КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
Выполнила: воспитатель
Ковригина Екатерина Борисовна
Омск-2017 г.
Дата: 08.12.2017
Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Одежда.
Тип занятия : фронтальное ( подгрупповое)
Цель занятия: Осуществлять работу по автоматизации звука [Р], активизировать словарный запас по лексической теме «Одежда».
Обучающие задачи занятия:
- закрепить навык правильного произношения звуков "Р";
- закрепить обобщающее понятие «одежда»;
Развивающие задачи занятия:
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи занятия:
- воспитывать бережное отношение к предметам гардероба.
Коррекционные задачи занятия:
- устранить неправильный артикуляционный уклад звука [Р] в изолированном виде.
Оборудование:
- предметные картинки с изображением одежды, мяч, черно-белые картинки, цветовые карточки, картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
Речевой материал: Рубашка, воротник, сарафан, рукав, карман, перчатка, шорты, выкроила, стирала.
Ход занятия
Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1.Орг. момент | 1 | -Здравствуйте, ребята. | Здравствуйте. |
2.Сообщение темы занятия | 1 | Мы сегодня будем учиться правильно произносить звук [Р]. | |
3.Артикуляционная гимнастика | 3 | Упражнение «Улыбка-трубочка» Упражнение «Иголочка-лопаточка» Упражнение «Лошадка» Язычком пощёлкай громко - стук копыт услышишь звонкий. Упражнение «Качели» На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упражнение «Вкусное варенье» Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И остатки оближу Упражнение «Чашечка» Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки. Упражнение «Чистим зубки» Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый. - Теперь наш язычок готов к работе. | Выполняют упражнения |
4.Анализ артикуляции звука | 5 | -Давай вспомним, как правильно мы учились произносить звук [Р]. (Артикуляционный профиль звука [Р]) - Какое положение принимают губы в улыбке или округлены? -А зубы при произнесении звука [Р] сомкнуты или разомкнуты? - А где находится кончик языка? - Что делает горлышко? - Какая воздушная струя сильная или слабая? -Теплая или холодная? Ротик свой мы открываем, Язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмём, Да и сильно дуть начнём. Язычок наш задрожит Никуда не убежит. Всем он так и говорит: «Эта сильная струя Дрожать заставила меня. Не от страха я дрожу, Лишь мотор свой завожу». - Правильно. | Губы в улыбке, полураскрыты. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами. Работает, поет. Сильная. Тёплая. |
5.Физкультминутка | 1 | Будем маме помогать, Одежду будем мы стирать. Быстро тазики берем. Стирку мы сейчас начнем. Раз, два, раз, два, Быстро спорятся дела! Отжимаем и встряхнем, И на сушку отнесем! | Повторяют движения |
6. Характеристика звука | 2 | - С артикуляцией звука вы справились, а с характеристикой звука сможете? -Звук [Р] гласный или согласный? - Почему звук [Р] согласный? - Звук [Р] глухой или звонкий? - Почему звук [Р] звонкий, как вы это поняли? -Звук [Р] твердый или мягкий? - Почему он твердый? - Молодцы, и с этим заданием справились. | Сможем. Согласный. Воздушная струя встречает преграду. Звонкий. Голосовые складки работают. Твердый. Спинка языка опущена. |
7.Закрепление звука в изолированном виде | 1 | Упражнение «Моторчик» - Как заводится моторчик? | Р-Р-Р-Р |
8.Связь звука с буквой | 1 | -Ребята скажите мне чем отличается звук [Р] от буквы «Р». Логопед демонстрирует опорную схему. -Ребята, а из каких элементов состоит буква «Р», -Сколько элементов? - Давайте выложим букву «Р» ниткой на бумаге. -Какие красивые буквы у вас получились, а на что похожа буква «Р»? Логопед показывает картинки. | Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и читаем. Палочка и полукруг Два. На парус, флажок, топор |
9.Развитие фонематического слуха. | 2 | Игра «Поймай звук» - Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р]. Р, Н, Г, Р, З, Р, Р, В, Р, Д, Р РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО Рубашка, пальто, рукав, шарф,платье, перчатки | |
10. Закрепление звука в слогах. | 3 | - Я буду произносить слоги, а вы повторяйте за мной. ра - ро - ру - ры ар - ор - ур - ыр | |
11. Закрепление звука в словах. | 3 | -Ребята, а что изображено на картинках, назовите что это? - Как можно назвать, одним словом? Игра «Один - много» (с мячом) - Я буду бросать мяч, и называть один предмет, а вы много. Рубашка, рукав, воротник шарф, карман, перчатка, сарафан | Рубашка, сарафан, шарф, перчатки. Одежда. Рубашки, рукава, воротники, шарфы, карманы, перчатки, сарафаны. |
12. Закрепление звука в предложении. | 3 | -Расставьте, пожалуйста, правильно слова в предложении. Рая, сарафан, выкроила, ткани, из, красивой. Тазу, перчатки, Егор, и, шарф, стирал, в. Оторвал, шортах, на, Рома, карман, красных. | Рая выкроила сарафан из красивой ткани. Егор стирал в тазу перчатки и шарф. Рома оторвал карман на красных шортах. |
13.Домашнее задание | 1 | -Дома выполните гимнастику для языка «Горочка», «Маляр», «Индюк». | |
15.Итог занятия | 2 | - Ребята, чему мы сегодня учился на занятиях? - Что было сложно? - Какое задание больше понравилось? | Отвечают. |
15.Оценка деятельности детей | 1 | -Спасибо за занятие, все сегодня хорошо поработали молодцы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".
Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".
Тема. Звук [О]. Буквы О, о.Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучаю...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»
Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....