Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».
Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».
Задачи занятия
Обучающие задачи занятия:
· закрепление знаний о механизмах образования данного звука – изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
· формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;
· формирование навыков чтения;
· обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.
Развивающие задачи занятия:
· совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
· развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
· развитие фонематического восприятия;
· развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
· развитие неречевых психических процессов.
Воспитательные задачи занятия:
· воспитание интереса к содержанию занятия;
· воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Коррекционные задачи занятия:
· устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
· преодоление речевого негативизма.
Оборудование.
Зеркало, профиль артикуляции звука «С», слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, фишки обозначающие (слово, слог, букв), касса букв, кукла, пропись буквы «С».
Речевой материал. Слова: Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок, фасоль, сельдерей. Предложение: «Мы посадили редис». Текст: Сегодня мы собираем урожай. Соня срезает капусту. Денис старательно копает картошку. Саша собирает сочные помидоры. Славно потрудились.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_3.docx | 804.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука
Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».
Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».
Задачи занятия
Обучающие задачи занятия:
∙ закрепление знаний о механизмах образования данного звука – изолированно, в слогах, в предложениях, тексте;
∙ формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;
∙ формирование навыков чтения;
∙ обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.
Развивающие задачи занятия:
∙ совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
∙ развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
∙ развитие фонематического восприятия;
∙ развитие навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
∙ развитие неречевых психических процессов.
Воспитательные задачи занятия:
∙ воспитание интереса к содержанию занятия;
∙ воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения.
Коррекционные задачи занятия:
∙ устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
∙ преодоление речевого негативизма.
Оборудование.
Зеркало, профиль артикуляции звука «С», слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, фишки обозначающие (слово, слог, букв), касса букв, кукла, пропись буквы «С».
Речевой материал. Слова: Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок, фасоль, сельдерей. Предложение: «Мы посадили редис». Текст: Сегодня мы собираем урожай. Соня срезает капусту. Денис старательно копает картошку. Саша собирает сочные помидоры. Славно потрудились.
Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. Орг. момент | 1 | Здравствуй. Присаживайся, спинка ровная, руки на столе. | Дети присаживаются. Повторяют правила поведения на занятии. |
2. Сообщение темы занятия | 2 | - Сегодня к нам на занятие пришла кукла, зовут ее Соня. Она принесла вот такие картинки (показ картинок овощи. Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок, фасоль, сельдерей.). Соня не знает, что изображено на картинках она просит, чтобы мы ей рассказали. Расскажем? - Хорошо. Я буду показывать картинки, а ты произноси название того, что изображено. (Показ картинок) - Молодец. А ты заметили какой звук при произнесении данных слов повторялся чаще всего? - Расскажи Соне как одним словом можно назвать все, что изображено на картинках?
|
- Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок, фасоль, сельдерей. - Чаще всего повторялся звук «С». - Овощи. |
3. Анализ артикуляции звука | 2 | - Соня совсем ничего не знает про звук «С». Расскажи ей. - Расскажи Соне при произнесении звука «С» у нас губы находятся в улыбке или округлены? (Логопед и дети произносят звук «С») - При произнесении звука «С» зубы сомкнуты или разомкнуты? (Логопед и дети произносят звук «С») - При произнесении звука «С» кончик языка находится внизу или в верху? (показать профиль при произнесении звука «С» там видно, что язычок находится в низу. Дети произносят звук «С») - При произнесении звука «С» голосовые связки работают или не работают? (Дети и логопед произносят звук «С» приложив ладонь к горлу.) - При произнесении звука «С» воздушная струя теплая или холодная? Плавная или прерывистая? Широкая или узкая? (Логопед и дети подносят пальчик ко рту произносит звук «С»)
| - При произнесении звука «С» губы находятся в улыбке. -При произнесении звука «С» зубы разомкнуты. -При произнесении звука «С» кончик языка находится внизу. -При произнесении звука «С» голосовые связки не работают. -При произнесении звука «С» воздушная струя холодная, плавная, узкая. |
4. Характеристика звука | 2 | - Молодцы. А теперь расскажите Соне звук «С» гласный или согласный? И почему? (Если дети затрудняются с ответом, вспоминаем, что звук называется гласный если воздушная струя при произнесении звука не встречает преграды. Приводим пример произносим звук «А». А если воздушная струя при произнесении звука встречает преграды (язык, зубы, губы) то этот звук согласный. Приводим пример произносим звук «С».) - Звук «С» глухой или звонкий? Почему? (Логопед и дети подносят руку к горлу и произносят звук «С». Горлышко не работает, значит это глухой звук.) - Звук «С» твердый или мягкий? Почему? (Посмотреть по профилю положение спинки языка. При произнесении звука «С» нет дополнительного подъема средней части спинки языка к твердому небу. А при звуке «С`» дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу наблюдается. Показ профиля положение спинки языка при произнесении звука «С`»)
| -Звук «С» согласный. Потому, что при произнесении звука «С» воздушная струя встречает преграду. -Звук «С» глухой. Потому, что не работает горлышко. -Звук «С» твердый. Потому что при произнесении звука «С» нет дополнительного подъема средней части спинки языка к твердому небу. |
5. Закрепление звука в изолированном виде | 1 | - Какой ты молодец, все Соне рассказал про звук «С». Соня жалуется, говорит на её велосипеде сдулось колесо. (Показ картинки с изображением велосипеда со сдутым колесом.) Что же делать? Как помочь Соне? - Давай попробуем. (Произносим прерывистый звук «С». Имитируем движения качаем колесо.) - Ой колесо сдувается. Как сдувается колесо? СССССССССС (Произносим протяжный звук «С») - Попробуем накачать колесо еще раз. (Произносим прерывистый звук «С». Имитируем движения качаем колесо.) - Молодец, накачали колесо. ( Показ картинки с изображением велосипеда с накаченными колесами.) | -Накачать колесо. Ребенок произносит звук «С» прерывисто. Ребенок произносит звук «С» протяжно. Ребенок произносит звук «С» прерывисто. |
6. Связь звука с буквой | 1 | - Сережа, Соня считает, что буква и звук ничем не отличаются. Как вы думаете она права? - Расскажи Соне чем буква отличается от звука? (Показ иллюстрации отличия звука от буквы.) - Посмотри, как выглядит буква «С»? Подумай, на что она похожа? (После того, как ребенок выскажет свои мнения, показываем картинку.) - Чтобы закрепить правильное написание буквы «С» предлагаю ее обвести. Помним, что вести линию нужно сверху вниз и слева направо. Не забывай, что карандаш нужно держать правильно (показ картинки как правильно держать карандаш). За столом сидим с прямой спиной. | -Нет, Соня неправа. -Букву мы видим, читаем и пишем, а звук произносим и слышим. Ребенок высказывает свои предположения на что похожа буква «С». Ребенок обводят букву «С». |
7. Развитие фонематического слуха | 2 | - Молодец. Смотрю Соня заскучала. Предлагаю немного поиграть. Я знаю одну интересную игру на внимание. Я буду произносить разные звуки, а ты внимательно слушайте и как только услышите звук «С» хлопните в ладоши. (За экраном логопед произносит звуки: ф, с, ш, х, с…) - У тебя хорошо получается! Теперь я буду произносить слоги. Как только услышишь слог со звуком «С» хлопни в ладоши. (За экраном логопед произносит слоги: ша, са, жа, зо, сы…) - Молодец, теперь попробуем поиграть со словами. Как услышишь слово со звуком «С» хлопните. (За экраном логопед произносит слова: капуста, морковь, свекла, лук, редис, патиссон, картошка, тыква, салат, чеснок.) - Молодец, какой ты внимательный! Посмотри поезд приехал за овощами. Его нужно загрузить. В первый вагончик кладем овощи где звук «С» в начале слова, во второй вагончик загрузим овощи где звук «С» в середине слова, а в третий вагончик положим овощи где звук «С» в конце слова. Слушай слова внимательно, и по очереди клади овощи в нужный вагончик. (Свекла, патиссон, редис, капуста, салат, чеснок, фасоль, сельдерей.) | Ребенок хлопает как услышит звук «С». Ребенок хлопает как услышат слог со звуком «С». Ребенок хлопает как услышат слово со звуком «С». Ребенок кладет картинки с изображением овощей в нужный вагон. |
8. Закрепление звука в слогах | 3 | - Сережа, кукла Соня хочет научиться читать слоги. Давай мы ее научим. Я тебе буду показывать слоги, а ты их читай. Обратные слоги: АС, УС, ОС, ИС, ЫС. Прямые слоги: СА, СО, СУ, СЫ. Слоги со стечением согласных: СКА, СТО, СПУ, СКЫ, ОСК, ОСТ, УСК. -Молодец. Расскажи кукле Соне что такое слог? - Сейчас мы с тобой покажем и расскажем нашей гостье как мы умеем проводить звуко-буквенный анализ и делать графическую запись слога «ОС». Фишкой какого цвета мы обозначаем слог? (Кладем фишку желтого цвета) - Какой звук в слоге «ОС» стоит первый? - Звук «О» гласный или согласный? Почему? - Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (Кладем фишку красного цвета.) - Какой звук в слоге «ОС» последний? - Звук «С» гласный или согласный? Почему? - Звук «С» твердый или мягкий? Почему? - Фишкой какого цвета мы обозначаем твердый, согласный звук? (Кладем фишку синего цвета.) - Молодец. Теперь под фишками кладем буквы «О» и «С». - Предлагаю прочитать что у нас получилось. О С - Сережа предлагаю встать и немного подвигаться. Динамическая пауза «На огороде». «На огороде» Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. (потягивания—руки в стороны) Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) Поработаем с тобой, Сорнякам объявим бой — С корнем будем выдирать Да пониже приседать. (приседания) У забора всем на диво Пышно разрослась крапива. (потягивания — руки в стороны) Мы её не будем трогать — Обожглись уже немного. (потягивания — руки вперёд) Все полили мы из лейки И садимся на скамейки. (дети садятся) | Ребенок отраженно, сопряжено и индивидуально произносит слоги со звуком «С» с опорой на слоговые дорожки. - Слог — это часть слова. - Слог мы обозначаем фишкой желтого цвета. - В слоге «ОС» первый звук «О» - Звук «О» гласный потому что при произнесении нет преград. - Гласный звук обозначаем красной фишкой. - В слоге «ОС» последний звук «С». - Звук «С» согласный потому что воздушная струя встречает преграду. - Звук «С» твердый потому что спинка языка приподнята не в полном объёме к небу. - Согласный, твёрдый звук мы обозначаем фишкой синего цвета. Ребенок под фишками кладет буквы. Ребенок читает слог ОС. |
9. Закрепление звука в словах | 3 | -Сережа давай повторим для Сони названия овощей. Я буду показывать тебе картинки, а ты называй овощ. (Логопед показывает картинки с изображением овощей, следит за правильным произношением) Свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок, сельдерей, фасоль. - Молодец. Проведем звуко-слоговой анализ и графическое отображение слова редис. - Фишкой какого цвета мы обозначаем слово? (Выкладываем фишку белого цвета.) - Сережа, какой первый звук в слове редис? - Какой последний звук в слове редис? - Сколько в слове редис гласный звуков? - Сколько в слове редис слогов? Почему? - Фишкой какого цвета мы обозначаем слоги? (под фишкой белого цвета выкладываем две фишки желтого цвета.) - Давай произнесем все звуки слова редис последовательно. - Звук «Р» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный мягкий звук? (Кладем фишку зеленого цвета и соответствующую букву) - Звук «И» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? Звук слышится «И», но писать правильно букву «Е» (Кладем фишку красного цвета и соответствующую букву) - Звук «Д» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный мягкий звук? (Кладем фишку зеленого цвета и соответствующую букву) - Звук «И» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (кладем фишку красного цвета и соответствующую букву.) - Звук «С» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный твердый звук? (Кладем фишку синего цвета и соответствующую букву) Р Е Д И С | - Свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок, сельдерей, фасоль. - Слово обозначаем фишкой белого цвета. - В слове редис первый звук «Р». - В слове редис последний звук «С». -В слове редис два гласных звука. -В слове редис два слога потому что два гласных звука. -Слоги мы обозначаем желтым цветом. Ребенок последовательно произносят звуки слова редис. «Р», «Е». «Д», «И», «С». -Звук «Р» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, мягкий т.к. гласный звук «Е» смягчает. Обозначаем фишкой зеленого цвета. -Звук «Е» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. -Звук «Д» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, мягкий т.к. гласный звук «И» смягчает. Обозначаем фишкой зеленого цвета. - Звук «И» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. -Звук «С» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, твердый потому что спинка языка приподнята не в полном объёме к небу. Обозначаем фишкой синего цвета. |
10. Закрепление звука в предложении | 6 | - Сережа, давай попробуем составить предложения. В каждом предложении которое ты придумаешь должно быть название любого овоща: свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок, сельдерей, фасоль. - Молодец, сколько предложений придумали. Все такие интересные. Для анализа перелагаю взять предложение: «Мы посадили редис». - Для начала давай вспомним, что такое предложение из чего оно состоит? - Как правильно оформляется предложение? - Сколько слов в данном предложении? - Фишкой какого цвета мы обозначаем слова? - Сколько фишек белого цвета мы возьмем? - Берем фишки белого цвета, выкладываем предложение. (Логопед смотрит правильно ли ребенок выложил предложение. Если ребенок выложил неправильно спрашиваем почему он выбрал ту или иную фишку. Что он забыл поставить в конце предложения.) - Какое слово в предложении первое? - Какое слово в предложении второе? - Какое слово в предложении третье? - Сколько гласных в слове «МЫ»? Какие? - Сколько слогов в слове «МЫ»? Почему? (Если дети затрудняются ответить напоминаем правило сколько гласных, столько и слогов.) - Какой фишкой мы обозначаем слог? (под графическим символом слова кладем фишку желтого цвета) - Какой звук в слове «МЫ» первый? -Какой звук слове «МЫ» второй? - Звук «М» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? (Если дети затрудняются ответить напоминаем, что если после согласных стоят гласные (Е, Ё, И, Я, Ю), то согласные будут мягкими. Если после согласных стоят гласные (А, О, У, Э, Ы) или согласная, то звук будет твердым.) -Фишкой какого цвета обозначаем согласный твердый звук? (Кладем фишку синего цвета и соответствующую букву.) - Звук «Ы» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем гласный звук? (Кладем фишку красного цвета и соответствующую букву.) - Какой звук в слове «ПОСАДИЛИ» первый? -Какой звук в слове «ПОСАДИЛИ» последний? - Сколько гласных звуков в слове «ПОСАДИЛИ»? - Сколько слогов в слове «ПОСАДИЛИ»? Почему? - Фишками какого цвета мы обозначаем слоги? - Сколько фишек мы возьмем? (под графическим символом слова кладем фишки желтого цвета, обозначающие слоги.) - Произнесем все звуки последовательно. -Звук «П» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный твердый звук? (Кладем фишку синего цвета и соответствующую букву.) - Звук «О» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (кладем фишку красного цвета и соответствующую букву.) - Звук «С» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный твердый звук? (Кладем фишку синего цвета и соответствующую букву) - Звук «А» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (Кладем фишку красного цвета и соответствующую букву) - Звук «Д» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный мягкий звук? (Кладем фишку зеленого цвета и соответствующую букву - Звук «И» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (кладем фишку красного цвета и соответствующую букву.) - Звук «Л» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный мягкий звук? (Кладем фишку синего цвета и соответствующую букву.) - Звук «И» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (кладем фишку красного цвета и соответствующую букву.) - Ребята какой первый звук в слове редис? - Какой последний звук в слове редис? - Сколько в слове редис гласный звуков? - Сколько в слове редис слогов? Почему? - Фишкой какого цвета мы обозначаем слоги? (под фишкой белого цвета выкладываем две фишки желтого цвета.) - Давайте произнесем все звуки слова редис последовательно - Звук «Р» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный мягкий звук? (Кладем фишку зеленого цвета и соответствующую букву) - Звук «И» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? Помним, что слышится звук «И», но пишем букву «Е». (Кладем фишку красного цвета и соответствующую букву) - Звук «Д» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный мягкий звук? (Кладем фишку зеленого цвета и соответствующую букву) - Звук «И» гласный или согласный? Почему? Фишкой какого цвета мы обозначаем гласный звук? (кладем фишку красного цвета и соответствующую букву.) - Звук «С» гласный или согласный? Мягкий или твердый? Почему? Фишкой какого цвета обозначаем согласный твердый звук? (Кладем фишку синего цвета и соответствующую букву)
М Ы П О С А Д И Л И Р Е Д И С | - Мама солит капусту. - Я люблю салат. -Мы посадили редис. - Сегодня собрали свеклу. -Саша съел редис. - Созрела фасоль. -Предложение — это законченная мысль. Предложение состоит из слов. -Написание первого слова с большой буквы, в конце предложения ставится точка. -В предложении три слова. -Слова мы обозначаем фишкой белого цвета. -Три фишки белого цвета. Дети выкладывают предложение. -В предложении первое слово «мы». -В предложении второе слово «посадили». -В предложении третье слово «редис». -В слове «МЫ» одна гласная «Ы». -В слове «МЫ» один слог потому что одна гласная. -Слог мы обозначаем желтой фишкой. -В слове «МЫ» первый звук «М». -В слове «МЫ» второй звук «Ы». -Звук «М» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, твердый т.к. стоит перед звуком «Ы». -Обозначаем фишкой синего цвета. -Звук «Ы» гласный т.к. при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета - Первый звук «П». - Последний звук «И». - Четыре гласных звука. - Четыре слога т.к. четыре гласных звука. - Желтого цвета. - Четыре фишки. - «П», «О», «С», «А», «Д»,» И», «Л», «И». - Звук «П» согласный, т.к. воздушная струя встречает преграду. Твердый т.к. стоит перед звуком «О». Обозначаем фишкой синего цвета. - Звук «О» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. - Звук «С» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, твердый потому что спинка языка приподнята не в полном объёме к небу. Обозначаем фишкой синего цвета. - Звук «А» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. - Звук «Д» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, мягкий т.к. гласный звук «И» смягчает. Обозначаем фишкой зеленого цвета. -Звук «И» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. -Звук «Л» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, мягкий т.к. стоит перед звуком «И» он смягчает. Обозначаем фишкой зеленого цвета. -Звук «И» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. В слове редис первый звук «Р». В слове редис последний звук «С». В слове редис два гласных звука. В слове редис два слога потому что два гласных звука. Слоги мы обозначаем желтым цветом. Дети последовательно произносят звуки слова редис. «Р», «Е». «Д», «И», «С». -Звук «Р» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, мягкий т.к. гласный звук «Е» смягчает. Обозначаем фишкой зеленого цвета. -Звук «Е» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. -Звук «Д» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, мягкий т.к. гласный звук «И» смягчает. Обозначаем фишкой зеленого цвета. - Звук «И» гласный потому что при произнесении нет преград. Обозначаем фишкой красного цвета. -Звук «С» согласный т.к. воздушная струя встречает преграду, твердый потому что спинка языка приподнята не в полном объёме к небу. Обозначаем фишкой синего цвета. |
11. Закрепление звука в тексте | 3 | - Сережа, я тебе сейчас прочитаю рассказ, а ты его внимательно слушай. Как только услышите звук «С» в каком-либо слове из текста выкладывай счетную палочку. (логопед читает текст) Сегодня мы собираем урожай. Соня срезает капусту. Денис старательно копает картошку. Саша собирает сочные помидоры. Славно потрудились.
- Теперь давай посчитаем сколько палочек у вас получилось. - Те, у кого двенадцать палочек молодцы. Остальные не расстраивайтесь, в следующий раз все обязательно получится. | Ребенок внимательно слушают текст и выкладывают палочки. Ребенок называет количество палочек. |
12. Домашнее задание | 1 | Выучить стихотворение. У морковки красный носик, Сочный, вкусный, Сладкий плод. А зеленый пышный хвостик Украшает огород. | |
13. Итог занятия | 2 | -Какой звук мы сегодня повторили? - Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю повторить Соне характеристику и анализ звука «С» что бы она не забыла. - При произнесении звука «С» у нас губы находятся в улыбке или округлены? (Логопед и дети произносят звук «С») - При произнесении звука «С» зубы сомкнуты или разомкнуты? (Логопед и дети произносят звук «С») - При произнесении звука «С» кончик языка находится внизу или в верху? (показать профиль при произнесении звука «С» там видно, что язычок находится в низу. Дети произносят звук «С») - При произнесении звука «С» голосовые связки работают или не работают? (Дети и логопед произносят звук «С» приложив ладонь к горлу.) - При произнесении звука «С» воздушная струя теплая или холодная? Плавная или прерывистая? Широкая или узкая? (Логопед и дети подносят пальчик ко рту произносит звук «С») - Звук «С» гласный или согласный? И почему? - Звук с глухой или звонкий? Почему? (Логопед и дети подносят руку к горлу и произносят звук «С». Горлышко не работает, значит это глухой звук.) - Звук с твердый или мягкий? Почему? (Посмотреть по профилю положение спинки языка. При произнесении звука «С» нет дополнительного подъема средней части спинки языка к твердому небу. А при звуке «С`» дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу наблюдается. Показ профиля положение спинки языка при произнесении звука «С`») - Соне пора домой, давайте подкачаем ей колеса, чтобы они не сдулись по дороге домой. (Игра «Насос») - Молодец. Я буду тебе показывать слоги, а ты читай. Обратные слоги: АС, УС, ОС, ИС, ЫС. Прямые слоги: СА, СО, СУ, СЫ, СИ. Слоги со стечением согласных: СКА, СТО, СПУ, СКЫ, ОСК. - Повторим для Сони названия овощей. Я буду показывать вам картинки, а вы называйте овощ. - Давай вспомним какое предложения мы с тобой сегодня анализировали. - А теперь вместе произнесем текст «Собираем урожай» | -Мы повторили звук «С» -При произнесении звука «С» губы находятся в улыбке. -При произнесении звука «С» зубы разомкнуты. -При произнесении звука «С» кончик языка находится внизу. -При произнесении звука «С» голосовые связки не работают. -При произнесении звука «С» воздушная струя холодная, плавная, узкая. -Звук «С» согласный. Потому, что при произнесении звука «С» воздушная струя встречает преграду. -Звук «С» глухой. Потому, что не работает горлышко. -Звук «С» твердый. Потому что при произнесении звука «С» нет дополнительного подъема средней части спинки языка к твердому небу. Ребенок произносят звук «С» прерывисто и протяжно. Ребенок читает слоги. -Свекла, капуста, салат, патиссон, редис, чеснок, сельдерей, фасоль. - Мы посадили редис. Ребенок произносят вместе с логопедом текст. |
14. Оценка деятельности детей | 1 | -Молодец, ты хорошо занимался, старался помочь Соне. Она говорит спасибо. . Давай попрощаемся с Соней. -И нам пора прощаться. До свидания. | -До свидания Соня. -До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....
КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков С-Ш.
Тема: "Звуки и буквы С -Ш. Посуда"Цель занятия. Осуществлять работу по дифференциации звуков «С», «Ш», активизировать словарный запас по лексической теме «Посуд...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".
Тема. Звук [О]. Буквы О, о.Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучаю...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»
Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....