Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»
план-конспект занятия по логопедии

Сергеева Елизавета Сергеевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povara.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»

Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [р] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
  • закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и словосочетаниях;
  • активизировать словарь по лексическим темам «Профессии», «Продукты питания»;
  • закреплять в свободной речи обобщающее понятие «Продукты питания»;
  • совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
  • упражнять в согласовании имён прилагательных  и имён существительных;
  • упражнять в умении делить слова на слоги и определять количество слогов;
  • совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать слуховое внимание и фонематический слух;
  • развивать умение понимать обращённую речь;
  • развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать умение следить  за правильным произношением поставленных звуков в речи;
  • воспитывать интерес к профессии повар.

Оборудование: предметные картинки (строитель, повар, доктор, инженер), пирамидка из 3-х колец, фартук и колпак для ребёнка, фартук и колпак для логопеда, зона, оборудованная в качестве кухни, пластиковая баночка с тремя видами макарон (рожки, ракушки, спиральки), пустые пластиковые прозрачные баночки – 3 штуки, большая кастрюля с крышкой, муляжи продуктов питания, картинные карточки с рецептами, предметные картинки (морковь, творог, сыр, груша, пирожок, помидор, рыба, огурцы), игрушечный нож и разделочная доска, солёное тесто, влажные салфетки, мяч, противень, печка, пирожки, сертификат.

Предварительная работа: рассматривание и запоминание продуктов питания, разучивание пальчиковой гимнастики «Пирожки».

Ход деятельности

I. Организационное начало непосредственно образовательной деятельности

Логопед (Далее Л): Здравствуй, Маша! Посмотри, какая замечательная погода за окном!  Давай улыбнёмся ясному солнышку! Улыбнёмся друг другу. У тебя сегодня хорошее настроение?

(Ребёнок отвечает.)

Л: Я предлагаю тебе немного поиграть, а заодно и продолжить учиться произносить правильно звук [р]. Посмотри на доску. Назови картинки.

Ребёнок (Далее Р): Строитель, повар, доктор, инженер.

Л: Каким одним словом можно их назвать? Что это?

Р: Профессии.

Л: Когда ты  вырастешь, то обязательно освоишь какую-нибудь профессию. Сейчас я предлагаю тебе разгадать загадку и узнать, кем ты будешь сегодня. Слушай внимательно.

Всегда в халате белом,

В крахмальном колпаке.

Готовит детям кашу

На свежем молоке.

На противне котлеты

Купаются в жирке,

Рассольник ароматный

Кипит в большом бачке,

Шумит овощерезка –

Готовится салат.

И всё это, конечно,

Готовят для ребят! Кто это?

Р: Повар.

Л: Умница! Посмотри, у меня есть пирамидка. Надевай по одному колечку и называй, как ты догадалась, что это повар. Например, это повар, потому что он носит белый халат. Не забывай правильно произносить звук [р]!

(Ребёнок отвечает, одновременно надевает колечки на пирамидку.)

Л: Ты отлично справилась! Мы сегодня отправимся учиться в «Школу юных поварят». Наденем колпаки и фартуки. Как ты думаешь, для чего повара надевают фартук и колпак?

(Ребёнок отвечает. Логопед надевает фартук и колпак и помогает ребёнку.)

II. Артикуляционная гимнастика

Л: Что необходимо повару для работы?

Р: Посуда, продукты.

Л: Проверим, вся ли посуда и продукты готовы?

  • В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Заборчик»).
  • Проверим ножи узкие (Упражнение «Иголочка») и широкие (Упражнение «Лопаточка»).

- Какие ножи у нас были?

  • Проверим, остра ли тёрка (Упражнение «Почистим верхние зубки»).
  • Выберем самое вкусное варенье. (Упражнение «Вкусное варенье»)

- Какое варенье ты выбрала?

  • Поставим на стол чашечки и блюдца. (Упражнения «Чашечка» - «Лопаточка»).
  • Соберём грибы. (Упражнение «Грибок»).

- Что можно приготовить из грибов?

III. Работа по теме занятия

(Логопед и ребёнок переходят в подготовленную зону  «кухни»)

1. Упражнение «Рассортируй макароны» 

(В прозрачной пластиковой банке лежат макароны: рожки, ракушки и спиральки).

Л: Прежде чем начать готовить, каждый повар должен привести в порядок своё рабочее место. Посмотри, здесь перемешаны разные макароны. Раздели их по отдельным баночкам.

Л: Сначала отделим ракушки. Нужно перекладывать по одной штуке и произносить слог «ру».  (Далее рожки – «ро», спиральки – «ра»).

(Ребёнок выполняет задание.)

Л: Молодец!

2. Упражнение «Слово повтори тогда, когда названа еда»

Л: Теперь тебя ждёт следующее задание в школе юных поварят. Каждый повар должен знать, что можно есть, а что нельзя. Задание называется «Слово повтори тогда, когда названа еда». Как думаешь, что тебе нужно будет делать?

(Ребёнок отвечает.)

Логопед  поясняет: Я сейчас буду называть слова, а ты внимательно слушай.  Если я назову «съедобное» слово, то ты должна его повторить. Не забудь правильно произносить звук [р].

Слова: Макароны, рыба, ложка, пирог, муха, мороженое, кастрюля, творог, йогурт, баранки, груша, стол, сковорода, сыр.

3. Упражнение «Чудесная кастрюля»

Л: Давай посмотрим, какие продукты есть на нашей кухне.

(На столе появляется кастрюля с муляжами продуктов питания. В кастрюле: морковь, картофель, перловая крупа, солёные огурцы, творог, сметана, сахар, сливочное масло, дрожжи, яйца.)

Л: Ты знаешь какие-нибудь рецепты?

(Ребёнок отвечает.)

Л: У нас есть вот такие рецепты: рассольник, сырники, пирожки. Выберем продукты для каждого блюда из кастрюли.

(На столе картинные карточки с рецептами блюд. Ребёнок выкладывает из кастрюли продукты питания к соответствующему рецепту и называет их.)

Рассольник: перловая крупа, картофель, морковь, солёные огурцы.

Сырники: творог, сахар, сметана, яйца.

Пирожки: дрожжи, яйца, мука, сахар.

Л: Умница!

4. Упражнение «Порежем продукты»

(На столе предметные картинки с изображением продуктов питания, игрушечный нож, разделочная доска и три тарелки.)

Л: Каждый повар должен уметь правильно и красиво резать продукты. Вот тебе нож и разделочная доска. Нужно определить, на сколько частей мы сможем «разрезать» продукты, и разложить их по тарелкам. Для этого нужно посчитать с помощью ударов ножа, сколько частей в названии продукта. Если в слове одна часть, то положи картинку на первую тарелку, если две – на вторую, если три – на третью.

(Ребёнок берёт по одной картинке, кладёт на разделочную доску, стучит по ней ножом и произносит название по слогам. Затем кладёт картинку на соответствующую тарелку.)

Картинки: мор-ковь, тво-рог, сыр, гру-ша, пи-ро-жок, по-ми-дор, ры-ба, о-гур-цы.

Л: Молодец! Ты отлично справилась во всеми заданиями в «Школе юных поварят». Впереди у нас последнее, самое главное испытание – экзамен. Необходимо испечь пирожки.

Л: Напомни мне, какие продукты нужны для приготовления теста?

Ребёнок отвечает.

5. Пальчиковая гимнастика «Пирожки»

Л: Разомнём пальчики.

ПИРОЖКИ

Я купила масло,                                   Загибаем поочередно пальчики, перечисляя

Сахар и муку,                                       продукты

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку,                            Имитируем лепку пирожков.

Всех друзей я в гости жду!                 Ладони вперед, имитируем подзывающие                    

                                                               движения.

6. Лепка пирожков из солёного теста.

Л: Молодец! Я заранее приготовила тесто, из которого будем лепить наши пирожки. Сегодня они будут у нас без начинки.

Логопед и ребёнок лепят пирожки из солёного теста и выкладывают на противень.

Л: Сколько пирожков получилось, посчитай.

Л: Теперь что нужно сделать?

Р.: Поставить пирожки в духовку печься.

Ребёнок ставит «противень» с пирожками в печку.

Л.: Пока пирожки пекутся – давай поиграем. Вытри руки салфеткой.

7. Упражнение «Раз-два-три – не зевай! Начинку быстро называй!»

Л: Я назову тебе, из чего может быть начинка в пирожках, и брошу мяч, а ты назови какая это начинка и возвращай мяч мне. Например, начинка из мяса – мясная начинка.

Начинка из сыра – сырная начинка

Начинка из творога – творожная запеканка

Начинка из картофеля – картофельная начинка

Начинка из моркови – морковная начинка

Начинка из рыбы – рыбная начинка

Начинка из груш – грушевая начинка

Начинка из фруктов – фруктовая начинка

Л: Молодец! Пойдём теперь доставать наши пирожки.

(В «печке» появляются настоящие пирожки.)

Л: Угощай наших гостей.

IV. Подведение итогов занятия

Л: Какие пирожки у нас получились? (румяные, красивые, пропечённые, ароматные, с хрустящей корочкой).

Л: Ты молодец! Отлично справилась со всеми заданиями и прошла курс обучения в «Школе юных поварят». Тебе понравилось быть поваром? Выдаю тебе сертификат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .

В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ж] в словах.

В данном конспекте предложены игры по автоматизации звука [ж] в словах, а также решаются вопросы развития грамматической стороны речи, формирования фонематического восприятия через игровую технологию ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия    Тема: "Автоматизация звука [р] в словах".Конспект содержит упражнения на автоматизацию звука  [р] в словах,а также уп...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в словах и в предложениях в подготовительной группе

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизация звука [ш] в словах и в предложениях в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: закрепление правильного произношения зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми"

Индивидуальное логопедическое занятие для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми" направлено на развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматическ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях...