Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Галина Викторовна Мишурова

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и словосочетаниях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvuka_sh_v_slovah_i_slovosochetaniyah.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях.

Цель: автоматизация звука [Ш] на материале слов и словосочетаний.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям

Оборудование: зеркало, картинки со звуком [Ш] и картинки, в которых нет звука [Ш], д/и «Петушок».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Отгадай загадки:

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка.   (шуба)

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.   (шляпа)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.   (шарф)

Ты правильно отгадал все загадки, какой первый звук во всех отгадках? (Ш) Сегодня мы будем работать с этим звуком.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Качели»:

Это точно, в самом деле,

      Всем понравятся качели.

      Начал язычок кататься,

      Пола-потолка касаться.

      Ловкости движения

      Поможет упражнение.

Упражнение «Лопатка»:

 Язык лопаткой положи,

 И немного подержи

 Язык нужно расслаблять

 И под счет его держать,

 Раз, два, три, четыре, пять –

 Язык можно убирать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок»:

 Что же получается?

 Язык не расслабляется.

 Никак не успокоится,

 Широким не становится.

 Мы пошлёпаем тебя.

 Скажем дружно: пя-пя-пя.

Упражнение «Чашечка»:

 Язык лопаткой положи,

 А края приподними,

 Получилась чашечка,

 Кругленькая чашечка.

 Чашку в дом мы занесем.

 Ее края к зубам прижмем.

Упражнение «Лошадка»:

 Вот лошадка наша мчится,

 Звонко цокают копытца.

 Язычок не удержался

 И с лошадкою помчался.

 Поскачите-ка, ребятки,

 Каждый на своей лошадке.

Упражнение «Грибок»:

 Язычок в лесу гулял

 И грибочки собирал.

 К нёбу крепко прижимался

 И в грибочек превращался.

 Вот и наши язычки

 Стали как боровички.

  1. Я буду произносить слова, а ты если услышишь звук [Ш], хлопни в ладоши: лес, дом, душ, шут, кот, кошка, миска, чашка, сушка, дочка, шарф, жук, Саша.

                  4. Упражнение «Повторяй-ка». Повтори за мной: ШУМ, ШУТКА, ШАЛАШ, ШИШКА, ШАШКА, ХЛОПУШКА, МОШКА, ШАЛУН, ЧАШКА, МАЛЫШИ, КАМЫШИ, БОЛЬШОЙ ШКАФ, ПШЕННАЯ КАША, ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА, ПУШИСТАЯ КОШКА.

5. Пальчиковая гимнастика. Давай теперь поработаем пальчиками:

                                Мышку кошка обижала,

                                Мышка в норку забежала

                                Погрозила кошке злой:

                                «Разберусь еще с тобой!

                                Станешь чистить свою шубку,

                                Я с тобой сыграю шутку!

                                Вылью быстро банку с клеем,

                                Коготки твои я склею.

                                Долго в душе будешь мыться,

                                Но не сможешь ты отмыться!

6. Я буду называть слова, и показывать картинки, а ты должен забрать себе те картинки, в которых есть звук [Ш], а в которых нет отдавать мне: (флаг, шашлык, грузовик, каша, телевизор, шоколад, чашка, яблоко, шкаф, штаны, гриб, шуба, шляпа, рыба, шапка, погремушка, лимон, мишка, стол, шайба, клюшка, ведро, лошадка, машина). Назови все картинки, которые у тебя оказались.

7.  Д/и «Петушок». Я буду называть слова, а ты если услышишь звук [Ш] в начале слова, показываешь головку петуха, если услышишь звук [Ш] в середине слова, покажи туловище петуха, если услышишь звук [Ш] в конце, покажи хвост петуха: ШАХТА, ДУШ, ШУБА, ПУШКА, ШАР, МЫШКА, ШАРФ, КОШКА, СУШКА.

8. Игра «Какой? Какая? Какие?»:

Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая? – Пшенная каша.

Сок из вишни какой? – Вишневый сок.

Слон не маленький, а какой? - Большой слон.

Конфеты из шоколада какие? – Шоколадные конфеты.

Из шерсти шапка какая? – Шерстяная шапка.

9. Придумай словечко, чтобы звук [Ш] был середине слова, а теперь, чтобы звук [Ш] был в конце.

10. Итог занятия. Давай вспомним с каким звуком мы сегодня работали?

Литература.

1.        Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

2.        Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

3.        Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .

В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ж] в словах.

В данном конспекте предложены игры по автоматизации звука [ж] в словах, а также решаются вопросы развития грамматической стороны речи, формирования фонематического восприятия через игровую технологию ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия    Тема: "Автоматизация звука [р] в словах".Конспект содержит упражнения на автоматизацию звука  [р] в словах,а также уп...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в словах и в предложениях в подготовительной группе

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизация звука [ш] в словах и в предложениях в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: закрепление правильного произношения зву...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах и словосочетаниях «Школа юных поварят»...

Конспект индивидуального логопедического занятия для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми"

Индивидуальное логопедическое занятие для автоматизации звука [Р] в словах и предложениях "Робот Рэми" направлено на развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматическ...