Статья " Развитие речи детей в группе компенсирующей направленности детского сада с использованием игр по мелкой моторики"
статья по логопедии (средняя группа)
В статье рассказывается, о том, как можно развить речь детей , использовав игры по мелкой моторике. Дается описание что такое мелкая моторика, как она работает. Приводится описание этих игр. Используется бросовый материал (крышки, шнурки, пуговицы, пластиковые бутылочки ), а также кинетический песок, манная крупа, мука, крупы различного размера, орехи. Дается обьяснение к каждой игре: как именно эта игра по мелкой моторике способствует развитию речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razv_rechi_s_ispolzovaniem_melkoy_motoriki.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие речи детей в группе компенсирующей направленности детского сада, с использованием мелкой моторики».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развитие организма с момента его зарождения до конца жизни.
В настоящее время очень много детей с недоразвитием речи. И как один из способов развития речи детей применяю развитие мелкой моторики.
Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев кисти или стопы. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек. Развитие моторики берет начало с самых первых дней после рождения, заключаясь в примитивных хватательных рефлексах. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития, в том числе речи.
Выдающийся советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский является автором фразы «ум ребенка расположен на кончике пальцев». Считается, что с помощью мелкой моторики можно снять умственное переутомление, а массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности. Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы: дифференцировка речи и других звуков; активизация воспроизведения услышанных слов; запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях. Начиная с раннего грудного возраста следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи. Убедительно доказано, что все психологические процессы у ребенка развиваются через речь, позитивное формирование которой является гарантией не только общего развития, но и адекватного общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь условием его личностного развития ( Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев).
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка, т. е. игра.
Существует множество игр на развитие мелкой моторики:
«Сыпучий бассейн» - развитие и увеличение мелкой моторики и чувствительности пальцев рук, массаж пальцев рук, стимуляция речевой активности. Емкость наполняется сухой крупой. На дно кладутся мелкие игрушки. Ребенок перебирает руками крупу, достает игрушки.
«Разноцветные клубочки» -развивает умение наматывать клубочки ниток, развивает подвижность пальчиков рук, ловкость и координацию движений обеих рук.
«Рисование на песке, на манке» - развитие точных движений пальцев рук, воображения, научить ориентироваться на плоскости.
«Игры с крышками»- научить ребенка откручивать и закручивать крышки, развивая координацию движений пальчиков рук, умение складывать пальцы в щепоть.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.
. Процесс становления речи ребенка сложен, тесно связан с общим психомоторным развитием, и при правильной организации педагогического воздействия может быть успешен.
Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: , "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут, "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.
Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Продолжительность массажа 3-5 минут. Также используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.).
Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.
Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию. Используются логоритмические упражнения.
Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по развитию речи детей средней группы компенсирующей направленности
В программе предложены лексические темы и задачи для фронтвльной ООД с детьми средней группы. А так же дидактические игры и упражнкния для закрепления материала, полученного на занятиях в подгрупповой...
Статья "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро...
Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности»
План по самообразованию воспитателяЛыковой Ольги АнатольевныТема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речив разновозрастной группе компенсирующей направленности»...
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ
Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию на...
Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ
Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию на...
Использование новых методов и приёмов на занятиях по развитию речи детей в группе компенсирующей направленности
Умение составлять рассказы по картине развивает не только языковые способности, но и способности к анализу, логическому мышлению и креативности...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Ягодка» в форме игры «Путешествие в страну игр» с использованием ТРИЗ — технологий
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Ягодка» в форме игры «Путешествие в страну игр» с использованием ТРИЗ &md...