Доклад "Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста".
материал

Коротовских Оксана Николаевна

Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korotovskihon_doklad_mo_2024.docx245.91 КБ
Файл korotovskihon_doklad_mo_2024.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Коротовских Оксана Николаевна,

Воспитатель МБОУ «Излучинская ОНШ»

Слайд 1 

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию доклад «Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста».

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи.

Слайд 2 Речевое развитие включает:

В соответствии с ФОП дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Слайд 3 Предпосылки к обучению грамоте

Понятие «Подготовка к обучению грамоте» – это первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению, который включает в себя ряд предпосылок:

- Физиологические предпосылки к обучению грамоте включают уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти, а также полноценное физическое развитие ребёнка;

- К психологическим предпосылкам относят уровень сформированности психических процессов, в том числе устной речи, наличие учебной мотивации, достаточный уровень интеллектуального развития, определённый уровень развития произвольного поведения и эмоционально-волевой сферы;

- Педагогические предпосылки к обучению грамоте определяют степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребёнка.

Следовательно, составляющими готовности к обучению грамоте являются:

- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;

- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);

- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

- выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер и чувство ритма.

Слайд 4

Закономерности овладения чтением и письмом и предпосылки к обучению грамоте позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте, которое представлено на слайде:

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

- устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Слайд 5

На первом этапе обучения грамоте начинается работа со знакомства с неречевыми звуками, детям даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ложек).

Предлагаемые игры: «Услышишь – хлопни»; «Узнай, что звучит?»; «Громко – тихо»; «Кто сказал?».

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Можно использовать игры с дидактическими пособиями:

- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин.

Слайд 6  Знакомство с гласными звуками

На следующем этапе, Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). https://fsd.multiurok.ru/html/2023/06/02/s_647a0dd8971a3/phpiYSZ6k_CHejlyah-Doklad2-RNO_html_34566d631cacc927.jpghttps://fsd.multiurok.ru/html/2023/06/02/s_647a0dd8971a3/phpiYSZ6k_CHejlyah-Doklad2-RNO_html_1ab15a95795d7dea.jpg

Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук. Например, «Подарим кукле Оле картинки, в названии которых есть звук [о], а Ане - картинки, в названии которых есть звук [а]».

Слайд 7 

Далее ведется работа над позицией звука в слове: научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова. В середине слова.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика.

Для этого можно использовать пособие - звуковые линейки (по А.И. Максакову). Звуковая линейка представляет собой звуковую схему слова - последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.

Слайд 8 Знакомство с согласными звуками

При знакомстве с каждым согласным звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.https://fsd.multiurok.ru/html/2023/06/02/s_647a0dd8971a3/phpiYSZ6k_CHejlyah-Doklad2-RNO_html_cad5ca53e5b42f12.gif

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный. Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Слайд 9 Знакомство с буквами

На следующем этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. https://fsd.multiurok.ru/html/2023/06/02/s_647a0dd8971a3/phpiYSZ6k_CHejlyah-Doklad2-RNO_html_8054c9e10dccc232.gif

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов:

Можно написать букву в воздухе, на столе; пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить печатную букву из счётных палочек, шнурков, верёвочек фасоли и других мелких предметов; Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.https://fsd.multiurok.ru/html/2023/06/02/s_647a0dd8971a3/phpiYSZ6k_CHejlyah-Doklad2-RNO_html_b6f0a303c4f927aa.gif

Слайд 10

Современный метод обучения грамоте носит название – ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод, основанный на К.Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века. Суть метода сводится к тому, что обучение чтению и письму ведется с постоянной опорой на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез, что соответствует русской графике. Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой, а основной единицей чтения является слияние. Это прямой открытый слог СГ (согласный+гласный).

Обучение грамоте по этому методу ведется с постоянной опорой на аналитические и синтетические упражнения. Анализ - от предложения к звуку (посчитать сколько в предложении слов, выделить слоги в слове, произносить по порядку и т.д.). Синтез – от звука к предложению. Этот метод носит развивающее и воспитывающее значение.

Наиболее оптимальным (сензитивным) сроком для начала обучения грамоте, по мнению ученых, считается возраст - 4-х лет, так как у детей данного возраста особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если он ещё не научился сосредотачивать внимание и бурно реагирует на свои неудачи – тогда лучше ещё подождать.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться.

С чего же начать?

К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя малыша в мир чтения, мы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Главное - Слышать слово, состоящее из звуков!!!

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы и технологии подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста Коротовских Оксана Николаевна

Слайд 2

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

ПРЕДПОСЫЛКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ - Физиологические - Психологические - Педагогические

Слайд 4

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; ознакомление с предложением и его словесным составом; деления предложения на слова, составление из слов (2-4) предложений; членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:

Слайд 6

ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Слайд 7

« ЗВУКОВАЯ СХЕМА СЛОВА» («ЗВУКОВАЯ ЛИНЕЙКА», А.И. Максаков) Звуковая линейка помогает детям осознать, что звуки в слове идут друг за другом.

Слайд 8

ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ

Слайд 9

ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ

Слайд 10

ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод СГ (согласный + гласный) СГ – ма , ла , и т.д. – прямой открытый слог СГС – дом , ком – прямой закрытый слог ССГС – стол , стул – слог со стечением согласных в начале СССГС – страх – тройное стечение СГСС – тигр, зонт – со стечением в конце СГССС – с тройным стечением ГС – обратный слог ам , ом, ок Г – один звук может считаться слогом.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Данная консультация окажет помощь родителям в подготовке детей к обучению грамоте....

Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...