Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете "Эффективные технологии речевого развития дошкольников".
консультация по логопедии (старшая группа)

Аликаева Марина Анатольевна

Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете

«Эффективные технологии речевого развития дошкольников»

Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьми.

Вступительное слово

Сформированная речь — залог успешной адаптации человека в обществе, важный фактор его дальнейшего развития и саморазвития. Тема речевого развития детей была и остается в центре внимания ученых, психологов и педагогов. Эту тему затрагивали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И.

Соловьева, И.П. Павлов. Рассмотрим подробнее высказывания нескольких ученых о речевом развитии дошкольников.

А.А. Леонтьев рассматривал речь детей как деятельность познания: «деятельность, которая заключается в „распределении“ действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность». При этом ученый выделял также важность ряда умений:

  • быструю ориентировку в условиях общения;
  • умение планировать и отбирать содержание собственного высказывания.

Важным условием речевого развития дошкольника является чувство языка. Такое чувство дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.

В свою очередь физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека. Это учение

объясняет механизм формирования речи. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней:

  • фонетического (звуки);
  • лексического (слова);
  • словообразовательного, морфологического и синтаксического (фразы).

Л.С. Выготский описывал психологический подход, взаимосвязь развития речи

с развитием мышления и сознания. Психолог изучал проблему формирования понятий. Л.С. Выготский утверждал, что накопление ассоциаций и групп представлений

не приводит к их образованию: «Понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления».

Психолог А.В. Запорожец подчеркивал, что сложная система речевых связей складывается именно в дошкольном возрасте. Работы представленных ученых

и исследователей создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

Основная часть

Речевое развитие дошкольников — одна из основных образовательных областей

в организации обучения и воспитания детей . Данная область включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одна из основных задач педагогов в детском саду — формировать и развивать правильную речь у детей. Однако на практике количество дошкольников с речевыми

трудностями и нарушениями с каждым годом увеличивается. Для решения этой проблемы необходима своевременная профилактическая деятельность и комплексная системная

работа педагогов и специалистов с детьми.

Чтобы повысить эффективность работы по развитию речи детей, в группе нужно создать специальные образовательные условия. Так, дошкольники могут развивать свою речь

не только через занятия и специально организованную деятельность, но и в ходе наблюдения. Например, во время прогулки, познавая окружающий мир.

Характеристика речевых особенностей детей по группам

Педагогам важно знать и уметь правильно оценить речевые возможности детей каждой возрастной группы. При организации работы с детьми педагогам нужно ориентироваться на то, что характерно для данного дошкольного возраста. Рассмотрим особенности речевого развития детей трех—семи лет при отсутствии речевых нарушений или

трудностей в произношении.

Так, дети в возрасте трех—четырех лет могут правильно произносить большинство звуков. Словарный запас дошкольников достигает более 1500 слов. В произношении некоторых звуков воспитанники этого возраста могу допускать неточности и замены. Например, в звуках [ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л].

Дети средней группы, как правило, умеют правильно произносить свистящие [с, з, ц]

и шипящие [ш, ж] звуки. Иногда дошкольники этого возраста могут заменять и смешивать свистящие и шипящие звуки в потоке своей речи.

Словарный запас воспитанников средней группы может составлять 2000 слов и более.

У детей продолжается период словотворчества. Дошкольники могут составлять фразы

из пяти—восьми слов, используя простые предлоги. Формируется монологическая речь, дети учатся составлять короткие рассказы.

Дошкольники в возрасте пяти—шести лет, как правило, уже могут правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых дошкольников могут наблюдаться отдельные речевые сложности с правильностью произнесения звуков в речи. Например, нечеткие шипящие звуки или замены, так как эти звуки еще недостаточно автоматизированы. Словарный запас детей этого возраста может составлять

приблизительно 2500–3000 слов.

Воспитанники подготовительной группы способны правильно воспроизводить все звуки

в речи, не заменять и не искажать их. Также дошкольники способны различать на слух все звуки и определять звук в заданном слове. Словарный запас у детей составляет

приблизительно 4000 слов.

Рекомендации воспитателям в работе с дошкольниками

Младшая группа

Эффективная технология речевого развития с детьми младшей группы — использование приемов логоритмики, артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе

с воспитанниками. Так, с дошкольниками младшей группы рекомендуется ежедневно организовывать и проводить игровые упражнения на развитие слухового внимания

и фонематического слуха. Такие игры помогут педагогам предупредить нарушения речи у детей:

  • из-за несформированности фонематических процессов;
  • расстройства восприятия похожих звуков и их сочетаний.

Примеры игр с дошкольниками смотрите ниже.

Пример

Игры с детьми младшей группы на развитие слухового внимания и фонематического слуха:

  • «Угадай, что звучит?»;
  • «Угадай, кто это?»;
  • «Тише или громче?»;
  • «Далеко или близко?».

Еще в работе с детьми следует проводить артикуляционные и дыхательные гимнастики. Артикуляционные упражнения нужно повторять с воспитанниками по 5–10 раз. Такие упражнения педагоги могут выполнять под счет, под музыкальное сопровождение или использовать стихотворные рифмы.

Упражнения дыхательной гимнастики имеют важное значение для становления и развития детской речи, оздоравливая организм ребенка. Такие упражнения способствуют:

  • улучшению кислородного обмена;
  • стимулированию работы сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
  • формированию навыков саморегуляции: выполнение заданий по показу или инструкции.

Также в работе с воспитанниками трех—четырех лет необходимо использовать логоритмические игры и игровые упражнения. В ходе таких игр дети учатся правильно говорить и общаться, увеличивают свой словарный запас. Педагоги еще развивают у детей навыки грамматики, формируют навыки связной речи. Ниже смотрите примеры игр, которые можно организовать с детьми младшей группы.

Пример

Логоритмические игры и игровые упражнения для детей младшей группы:

  • «Угадай, какой предмет?»;
  • «Загадки-описания»;
  • «Один — много»;
  • «Я начну, а ты продолжи...»;
  • «Чистоговорки».

Старшая группа

Для детей старшего возраста эффективной технологией речевого развития является мнемотехника, которая облегчает процесс запоминания информации. На используемый речевой материал игр и упражнений нужно подбирать картинки, которые бы

их обозначали. В результате получается наглядная схема, смотря на которую, ребенок может воспроизвести слова, словосочетания, загадку, стихотворение или скороговорку.

Другой вариант — педагоги могут предложить детям посчитать и назвать предметы по пройденным лексическим темам. Ниже смотрите примеры упражнений, которые можно организовать с детьми старшей группы.

Пример

Упражнения для детей старшей группы на развитие словаря, грамматики и связной речи:

  • «Какой? Какая? Какое? Какие?»;
  • «Загадки-описания»;
  • «Один — много»;
  • «Где спрятались?»;
  • «Логический поезд»;
  • «Я начну, а ты продолжи...»;
  • «Подбери и назови»;
  • «Чего не стало?»;
  • «Скажи наоборот»;
  • «Назови ласково»;
  • «Жадина»;
  • «Один, два, три, четыре, пять».

Еще с детьми пяти—шести лет необходимо применять комплекс артикуляционных упражнений, который направлен на развитие дикции. В комплекс также нужно включить упражнения на отработку наиболее сложных для воспроизведения звуков [р] — [р’].

У дошкольников нужно выработать достаточный подъем языка и направленную воздушную струю для произнесения данных звуков. Для этого в работе с детьми педагогам стоит использовать такие артикуляционные упражнения, как «Качели»,

«Маляр». Ниже смотрите примеры артикуляционных упражнений в работе с детьми старшей группы.

Пример

Упражнения для детей старшей группы на формирование правильного произношения вибрантов:

  • «Качели»;
  • «Маляр»;
  • «Гармошка»;
  • «Лошадка»;
  • «Барабан»;
  • «Индюк»;
  • «Дыхательные упражнения».

Чтобы помочь старшим дошкольникам овладеть навыками звукового анализа и синтеза, предупредить нарушения в устной речи, педагогам необходимо использовать игровые упражнения. Среди таких упражнений: «Самолет», «Чистоговорки».

Подготовительная группа

Детей подготовительной группы необходимо не только научить правильно произносить все звуки, но и уметь их различать. К примеру, различать гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Также нужно отработать и закрепить у детей понятия: звук, слог, слово, предложение. Для этого педагогам необходимо произносить все слова с дошкольниками четко и громко, следить за правильностью произношения воспитанников. Произнесение слова не должно расходиться с его написанием, чтобы не путать детей.

В работе с детьми подготовительных групп педагогам также необходимо использовать игровые упражнения. Для проведения игр нужно использовать наглядный

демонстративный и раздаточный материал, кружки и схемы для звукового анализа и синтеза.

В играх педагоги упражняют с детьми навыки суффиксального словообразования. Еще тренируют детей в умении образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Также с помощью игровых упражнений педагоги:

  • отрабатывают с дошкольниками умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать слова, близкие и противоположные по значению;
  • учат детей использовать в речи сложные предлоги из-за, из-под;
  • учат детей устанавливать правильную последовательность действий по серии сюжетных картинок и составлять рассказы.

Ниже смотрите варианты игровых упражнений, которые можно использовать в работе с детьми подготовительной группы.

Пример

Упражнения для детей подготовительной группы на развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи:

  • «Делим слова на части»;
  • «Раз, два, три — слово к схеме подбери»;
  • «Найди пару»;
  • «Один — много»;
  • «Посмотри и расскажи»;
  • «Чей? Чья? Чье?».

Заключение

Используя предложенные технологии и приемы, важно помнить, что дошкольный возраст считается сензитивным. Это возраст, который особенно благоприятен для формирования и развития навыков устной речи у детей. Сформированность устной речи является необходимой базой для успешного овладения детьми письмом и чтением на уровне начальной школы.

Нарушения и недостатки устной речи дошкольников могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима своевременная профилактическая и коррекционно-развивающая работа еще в дошкольном возрасте. Педагоги и воспитатели всегда могут обратиться за консультацией и помощью к учителю-логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД учителя логопеда на тему "Использование инновационных технологий в логопедической практике"

Эта НОД наполнена обширным речевым материалом для закрепления звука "Р" на разных этапах автоматизации....

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей по теме: «Речевая готовность к обучению в школе»

Акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....

Педсовет "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Проведение педагогического совета в форме аукциона....

Конспект выступления учителя - логопеда на педсовете

Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования...