Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема. Звук [О]. Буквы О, о.
Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
- закреплять знания обучающихся о звуке [О] и буквах О, о;
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;
- закреплять артикуляционный уклад звука [О].
2) Развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать навыки работы с деформированными предложениями;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;
- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;
3) Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать культуру коммуникации.
4) Коррекционные:
· устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
· преодоление речевого негативизма.
Оборудование: зеркало, ноутбук, компьютерная презентация в программе Power Point, карточки с заданиями.
Речевой материал: Ослик, перо, нож, ведро, овца, вор, олень, оса, осень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_o._bukvy_o_o._individualnoe.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука.
Тема. Звук [О]. Буквы О, о.
Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
- закреплять знания обучающихся о звуке [О] и буквах О, о;
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;
- закреплять артикуляционный уклад звука [О].
2) Развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать навыки работы с деформированными предложениями;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;
- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;
3) Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать культуру коммуникации.
4) Коррекционные:
∙ устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
∙ преодоление речевого негативизма.
Оборудование: зеркало, ноутбук, компьютерная презентация в программе Power Point, карточки с заданиями.
Речевой материал: Ослик, перо, нож, ведро, овца, вор, олень, оса, осень.
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент. (1 мин) | |||
1 | - Здравствуй. - Посмотри на меня, давай подарим друг - другу улыбку и с хорошим настроением мы начнем заниматься. - Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие. Это принцесса Оля. Она плачет «О-о-о-о» Завтра состоится бал в замке у короля. А злая ведьма украла у принцессы ее платье и порезала на кусочки. И сказала, что будет отдавать платье по частям за правильно выполненные задания. Поможем принцессе Оле? - Какой первый звук в имени Оля? -Как плачет Оля? - Как думаешь о каком звуке и букве мы сегодня будем говорить? - Правильно. | Ребенок здоровается и улыбается логопеду. - Да - Первый звук [О]. - «О-о-о-о» -Звук [О], буква О. | |
II. Основная часть. (40 минут) | |||
2 | Уточнение артикуляции и характеристика звука [О] | - Итак, первое задание от ведьмы уточнить артикуляцию и характеризовать звука [О]. - Возьмем зеркало и произнесем звук [О]. Артикуляция [О] - В каком положении находятся губы? - В каком положении находятся зубы? - В каком положении находится язык? - Вибрируют ли голосовые связки? - Какая воздушная струя? - Дай характеристику звуку [О]. - Правильно, молодец! Ты заработал первую часть платья. | -Губы округлены и выдвинуты вперед. - Зубы разомкнуты закрыты губами
-Голосовые связки вибрируют, горло дрожит. - Воздушная струя плавная, теплая. Преград не встречает. - Звук [О] гласный т.к выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Обозначается красным цветом. |
3 | Связь звука с буквой | - Чем отличается буква от звука? - Что изображено звук или буква? - Давай произнесем [О]. Теперь что мы произнесли? - Хорошо, получай следующую часть платья. | - Букву мы пишем, видим и читаем, а звук слышим и говорим. - Буква Ребенок произносит. - Звук. |
4 | Целеполагание | - А какая у нас будет цель сегодня на занятии? Как ты думаешь? - Какие мы поставим задачи перед собой? - Правильно. | - Цель занятия – закреплять звук [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях. - Мы должны научиться красиво и правильно произносить слова с этим звуком. |
5 | Развитие артикуляционной моторики | - Следующее задние от ведьмы сделать артикуляционную гимнастику. Давай возьмем зеркало, выполним гимнастику для языка и губ. «Заборчик»: губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5. «Трубочка»: Губы округлены тянутся вперед. Затем расслабить на счёт 5. «Окошко»: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5. «Качели». Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку. «Лопатка –иголочка»: улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть острый язык, как жало. Повторять 5 – 10 раз в умеренном темпе. - Молодец! Ты получаешь следующую часть платья. | Ребенок выполняет все упражнения. |
6 | Формирование целенаправленного ротового выдоха | - Посмотри, что я для тебя принесла. - Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались. | - Да. - Ребенок пускает мыльные пузыри. |
7 | Изолированное произношение звука [О] | - Ведьма предлагает поиграть. Когда я тебе буду показывать картинку с задумчивой принцессой ты произноси звук о задумчиво. Как будто о чем-то думаешь. А если я покажу принцессу веселею, как будто она что-то придумала. Ты произноси звук [О] весело. - Молодец, у тебя хорошо получилось. Держи еще часть платья. | Ребенок демонстрирует изолированное произношение звука. |
8 | Произношение звука [О] в слогах | - Ведьма любит играть. Следующая игра «Поймай звук О». Я тебе буду произносить слоги, а ты как услышишь слог со звуком [О] хлопай в ладоши. -Хорошо, а теперь поиграем в «Эхо» я буду тебе произносить слоги, а ты за мной повторяй. - Молодец! Получай еще одну часть платья. | Ребенок хлопает, когда услышит слог со звуком [О]. Ребенок повторяет слоги за логопедом. |
9 | Развитие звукового анализа на уровне слова | - Ведьма приготовила загадки, назови слово-отгадку и определи на какой звук оно начинается. Уши длинные имею Груз на спину и пошёл. Говорить "иа" умею. Значит, я зовусь (Осёл) Те, с кем рядом я жужжала, Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень). Пришла без красок и без кисти, Но перекрасила все листья. (Осень) - Посмотри на картинки-отгадки и скажи, какая из них лишняя и почему? - Молодец! Получай следующую часть платья. | Ребенок отгадывает слова и называет первый звук в этих словах. - Утка лишняя, потому что в слове утка первый звук [У], а в остальных словах первый звук [О]. |
10 | Развитие ручной и мелкой моторики | - Давай немного отдохнём и наши ручки, и пальчики разомнём. «Маланья» У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой!
Они не пили и не ели, На Маланью все глядели И все делали вот так… | Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху Сложить руки углом, показывая «избушку» Показать семь пальцев. Очертить брови пальцами. Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам. Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом. Очертить большой круг вокруг головы Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. Щелкает пальцами. |
11 | Закрепление буквы О в словах | - Итак, продолжаем выполнять задания от ведьмы. Посмотри на слайд, тебе нужно прочитать слово и определить место расположения буквы О в предложенных словах и разложить эти слова по корзинам. В первую корзину кладем слова где буква О в начале слова, во вторую корзину кладем слова, где буква О в середине слова и в третью корзину кладем слова где буква О в конце слова. (Осел, перо, нож, ведро, овца, вор) - Молодец, ты справился. Получай еще одну часть платья. | Ребенок выполняет задание. |
12 | Динамическая пауза | - Предлагаю встать и немного отдохнуть. Облако Беленькое облако Поднялось над крышей. Устремилось облако Выше, выше, выше. Ветер, это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако В дождевую тучу. | Округленные руки перед собой, пальцы в замок. Не расцепляя рук, поднять их над головой. Выпрямить руки, подняться на носочки. Потянуться руками вверх. Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону. Сцепить руки кончиками пальцев над головой. Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить. Присесть. |
13 | Закрепление буквы О на уровне словосочетания | -Ведьма перепутала слова из словосочетаний. Нам нужно восстановить словосочетания. Соедини линией подходящие слова. - Молодец, держи часть платья. | Ребенок выполняет задание. |
14 | Гимнастика для глаз | - Чтобы лучше заниматься, глазки у тебя не уставали, сделаем зарядку для глаз. - Поморгайте глазками! - Головой не крутите, посмотрите глазками влево – в окно. - Посмотрите вправо – на дверь. - Посмотрите вверх. - Посмотрите вниз. - Повторим еще раз! - Молодец! | Ребенок выполняет гимнастику для глаз. |
15 | Закрепление буквы занятия на уровне предложения | - Вот и последнее задание от ведьмы. Посмотри внимательно на картинку. Назови слова со звуком О изображенные на этой картине. - Хорошо, а теперь из этих слов составь предложения. - Хорошо, как много предложений у тебя получилось составить. Ты получаешь последнюю часть платья. Теперь эти части нужно соединить, что бы получилось платье. Давай посмотрим в чем пришла на бал принцесса. - У тебя получилось! Ты смог вернуть платье принцессе Ольге. | - Дождь, зонт, девочка, морковь, забор, озеро, дерево, яблоко, сапоги, окно, дом, осень… - Осенью идет дождь. Девочка гуляет под зонтом. Мальчик собирает морковь. По озеру плавают утки. Мальчик смотрит в окно. Ребенок складывает из частей платье. |
III. Заключительная часть. ( 4 мин) | |||
16 | Оценка деятельности обучающихся | - Молодец! Ты справился со всеми заданиями. С каким звуком были связаны все задания ведьмы? - Что ты можешь казать об этом звуке? - Какое задание больше всего понравилось? - Оцени свою работу на занятии, покажи смайлик, который, по твоему мнению, ты заслужил и почему? - До свидания. | Ребенок отвечает на вопросы и оценивает свою работу. - До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....
КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".
КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".
Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков С-Ш.
Тема: "Звуки и буквы С -Ш. Посуда"Цель занятия. Осуществлять работу по дифференциации звуков «С», «Ш», активизировать словарный запас по лексической теме «Посуд...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»
Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....