СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»
материал по логопедии на тему

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_uchitelya.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

При обучении детей рассказыванию рекомендуется использовать разные виды упражнений.

Оречевление ряда последовательно выполненных действий. Ор ганизуется игровая ситуация, в которой принимают участие взрослые, 1—2 ребенка (можно привлечь и несколько кукол). Один из детей — ведущий. Ему тихо дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Другой ребенок, внимательно следя за серией действий, запоминает их, а потом рассказывает об увиденном.

В процессе игры возможен диалог типа:

Кому давались задания?

Откуда встал Митя? Куда он пошел?

Что Митя взял с верхней полки? А что с нижней полки?

Куда он отнес большой красный мяч?

Куда он положил маленький синенький мячик?

Кому Митя дал задание?

Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объ единение этих предложений в рассказ. Играют 1—2 ребенка и взрос лый. Дети отбирают несколько персонажей (мальчик, девочка, мама, папа, бабушка) и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои» (удочка, мяч, книга, гамак, клубок с нитками). На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывают дети. Затем с помощью наводящих вопросов взрослого дети составляют рассказ.

Например: Наступило лето. Дети вместе с родителями выехали на дачу. Дима ловит на реке удочкой рыбу, Оля играет в саду в мяч. Рядом сидит в кресле папа и читает книгу. Мама сидит на веранде и вяжет красный шарф.

В начале основную роль при составлении рассказа играет взрослый, а затем под его руководством дети самостоятельно составляют неболь шие рассказы.

Составление рассказа по картинке и серии картинок. Подготови тельная работа включает в себя прослушивание рассказа, читаемого ребенку. По прочтении рассказа полезно предложить выбрать и разло жить в нужной последовательности соответствующие картинки. При этом важно помочь ребенку осмыслить взаимосвязь событий, их вре менную последовательность. Ребенку задается серия вопросов, с по мощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

Упражнения с деформированными предложениями помогают ре бенку отличить законченную мысль от беспорядочного набора слов, находить логические связи между 2—3 фразами. Первоначально дети должны придать им правильную форму, а затем, опираясь на предложенную сюжетную картинку, составить рассказ.

Для активизации речи детей, развития навыков самостоятельной речи широко используются сюжетные картинки. Их многообразие позволяет работать над восприятием и воспроизведением детьми текс тов разной степени сложности.

Дети испытывают большие трудности в последовательном изложе нии речевого материала. Серии картинок, являясь как бы планом рассказа, помогают ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа не отклоня ясь от его темы.

Во время рассказа ребенок постепенно преодолевает ошибки в построении предложений. В начале занятий с помощью вопросов надо направить внимание ребенка на содержание рассказа. Затем его при учают самостоятельно выделять те или иные моменты содержания картинки и выражать свое к ним отношение. Обращается внимание на мимику, жесты персонажей, задаются вопросы более аналитического характера, помогающие детям вскрывать причинно-следственные свя зи изображенных действий и явлений.

Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лек сическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использова ния их в речи, в разных грамматических формах и связях.

Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диало гом. При составлении рассказов по серии, картинок дети учатся состав лять реплики, диалоги к данной ситуации.

Составление рассказов-описаний.

Процессу обучения детей раз личным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. К. Д. Ушинский писал о том, что сравнение является основой всякого понимания и мышления, что мир познается через сравнение. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способ ствует повышению речевой активности. Поэтому как только ребенок познакомится с2—3 новыми предметами, его надо учить их сравнивать.

Во время такого занятия сравниваемые предметы (картинки) нахо дятся обязательно перед детьми. Сначала дети должны определять различие между предметами по их характерным признакам, а затем перейти к сходным. «За сравнением предмета должно следовать описа ние предмета, извлекаемое из сравнения» (Ушинский). Обучение со ставлению рассказов-описаний занимает важное место в работе с деть ми. На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как образец, а затем такими образцами будут лучшие рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный план.

Пересказ текстов.

Обучать детей пересказу можно тогда, когда они уже овладеют фразовой развернутой речью, научатся слушать и пони мать содержание текста, а также когда захотят рассказать о том, что им прочитали. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, раз вивает внимание ребенка и его мышление.

При подборе текстов для пересказа особенно важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможнос ти ребенка. Тексты должны быть просты и доступны по своему содер жанию и построению, иметь четко выраженный сюжет, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.

Словарная работа проводится до чтения текста, трудные слова объясняются и проговариваются всеми детьми и индивидуально.

Перед чтением рассказа может быть устроена небольшая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Установка на пересказ текста дается после первого чтения.

Когда дети прослушали рассказ, задаются вопросы, чтобы выяс нить, понято ли его содержание.

Различные виды пересказа на разных ступенях обучения могут варьироваться.

  1. Взрослый пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложе ние.
  2. Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение.
  3. Перед началом пересказа дается короткий план рассказа, что помогает ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.
  4. Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начи нает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью.
  5. Часто употребляется пересказ в лицах, типа простой драматиза ции. Этот вид работы очень нравится детям, так как близок к игровому. В то же время он помогает вникнуть в содержание образа, передать интонационно характер действующих лиц.

Для детей, у которых уровень развития повествовательной речи довольно высокий, можно рекомендовать и более сложные виды рабо ты, а именно:

Выборочный пересказ

Перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку. Это возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать все произве дение.

Краткий пересказ

Ребенок рассказывает не все подряд, а только самое главное, сущес твенное.

Творческое рассказывание:

а)        пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов,
событий из жизни героев;

б)        составление рассказа на основе своего личного опыта по

аналогии с услышанным;

в)        составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему.

Разучивание стихотворений. Все дети любят стихи, с удо вольствием их слушают и стараются запомнить и рассказать. При выборе стихотворного материала надо прежде всего обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими установками, рекомендованными в до школьных учреждениях, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей детей.

  1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочи тано взрослым выразительно (наизусть).
  2. После прочтения стихотворения взрослый говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз

читает стихотворение.

  1. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворе ния. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально.
  2. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает детям уяснить его основную мысль.
  3. После этого выясняется, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняется их значение.

6.        Стихи часто используются для закрепления определенных
звуков. Поэтому после проведения работы по заучиванию стихот ворений можно предложить и ряд специальных заданий по текс
ту:

а)        выбрать слова из стихотворения на определенный звук,
например слова, где есть звук Р;

б)        угадать, с каким звуком много слов в данном стихотво
рении: Мышь, мышь, ты что шуршишь? — много слов со
звуком Ш;

в)        заканчивать строку словом с нужным звуком.

  1. Заучивание стихов помогает развивать у детей чувство рит -ма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отсту кивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.
  2. Можно предложить детям выучить стихотворение, а затем вместо слов произносить слоги с поставленными звуками (за крепление звуков). Например:

Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
рарарара, рарарара,
ра ра рара.рарара
или                
 

ляляляля,ляляляля

 ля ля ляля ляляля.

При заучивании стихотворения хорошо использовать и неко торые игровые приемы.

Читать по ролям (в лицах). Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом Например: Маша; Здравствуй, доктор Айболит! Вов а; Здравствуйте, дети! Что болит? Оля: Не болит ничего, ничего ни у кого.

Чтение в лицах повторяется несколько раз, чтобы дать возможность участвовать всем детям.

2. Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Один ребенок рассказывает выразительно стихотворение, а другой сопровождает декламацию соответствующими жестами и движениями. Например

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Сидит ворон на дубу.

 Он играет во трубу

Во серебряную.

Второй ребенок подражает ворону, залезает на дуб (стул), имитирует игру на трубе, отстукивая ритм.

3. Рекомендуется подбирать к знакомым детям стихам соответству ющие картинки. Картинки выставляются на доске, а взрослый прочиты вает одно из знакомых стихотворений. Дети должны подобрать соот ветствующую картинку и прочитать это стихотворение еще раз.

Например, выставлены картинки: зеленая травка; фиалка, ландыши, клумба с цветами. Читается стихотворение:

Торчу из земли, как булавка,

Я землю проткнула насквозь.

Смотрите, я новая травка,

Я тоже на празднике гость.

Дети выбирают картинку, где нарисована молодая зеленая травка, затем кто-нибудь из них читает это стихотворение.

4. В целях повторения и лучшего закрепления выученных стихов можно предложить такой прием работы. На наборном полотне выставля ются несколько картинок или игрушек. Дети должны вспомнить про каждую из них стихотворение. Например, выставлены картинки-игруш ки : самолет, мишка, лошадка, петушок Дети выходят и рассказывают про выбранную игрушку стихотворение или отрывок из него.

Тексты, которые можно рекомендовать для пересказа, рассказывания по ролям.

Ласточки и стрижи

Ласточка слепила гнездо Увидел это стриж и занял его Ласточка позвала на помощь других ласточек. Вместе они выгнали стрижа из гнезда.

Совенок

Мальчики пошли в рощу. Там рос большой дуб. В дупле было гнездо совы. Мальчики взяли из гнезда совенка и принесли домой. Ночью сова прилетела к дому. Сова села на березку под окном и жалобно кричала.

Весна

Прошли холодные дни. Наступила весна. Солнце весело греет. Поют птички. Радостно журчат ручейки. Вся местность ожила. Из земли показалась травка. Зацвели ландыши. На деревьях раскрылись почки. В кустах запели соловьи. Пришла весна! Здравствуй, весна!

Рассказы с элементами драматизации

Хитрый таракан

Сидел Саша и и фал в куби ки. Вдруг видит — по полу пол зет таракан и крошки хлеба соби рает.

Саша закричал: «Я тебя сей час поймаю!»

А таракан ему говорит: «По дожди, пожалуйста, я сейчас крошки доем, тогда и лови меня.»

Не успел Саша повернуться к нему, как он удрал, да еще язык показал.

Где мои очки?

Ночью Миша проснулся и будит свою маму:

  1. Мама, мама, дай мне скорее очки!
  2. Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?
  3. Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.

Рассказы описания

Крольчатник

Вот крольчатник. В крольчатнике кролики. Кролики красивые. У них длинные уши, короткие хвостики и мягкая шерсть.

У каждого кролика свой домик-клетка. Кролики едят сено, они грызут капусту, морковку.

Медведь

У медведя теплая, мохнатая шуба. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым, но бегает он быстро. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест мясо, ягоды, любит мед.

На холодные месяцы медведь забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

Составление рассказов-описаний по вопросам

Какая кора у березы? Какую пользу приносит береза? Что находится в сережках у березы? Что встречается на стволах у берез? На что идет древесина и кора березы?

Пересказ

Купила мать слив к обеду. Очень хотелось Ване съесть сливу. Когда никого не было, он не удержался, схватил одну сливу и съел. За обедом отец говорит:

  1. А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали «нет». Тогда отец сказал:
  2. Беда, если кто проглотит косточку, то через день умрет. Ваня побледнел и сказал:
  3. Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

(Л.Толстой)

Ворона и рак

Ворона поймал а рака. Села на дерево над озером и сидит, арака во рту держит.

Видит рак — беда приходит. Вот он и говорит вороне: «Помню я, ворона, твоего отца и мать. Славные были птицы» -Ворона говорит: «Угу!» А рта не раскрывает. Рак говорит:

«Помню я твоих братьев и сестер. Славные были птицы!» «Угу» — говорит ворона. А рта не раскрывает. Рак говорит. «Хоро шие" были птицы, а все не такие, как ты. Ты лучше всех»

«Ага!» — сказала ворона и раскрыла рот. А рак упал в воду.

Новая игрушка

Папа сел на чемодан и вынул записную книжку.

—        Ну, ребята, что вам привезти?
«Мне куклу», — сказала Маша.

«А мне мячик»,—сказал Боря. Только Петя молчал. Он никак не мог вспомнить, чего у него нет. Весь угол завален игрушками.

—        Ну, Петя, а чего ты молчишь?

Петя покраснел, губы у него задрожали.

—        У меня... все есть, — сказал он и заплакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Сообщение на РМО учителей-логопедов "Использование педагогической песочницы в развитии связной речи у детей с ОНР"

При переходе дошкольных образовательных учреждений на ФГОС остро встал вопрос, какими методами и средствами пользоваться учителю-логопеду для реализации поставленных стандартом коррекционных задач. Од...

Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».

Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда  и  учителя-дефектолога в развитии связной  речи детей с ЗПР на тему «Осень».Ссылка на презентацию к конспекту: htt...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Развитие связной речи детей в семье".

Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье»....