Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в разновозрастной группе компенсирующей направленности»
методическая разработка (средняя группа)
План по самообразованию воспитателя
Лыковой Ольги Анатольевны
Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи
в разновозрастной группе компенсирующей направленности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
План по самообразованию воспитателя
Лыковой Ольги Анатольевны
Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи
в разновозрастной группе компенсирующей направленности»
2021-2022 учебный год
(4-6 лет)
г.Донецк
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о педагоге3
Введение4-5
Этапы работы6
Таблица 17-12
Список литературы13
Приложение14
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Иванова Юлия Викторовна
Специальность: воспитатель
Образование (название учебного заведения и год окончания) высшее
- Анжеро-Судженский педагогический колледж, по специальности «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста»
Стаж работы в должности 6 лет
Первая квалификационная категория
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):
- ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе: «Структурирование образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС» (2015 г.)
Дата начала работы над темой – 1.09.2016 г.
Дата окончания работы над темой – 31.05.2017 г.
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Тема самообразования – «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте», которую я обозначила для себя.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте.
- Изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
- Разработать и подобрать дидактические игры и триггеры, способствующих речевому развитию.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Условия реализации:
В группе «Солнышко» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Применение:
Применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.
Ожидаемый результат
Воспитанники должны:
- Самостоятельно объяснять правила игры
- Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
- Пересказывать небольшие литературные произведения
- Отгадывать загадки
- Подбирать к существительному прилагательное
- Подбирать слова-антонимы
Срок работы по теме самообразования: 1 год
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы проведения дидактических игр
для речевого развития детей
в среднем дошкольном возрасте
Для решения задач мною были разработаны формы работы и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в III этапа.
I этап - Организационно-диагностический
Цель: работа данного этапа заключалось выборе и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.
II этап – Теоретический
Цель: изучение психологических особенностей развития детей среднего дошкольного возраста; изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте; формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)
III этап - Обобщающий
Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.
Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
I этап Организационно-диагностический | |||
сентябрь | |||
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции | Консультации со старшим воспитателем Волгиной И.Ю. по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста» |
| Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС» |
II этап Теоретический | |||
4 игры в неделю октябрь | |||
Уровень сформированности звуковой культуры речи:
правильно»
Уровень сформированности грамматической стороны речи:
Уровень развития связной речи:
| Взаимодействие с учителем-логопедом Мякоткиной Е.В. |
| Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей) |
III этап Обобщающий | |||
4 игры в неделю ноябрь | |||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
|
Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности | ||
4 игры в неделю декабрь | |||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
| Консультация со старшим воспитателем Волгиной И.В. по вопросу использования триггеров на занятиях по речевому развитию. |
| Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи) |
4 игры на одну неделю январь | |||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
|
| Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно» Диалог с родителями «Вопрос-ответ» | |
4 игры на одну неделю февраль | |||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
| Показ мастер-класса на методическом совете «Использование триггеров на занятиях по речевому развитию» |
| Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет» |
4 игры на одну неделю март | |||
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:
Игры для грамматического строя речи:
Игры для развития связной речи:
| Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. | Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?» | |
апрель | |||
| Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. | Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?» | |
май | |||
Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» | Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. | Оформление работы в полном варианте | Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» |
ЛИТЕРАТУРА
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
- Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
- Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
- Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
- Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
- ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
- Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
- О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г
14. htt:|\\detsad-kitty.ru
15.htt: \\ www.i-deti.ru
16. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
17.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: «Применение песочной игротерапии на занятиях по развитию речи в группе компенсирующей направленности»
Рекомендации для воспитателей по применеию песочной игротерапии на занятиях по развитию речи....
Конспект комплексного занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема: «Весна. Перелетные птицы»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет
Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...
Конспект занятия по развитию речи (средняя группа компенсирующей направленности) Тема «Одежда»
Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по...