Конспект выступления учителя - логопеда на педсовете
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vystupleniya_na_pedsovete.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете
Развитие связной речи у детей с ТНР посредством работы по серии сюжетных картинок
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелое нарушение речи (ТНР), относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ТНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.
У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.
В этой статье мы хотим остановиться на работе детей с серией сюжетных картинок.
Анализ ошибок, которые дети с ТНР допускают, работая с серией сюжетных картинок:
- рассматривают картинки внимательно, серию раскладывают самостоятельно, допускают ошибки, но замечают их и исправляют без помощи взрослого.
Рассказ составлен в основном самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки) недостаточная развернутость высказываний. Лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускают ошибки, но замечают и исправляют их самостоятельно, иногда – с помощью уточняющего вопроса.
- серию раскладывают с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок.
Рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь. Связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм.
- при раскладывании серии действуют импульсивно, допускают ошибки, при исправлении ошибок нуждаются в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения).
Рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно - следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисления предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов используют, но отвечают односложно. Словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм.
- отказываются от выполнения задания, неадекватные ответы.
Методика работы и алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок
Успех в обучении составлению рассказа по серии сюжетных картинок зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса. Детям трехлетнего возраста для составления рассказа по серии сюжетных картинок предлагается 2 - 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок. В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8кадров. Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов.
Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 - 6 минут, до 5 лет - 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут.
Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок:
- упражнять детей в выстраивании причинно - следственных связей, установленных автором текста;
- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Учитель - логопед переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.
Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени, некоторое время к картинкам не рекомендуется прикасаться.
1. "Определи время событий"
Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках. Игровое действие: предложить детям определить время года, части суток на каждой картинке. В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.
2. "Найди место, в котором происходят события"
Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.
Игровое действие: предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.
3. "Найди общих героев на картинках"
Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.
Игровое действие: предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.
4. "Назови действия героев"
Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.
Игровое действие: предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект - действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои.
5. "Что за чем?"
Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.
Игровое действие: предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.
6. "Составь рассказ"
Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель:
- однажды (указание времени года, части суток);
- в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);
- такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),
- делал (делали) то - то для того – то;
- потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);
- и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;
- в результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;
7. «Придумай название рассказа»
Цель: учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии.
Приемы, используемые в работе с дошкольниками, по серии сюжетных картинок
- Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность и составляют рассказ.
- Восстановить заданный порядок сюжетных картинок по заданному рассказу.
- Найти «ошибку» педагога и восстановить правильный порядок сюжетных картинок.
- Дети рассматривают центральную картинку, потом им предлагается определить, что было в начале и чем все закончилось.
- Можно предложить детям разложить серию картинок начиная с последней картинки серии.
- Составление рассказа по подгруппам, каждой подгруппе предлагается картинка для составления рассказа, педагог предлагает план, и дети составляют рассказ в соответствии с планом.
- Составляя рассказ по серии картинок, детям предлагается придумать ему название, дополнить его предыдущими и последующими событиями.
- Предлагается включать в рассказы описания пейзажа, состояния погоды, описание жестов и мимики героев, прямую речь (о чем подумал герой, что сказал), диалоги между героями.
- Детям предлагается задавать вопросы по содержанию сюжетных картинок.
- Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают их и составляют рассказ по памяти.
Список литература:
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ТНР / З.Е. Агранович. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)
4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок». М.: АРКТИ, 2009.- (Технология ТРИЗ).
5. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР».
6.Соловьева О.И. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду»
7. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. «использование серии сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...
выступление учителя-логопеда высшей категории Погореловой Л.С. для логопедов ДОУ по теме: "Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи"
Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признак...
отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.
Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда
Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...
Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании "Организация коррекционно-образовательного процесса"
Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании...
Консультация учителя-логопеда в старшей группе с выступлением учителя-логопеда на тему: «Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования»
Особенности развития речи детей в старшей группе отделения дошкольного образования...
Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете "Эффективные технологии речевого развития дошкольников".
Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьм...