Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "О".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ронкина Наталья Викторовна

Тема. Звук [О]. Буквы О, о.

Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:

- закреплять знания обучающихся о звуке [О] и буквах О, о;

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;

- закреплять артикуляционный уклад звука [О].

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать навыки работы с деформированными предложениями;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;

- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

3) Воспитательные:

-  воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

· устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;

 · преодоление речевого негативизма.

Оборудование: зеркало, ноутбук, компьютерная презентация в программе Power Point, карточки с заданиями.

Речевой материал: Ослик, перо, нож, ведро, овца, вор, олень, оса, осень.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_o._bukvy_o_o._individualnoe.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука.

Тема. Звук [О]. Буквы О, о.

Цель: осуществлять работу по закреплению звука [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:

- закреплять знания обучающихся о звуке [О] и буквах О, о;

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение»;

- закреплять артикуляционный уклад звука [О].

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать навыки работы с деформированными предложениями;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;

- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

3) Воспитательные:

-  воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

 устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;

  преодоление речевого негативизма.

Оборудование: зеркало, ноутбук, компьютерная презентация в программе Power Point, карточки с заданиями.

Речевой материал: Ослик, перо, нож, ведро, овца, вор, олень, оса, осень.

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.   (1 мин)

1

- Здравствуй.

- Посмотри на меня, давай подарим друг - другу улыбку и с хорошим настроением мы начнем заниматься.

- Посмотри, кто к нам сегодня пришел на занятие. Это принцесса Оля. Она плачет «О-о-о-о»

Завтра состоится бал в замке у короля. А злая ведьма украла у принцессы ее платье и порезала на кусочки. И сказала, что будет отдавать платье по частям за правильно выполненные задания.

Поможем принцессе Оле?

- Какой первый звук в имени Оля?

-Как плачет Оля?

- Как думаешь о каком звуке и букве мы сегодня будем говорить?

- Правильно.

Ребенок здоровается и улыбается логопеду.

- Да

- Первый звук [О].

- «О-о-о-о»

-Звук [О], буква О.

                                      II.   Основная часть.  (40 минут)

2

Уточнение артикуляции и характеристика звука [О]

- Итак, первое задание от ведьмы уточнить артикуляцию и характеризовать звука [О].

- Возьмем зеркало и произнесем звук [О].

Артикуляция [О]

- В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы?

- В каком положении находится язык?

- Вибрируют ли голосовые связки?

- Какая воздушная струя?

- Дай характеристику звуку [О].

- Правильно, молодец! Ты заработал первую часть платья.

-Губы округлены и выдвинуты вперед.

- Зубы разомкнуты закрыты губами


-Кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка приподнята.

-Голосовые связки вибрируют, горло дрожит.

- Воздушная струя плавная, теплая. Преград не встречает.

- Звук [О] гласный т.к выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Обозначается красным цветом.

3

Связь звука с буквой

- Чем отличается буква от звука?

- Что изображено звук или буква?

- Давай произнесем [О]. Теперь что мы произнесли?

- Хорошо, получай следующую часть платья.

- Букву мы пишем, видим и читаем, а звук слышим и говорим.

- Буква

Ребенок произносит.

- Звук.

4

Целеполагание

- А какая у нас будет цель сегодня на занятии? Как ты думаешь?

- Какие мы поставим задачи перед собой?

- Правильно.

- Цель занятия – закреплять звук [О] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

- Мы должны научиться красиво и правильно произносить слова с этим звуком.

5

Развитие артикуляционной моторики

- Следующее задние от ведьмы сделать артикуляционную гимнастику. Давай возьмем зеркало, выполним гимнастику для языка и губ.

«Заборчик»: губы растянуть в улыбке. Затем расслабить на счёт 5.

«Трубочка»: Губы округлены тянутся вперед. Затем расслабить на счёт 5.

«Окошко»: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

«Качели». Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к подбородку.

 «Лопатка –иголочка»: улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть острый язык, как жало. Повторять 5 – 10 раз в умеренном темпе.

- Молодец! Ты получаешь следующую часть платья.

Ребенок выполняет все упражнения.

6

Формирование целенаправленного ротового выдоха

- Посмотри, что я для тебя принесла.

- Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай попробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.

- Да.

- Ребенок пускает мыльные пузыри.

7

 Изолированное произношение звука [О]

- Ведьма предлагает поиграть. Когда я тебе буду показывать картинку с задумчивой принцессой ты произноси звук о задумчиво. Как будто о чем-то думаешь.

А если я покажу принцессу веселею, как будто она что-то придумала. Ты произноси звук [О] весело.

- Молодец, у тебя хорошо получилось. Держи еще часть платья.

Ребенок демонстрирует изолированное произношение звука.

8

Произношение звука [О] в слогах

- Ведьма любит играть. Следующая игра «Поймай звук О». Я тебе буду произносить слоги, а ты как услышишь слог со звуком [О] хлопай в ладоши.

-Хорошо, а теперь поиграем в «Эхо» я буду тебе произносить слоги, а ты за мной повторяй.

- Молодец! Получай еще одну часть платья.

Ребенок хлопает, когда услышит слог со звуком [О].

Ребенок повторяет слоги за логопедом.

9

Развитие звукового анализа на уровне слова

- Ведьма приготовила загадки, назови слово-отгадку и определи на какой звук оно начинается.

Уши длинные имею Груз на спину и пошёл. Говорить "иа" умею. Значит, я зовусь (Осёл)

Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят — у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я — …(Оса)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень).

Пришла без красок и без кисти,

Но перекрасила все листья. (Осень)

- Посмотри на картинки-отгадки и скажи, какая из них лишняя и почему?

- Молодец! Получай следующую часть платья.

Ребенок отгадывает слова и называет первый звук в этих словах.

                                              - Утка лишняя, потому что в слове утка первый звук [У], а в остальных словах первый звук [О].

10

Развитие ручной и мелкой моторики

- Давай немного отдохнём и наши ручки, и пальчики разомнём.

«Маланья»

У Маланьи, у старушки 

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, 

Все без бровей, 

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой, 

Вот с такой бородой! 

 

Они не пили и не ели,

На Маланью все глядели 

И все делали вот так…  

Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху

Сложить руки углом, показывая 

«избушку»

Показать семь пальцев.

Очертить брови пальцами.

Ладони с растопыренными

 пальцами поднести к ушам.

Показать длинный

нос, поставив ладони

с растопыренными 

пальцами друг за другом.

Очертить большой круг вокруг головы

Показать руками большую бороду.

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

Щелкает пальцами.

11

Закрепление буквы О в словах

- Итак, продолжаем выполнять задания от ведьмы. Посмотри на слайд, тебе нужно прочитать слово и определить место расположения буквы О в предложенных словах и разложить эти слова по корзинам. В первую корзину кладем слова где буква О в начале слова, во вторую корзину кладем слова, где буква О в середине слова и в третью корзину кладем слова где буква О в конце слова.

(Осел, перо, нож, ведро, овца, вор)

- Молодец, ты справился. Получай еще одну часть платья.

Ребенок выполняет задание.

12

Динамическая пауза

 - Предлагаю встать и немного отдохнуть.

Облако

Беленькое облако

 Поднялось над крышей.

 Устремилось облако

 Выше, выше, выше.

 Ветер, это облако

Зацепил за кручу.

 Превратилось облако

 В дождевую тучу.

Округленные руки перед собой, пальцы в замок.

Не расцепляя рук, поднять их над головой.

Выпрямить руки, подняться на носочки.

Потянуться руками вверх.

Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону.

Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить. Присесть.

13

Закрепление буквы О на уровне словосочетания

-Ведьма перепутала слова из словосочетаний. Нам нужно восстановить словосочетания. Соедини линией подходящие слова.

- Молодец, держи часть платья.

Ребенок выполняет задание.

14

Гимнастика для глаз

- Чтобы лучше заниматься, глазки у тебя не уставали, сделаем зарядку для глаз.

- Поморгайте глазками!

- Головой не крутите, посмотрите глазками влево – в окно.

 - Посмотрите вправо – на дверь.

- Посмотрите вверх.

- Посмотрите вниз.

- Повторим еще раз!

- Молодец!

Ребенок выполняет гимнастику для глаз.

15

Закрепление буквы занятия на уровне предложения

- Вот и последнее задание от ведьмы. Посмотри внимательно на картинку. Назови слова со звуком О изображенные на этой картине.

- Хорошо, а теперь из этих слов составь предложения.

- Хорошо, как много предложений у тебя получилось составить.

Ты получаешь последнюю часть платья. Теперь эти части нужно соединить, что бы получилось платье.

Давай посмотрим в чем пришла на бал принцесса.

- У тебя получилось! Ты смог вернуть платье принцессе Ольге.

- Дождь, зонт, девочка, морковь, забор, озеро,

дерево, яблоко, сапоги, окно, дом, осень…

- Осенью идет дождь. Девочка гуляет под зонтом.

Мальчик собирает морковь. По озеру плавают утки. Мальчик смотрит в окно.

Ребенок складывает из частей платье.

                                         III.   Заключительная часть. ( 4 мин)

16

Оценка деятельности обучающихся

- Молодец! Ты справился со всеми заданиями. С каким звуком были связаны все задания ведьмы?

- Что ты можешь казать об этом звуке?

- Какое задание больше всего понравилось?

- Оцени свою работу на занятии, покажи смайлик, который, по твоему мнению, ты заслужил и почему?

- До свидания.

Ребенок отвечает на вопросы и оценивает свою работу.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

КОНСПЕКТ фронтального занятия по формированию звукопроизношению и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р".

КОНСПЕКТ фронтального ЗАНЯТИЯ ПО формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "Р"....

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звука

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе постановки звукаТема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука "С".

Тема: «Звук и буква [С]. «Овощи».Цель занятия. осуществлять работу по автоматизации звука [С], активизировать словарный запас по лексической теме «Овощи».Задачи занятияОб...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков С-Ш.

Тема: "Звуки и буквы С -Ш. Посуда"Цель занятия. Осуществлять работу по дифференциации звуков «С», «Ш», активизировать словарный запас по лексической теме «Посуд...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....