Доклад "Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста".
материал
Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korotovskihon_doklad_mo_2024.docx | 245.91 КБ |
korotovskihon_doklad_mo_2024.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Коротовских Оксана Николаевна,
Воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию доклад «Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста».
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи.
Слайд 2 Речевое развитие включает:
В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.
Слайд 3 Предпосылки к обучению грамоте
Понятие «Подготовка к обучению грамоте» – это первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению, который включает в себя ряд предпосылок:
- Физиологические предпосылки к обучению грамоте включают уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти, а также полноценное физическое развитие ребёнка;
- К психологическим предпосылкам относят уровень сформированности психических процессов, в том числе устной речи, наличие учебной мотивации, достаточный уровень интеллектуального развития, определённый уровень развития произвольного поведения и эмоционально-волевой сферы;
- Педагогические предпосылки к обучению грамоте определяют степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребёнка.
Следовательно, составляющими готовности к обучению грамоте являются:
- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;
- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);
- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);
- выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер и чувство ритма.
Слайд 4
Закономерности овладения чтением и письмом и предпосылки к обучению грамоте позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте, которое представлено на слайде:
Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Дети учатся:
- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);
- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
- устанавливать последовательность звуков в словах.
Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).
Слайд 5
На первом этапе обучения грамоте начинается работа со знакомства с неречевыми звуками, детям даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).
Предлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Громко – тихо»; «Кто сказал?».
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.
Можно использовать игры с дидактическими пособиями:
- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин.
Слайд 6 Знакомство с гласными звуками
На следующем этапе, Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ).
Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук. Например, «Подарим кукле Оле картинки, в названии которых есть звук [о], а Ане - картинки, в названии которых есть звук [а]».
Слайд 7
Далее ведется работа над позицией звука в слове: научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова. В середине слова.
На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика.
Для этого можно использовать пособие - звуковые линейки (по А.И. Максакову). Звуковая линейка представляет собой звуковую схему слова - последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.
Слайд 8 Знакомство с согласными звуками
При знакомстве с каждым согласным звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.
Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит.
В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.
Слайд 9 Знакомство с буквами
На следующем этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.
Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».
Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов:
Можно написать букву в воздухе, на столе; пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить печатную букву из счётных палочек, шнурков, верёвочек фасоли и других мелких предметов; Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Слайд 10
Современный метод обучения грамоте носит название – ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод, основанный на К.Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века. Суть метода сводится к тому, что обучение чтению и письму ведется с постоянной опорой на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез, что соответствует русской графике. Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой, а основной единицей чтения является слияние. Это прямой открытый слог СГ (согласный+гласный).
Обучение грамоте по этому методу ведется с постоянной опорой на аналитические и синтетические упражнения. Анализ - от предложения к звуку (посчитать сколько в предложении слов, выделить слоги в слове, произносить по порядку и т.д.). Синтез – от звука к предложению. Этот метод носит развивающее и воспитывающее значение.
Наиболее оптимальным (сензитивным) сроком для начала обучения грамоте, по мнению ученых, считается возраст - 4-х лет, так как у детей данного возраста особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если он ещё не научился сосредотачивать внимание и бурно реагирует на свои неудачи – тогда лучше ещё подождать.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться.
С чего же начать?
К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя малыша в мир чтения, мы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
Главное - Слышать слово, состоящее из звуков!!!
Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ - Физиологические - Психологические - Педагогические
ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; ознакомление с предложением и его словесным составом; деления предложения на слова, составление из слов (2-4) предложений; членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
« ЗВУКОВАЯ СХЕМА СЛОВА» («ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА», А.И. Максаков) Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.
ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ
ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод СГ (согласный + гласный) СГ – ма , ла , и т.д. – прямой открытый слог СГС – дом , ком – прямой закрытый слог ССГС – стол , стул – слог со стечением согласных в начале СССГС – страх – тройное стечение СГСС – тигр, зонт – со стечением в конце СГССС – с тройным стечением ГС – обратный слог ам , ом, ок Г – один звук может считаться слогом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....
Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ
Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...