Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povara.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»
Цель: закреплять навыки правильного произношения звука [р] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и закрепить акустические и артикуляционные свойства звука [р];
- закреплять навык правильного произношения звука [р] в словах, слогах и словосочетаниях;
- активизировать словарь по лексическим темам «Профессии», «Продукты питания»;
- закреплять в свободной речи обобщающее понятие «Продукты питания»;
- совершенствовать навыки словообразования относительных имён прилагательных;
- упражнять в согласовании имён прилагательных и имён существительных;
- упражнять в умении делить слова на слоги и определять количество слогов;
- совершенствовать умение грамматически правильно строить предложение.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать слуховое внимание и фонематический слух;
- развивать умение понимать обращённую речь;
- развивать психические процессы: внимание, воображение, память, логическое мышление;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в речи;
- воспитывать интерес к профессии повар.
Оборудование: предметные картинки (строитель, повар, доктор, инженер), пирамидка из 3-х колец, фартук и колпак для ребёнка, фартук и колпак для логопеда, зона, оборудованная в качестве кухни, пластиковая баночка с тремя видами макарон (рожки, ракушки, спиральки), пустые пластиковые прозрачные баночки – 3 штуки, большая кастрюля с крышкой, муляжи продуктов питания, картинные карточки с рецептами, предметные картинки (морковь, творог, сыр, груша, пирожок, помидор, рыба, огурцы), игрушечный нож и разделочная доска, солёное тесто, влажные салфетки, мяч, противень, печка, пирожки, сертификат.
Предварительная работа: рассматривание и запоминание продуктов питания, разучивание пальчиковой гимнастики «Пирожки».
Ход деятельности
I. Организационное начало непосредственно образовательной деятельности
Логопед (Далее Л): Здравствуй, Маша! Посмотри, какая замечательная погода за окном! Давай улыбнёмся ясному солнышку! Улыбнёмся друг другу. У тебя сегодня хорошее настроение?
(Ребёнок отвечает.)
Л: Я предлагаю тебе немного поиграть, а заодно и продолжить учиться произносить правильно звук [р]. Посмотри на доску. Назови картинки.
Ребёнок (Далее Р): Строитель, повар, доктор, инженер.
Л: Каким одним словом можно их назвать? Что это?
Р: Профессии.
Л: Когда ты вырастешь, то обязательно освоишь какую-нибудь профессию. Сейчас я предлагаю тебе разгадать загадку и узнать, кем ты будешь сегодня. Слушай внимательно.
Всегда в халате белом,
В крахмальном колпаке.
Готовит детям кашу
На свежем молоке.
На противне котлеты
Купаются в жирке,
Рассольник ароматный
Кипит в большом бачке,
Шумит овощерезка –
Готовится салат.
И всё это, конечно,
Готовят для ребят! Кто это?
Р: Повар.
Л: Умница! Посмотри, у меня есть пирамидка. Надевай по одному колечку и называй, как ты догадалась, что это повар. Например, это повар, потому что он носит белый халат. Не забывай правильно произносить звук [р]!
(Ребёнок отвечает, одновременно надевает колечки на пирамидку.)
Л: Ты отлично справилась! Мы сегодня отправимся учиться в «Школу юных поварят». Наденем колпаки и фартуки. Как ты думаешь, для чего повара надевают фартук и колпак?
(Ребёнок отвечает. Логопед надевает фартук и колпак и помогает ребёнку.)
II. Артикуляционная гимнастика
Л: Что необходимо повару для работы?
Р: Посуда, продукты.
Л: Проверим, вся ли посуда и продукты готовы?
- В первую очередь возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Заборчик»).
- Проверим ножи узкие (Упражнение «Иголочка») и широкие (Упражнение «Лопаточка»).
- Какие ножи у нас были?
- Проверим, остра ли тёрка (Упражнение «Почистим верхние зубки»).
- Выберем самое вкусное варенье. (Упражнение «Вкусное варенье»)
- Какое варенье ты выбрала?
- Поставим на стол чашечки и блюдца. (Упражнения «Чашечка» - «Лопаточка»).
- Соберём грибы. (Упражнение «Грибок»).
- Что можно приготовить из грибов?
III. Работа по теме занятия
(Логопед и ребёнок переходят в подготовленную зону «кухни»)
1. Упражнение «Рассортируй макароны»
(В прозрачной пластиковой банке лежат макароны: рожки, ракушки и спиральки).
Л: Прежде чем начать готовить, каждый повар должен привести в порядок своё рабочее место. Посмотри, здесь перемешаны разные макароны. Раздели их по отдельным баночкам.
Л: Сначала отделим ракушки. Нужно перекладывать по одной штуке и произносить слог «ру». (Далее рожки – «ро», спиральки – «ра»).
(Ребёнок выполняет задание.)
Л: Молодец!
2. Упражнение «Слово повтори тогда, когда названа еда»
Л: Теперь тебя ждёт следующее задание в школе юных поварят. Каждый повар должен знать, что можно есть, а что нельзя. Задание называется «Слово повтори тогда, когда названа еда». Как думаешь, что тебе нужно будет делать?
(Ребёнок отвечает.)
Логопед поясняет: Я сейчас буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если я назову «съедобное» слово, то ты должна его повторить. Не забудь правильно произносить звук [р].
Слова: Макароны, рыба, ложка, пирог, муха, мороженое, кастрюля, творог, йогурт, баранки, груша, стол, сковорода, сыр.
3. Упражнение «Чудесная кастрюля»
Л: Давай посмотрим, какие продукты есть на нашей кухне.
(На столе появляется кастрюля с муляжами продуктов питания. В кастрюле: морковь, картофель, перловая крупа, солёные огурцы, творог, сметана, сахар, сливочное масло, дрожжи, яйца.)
Л: Ты знаешь какие-нибудь рецепты?
(Ребёнок отвечает.)
Л: У нас есть вот такие рецепты: рассольник, сырники, пирожки. Выберем продукты для каждого блюда из кастрюли.
(На столе картинные карточки с рецептами блюд. Ребёнок выкладывает из кастрюли продукты питания к соответствующему рецепту и называет их.)
Рассольник: перловая крупа, картофель, морковь, солёные огурцы.
Сырники: творог, сахар, сметана, яйца.
Пирожки: дрожжи, яйца, мука, сахар.
Л: Умница!
4. Упражнение «Порежем продукты»
(На столе предметные картинки с изображением продуктов питания, игрушечный нож, разделочная доска и три тарелки.)
Л: Каждый повар должен уметь правильно и красиво резать продукты. Вот тебе нож и разделочная доска. Нужно определить, на сколько частей мы сможем «разрезать» продукты, и разложить их по тарелкам. Для этого нужно посчитать с помощью ударов ножа, сколько частей в названии продукта. Если в слове одна часть, то положи картинку на первую тарелку, если две – на вторую, если три – на третью.
(Ребёнок берёт по одной картинке, кладёт на разделочную доску, стучит по ней ножом и произносит название по слогам. Затем кладёт картинку на соответствующую тарелку.)
Картинки: мор-ковь, тво-рог, сыр, гру-ша, пи-ро-жок, по-ми-дор, ры-ба, о-гур-цы.
Л: Молодец! Ты отлично справилась во всеми заданиями в «Школе юных поварят». Впереди у нас последнее, самое главное испытание – экзамен. Необходимо испечь пирожки.
Л: Напомни мне, какие продукты нужны для приготовления теста?
Ребёнок отвечает.
5. Пальчиковая гимнастика «Пирожки»
Л: Разомнём пальчики.
ПИРОЖКИ
Я купила масло, Загибаем поочередно пальчики, перечисляя
Сахар и муку, продукты
Полкило изюма,
Пачку творогу.
Пирожки пеку, пеку, Имитируем лепку пирожков.
Всех друзей я в гости жду! Ладони вперед, имитируем подзывающие
движения.
6. Лепка пирожков из солёного теста.
Л: Молодец! Я заранее приготовила тесто, из которого будем лепить наши пирожки. Сегодня они будут у нас без начинки.
Логопед и ребёнок лепят пирожки из солёного теста и выкладывают на противень.
Л: Сколько пирожков получилось, посчитай.
Л: Теперь что нужно сделать?
Р.: Поставить пирожки в духовку печься.
Ребёнок ставит «противень» с пирожками в печку.
Л.: Пока пирожки пекутся – давай поиграем. Вытри руки салфеткой.
7. Упражнение «Раз-два-три – не зевай! Начинку быстро называй!»
Л: Я назову тебе, из чего может быть начинка в пирожках, и брошу мяч, а ты назови какая это начинка и возвращай мяч мне. Например, начинка из мяса – мясная начинка.
Начинка из сыра – сырная начинка
Начинка из творога – творожная запеканка
Начинка из картофеля – картофельная начинка
Начинка из моркови – морковная начинка
Начинка из рыбы – рыбная начинка
Начинка из груш – грушевая начинка
Начинка из фруктов – фруктовая начинка
Л: Молодец! Пойдём теперь доставать наши пирожки.
(В «печке» появляются настоящие пирожки.)
Л: Угощай наших гостей.
IV. Подведение итогов занятия
Л: Какие пирожки у нас получились? (румяные, красивые, пропечённые, ароматные, с хрустящей корочкой).
Л: Ты молодец! Отлично справилась со всеми заданиями и прошла курс обучения в «Школе юных поварят». Тебе понравилось быть поваром? Выдаю тебе сертификат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .
В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ж] в словах.
В данном конспекте предложены игры по автоматизации звука [ж] в словах, а также решаются вопросы развития грамматической стороны речи, формирования фонематического восприятия через игровую технологию ...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в словах.
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: "Автоматизация звука [р] в словах".Конспект содержит упражнения на автоматизацию звука [р] в словах,а также уп...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в словах и в предложениях в подготовительной группе
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизация звука [ш] в словах и в предложениях в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: закрепление правильного произношения зву...
Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми"
Индивидуальное логопедическое занятие для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми" направлено на развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматическ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях...