отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.
статья на тему
Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_rechevyh_problem.docx | 20.23 КБ |
2_pedsovet_itogovyy_vyyavlenie_problem_rechevogo.pptx | 818.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет учителя – логопеда на педсовете.
Тема «Решение речевых проблем современных детей в условиях ДОУ»
Актуальность проблемы.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.
В нашей ООП ДОУ: «Основная цель – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.»
Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
И этот учебный год прошел под девизом: «даешь хорошую речь каждому ребенку!»
С целью поэтапного решения данной проблемы ежегодно (но особенно в этом году) в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
Цель.
Цель у всех нас - участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей помогает поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Условия.
- Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
- целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
- изучение состояния устной речи детей;
- активное участие родителей в речевом воспитании детей.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
В группах созданы центры речевой активности, которые оснащены игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.
Воспитатели и специалисты активно используют технические средства обучения, электронные презентации.
Педагоги уделяют большое внимание развитию звуковой культуры речи на совместных специально организованных видах детско-взрослой деятельности. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, индивидуальная работа по ЗКР отражается в календарном планировании. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, четкой дикцией, дыханием.
Немаловажным условием формирования звуковой стороны детской речи является профессионализм педагогов.
Тематический контроль показал, что многие воспитатели используют разнообразные методы и приемы, формы работы, стимулирующие речевую активность детей: проблемные ситуации, решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, скороговорки, чистоговорки, мнемотаблицы и др.
Постоянно повышают уровень своего мастерства, изучая статьи журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольная педагогика”, “Логопед”, “Коррекционная педагогика”, “Обруч” и другие.
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий, который отражен в годовом плане МАДОУ №26
- Консультации, семинары, семинары-практикумы, деловые игры
- Открытые просмотры педагогической деятельности
- Тематический контроль
- Педагогический совет
С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные дополнительные услуги. Основная цель данного вида деятельности - предупреждение нарушений звукопроизношения и формирование фонематического слуха у дошкольников с диагнозом ОНР.
Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями и специалистами диагностики речевого развития детей.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление его превентивных (предпреждающих) аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.
Партнерство с законными представителями ребенка.
Организация работы с законными представителями ребенка является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
- оформление информационных стендов для родителей;
- консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
- проведение конкурсов: “Лучший чтец”, “Семейная скороговорка” и т.д.;
- индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
- практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
- показ открытых моментов по развитию речи, дни открытых дверей;
- проведение родительских собраний;
- совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т.д.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.
Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных частей - организации различных форм помощи законными представителями ребенка и содержательно-педагогической работы с ребенком.
Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми родной речью.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Основная цель – обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.»
Цель у участников педагогического процесса поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
Условия для полноценного развития детей: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.
повышение компетентности педагогов Консультации, семинары, семинары-практикумы, деловые игры Открытые просмотры педагогической деятельности Тематический контроль Педагогический совет
Организация работы с родителями оформление информационных стендов для родителей ; Консультации ; индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями, специалистами; консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии; практикумы для родителей. показ открытых моментов по развитию речи; проведение родительских встреч.
Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....
Работа учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у дошкольников средствами биоэнергопластики и русского народного фольклора
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее....
Консультация для воспитателей: «Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»
Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...
Аналитический отчет учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Лейсан» Зиганшиной Гульназ Гарефетдиновны за 2016-2017 учебный год
Аналитический отчет учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Лейсан» Зиганшиной Гульназ Гарефетдиновны за 2016-2017 учебный год...
Организация взаимодействия учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения с современными родителями в условиях цифровизации образования.
Организация взаимодействия учителя -логопеда с родитетлями в условиях цифрофизации...
«Решение речевых проблем современных детей в условиях детского сада»
Современные дети – какие они? Почему они отличаются от детей – их сверстников, которые были несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предмет...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Татьяна Николаевна, вы как
Татьяна Николаевна, вы как всегда на высоте!!!!