКИ
5. Развитие фонематического восприятия. Упр. «Самолет»
Л:-А теперь научим Павла слушать и выделять звук Л в слогах и словах.
А слушать звук самолета лучше на улице, поэтому нам следует одеться.
Динамическая пауза.
Шапку, куртку мы надели –(руки вверх на голову, имитация действий-застегивания молнии)
Не боимся мы капели – (погрозить пальцем)
Ручки мы сейчас погреем – (потирать ладони)
И похлопаем сильнее –(ритмично хлопать)
Ножки тоже мы погреем –(ритмично топать)
И побегаем быстрее! –(бег на месте)
- а) на звук Л разводить руки в стороны, как крылья самолета –ап-ар-ал-от-ос-ол-ук-уб-ул,
-Б) приседать-приземляться с разведенным руками - юбка-кофта-пллатье-рубашка-штаны-бллузка-футболлка-майка-коллготки. Молодец! ПОЛУЧИ ТРЕТЬЮ часть картинки.
6. Закрепление звука в изолированном виде.
Л: Покажи Павлу, как ты надо правильно произносить звук Л.
-упр. «Гудит мотор самолета»-ЛЛЛ… (перед зеркалом)
-упр. «Дорожки» -веди пальчиком по дорожкам и гуди без остановок.
-упр. «Взлет –посадка»- взлетаем с усилением голоса: ллЛЛЛ…, приземляемся с ослаблением: ЛЛлл… Молодец! ПОЛУЧИ Четвертую часть картинки! Получилось у тебя, получится у Павла.
7. Закрепление звука Л в обратных слогах.
-Л: А сейчас мы будет загружать на борт самолета груз – песенки звуков из красного домика.
-упр. «Загрузка» -веди пальцем по дорожкам: а------л, о--------л, у------л, и------л.
Л: Самолет готов к полету. Пилот тоже готовится к полету и одевает специальную форму. Посмотри на Павла, он надел форму пилота, застегнул ремни, застежки. Остались только кнопки. Поможем Павлу.
упр. «Кнопки-пуговки» -нажимай на пуговицы и повторяй без ошибок.
-ал-ал-ул ул-ал-ал ал-ул-ал
Л: Осталось одеть нашему пилоту перчатки.
Пальчиковая гимнастика «Перчатки»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Посчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки:
1-2-3-4-5!
Я пойду гулять!
-упр. «Перчатки» -соединять одноименные пальцы с большим, проговаривая слоги: ал-ол-ул-ил-ыл. Молодец! У тебя все получилось! ПОЛУЧИ пятую часть картинки! Ты догадалась, что получается? Осталось одна часть - это хвост самолета.
#1047;акрепление звука в конце слов.
-Л: А теперь научим Павла произносить «хвостики» слов со звук Л в конце слов.
а) упр. «Договори»-по картинкам: по…л, сто…л, сту…л, футбо…л, дяте…л, ме…л,
без картинок: уго..Л,, факе..Л, узе..Л, пена..Л и т. д.
б) упр. «Назови, не ошибись»: пол, футбол, мел…МОЛОДЕЦ! ПОЛУЧИ шестую часть картинки.
9. ИТОГ занятия. Рефлексия.
Итак, ты собрала целую картинку из разрезных карточек. Почему тебе это удалось? (выполнила все задания без ошибок)
Что у нас получилось? (военный самолет) На нем мы будем отправимся в путь на следующем занятии и пригласим нашего юного пилота.
- Как его зовут? (Павел) Какой звук мы в конце слова? (звук Л)
Получи домашнее задание –лабиринт слов. Повторяй их за мамой и называй сама по картинкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....
КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".
Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".
Тема. Звук [О]. Буквы О, о.Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучаю...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...