Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: "Профессии. Звук Р. Буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект
логопедического занятия в подготовительной группе
по теме: "Профессии.
Звук Р. Буква Р"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «ЦРР - детский сад № 135»
Ленинского района города Саратова
Конспект
логопедического занятия в подготовительной группе
по теме:
"Профессии.Звук Р. Буква Р"
Подготовила: учитель-логопед
Павлюкевич А.Е
Саратов, 2023 год
КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРОФЕССИЙ»
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРОФЕССИЙ».
Коррекционно-образовательные цели.
Расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.
Расширение и активизация словаря по теме «Профессии» (труд, профессия, работа, польза, водитель, строитель, учитель, парикмахер, повар, почтальон, швея, художник, капитан).
Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в дательном падеже).
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие связной речи (посредством ответов на вопросы, диалога, общих речевых навыков).
Развитие речевого слуха, зрительного восприятия, внимания; памяти, мышления; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.
Воспитательные цели.
Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к людям труда.
Предварительная работа.
Беседы с детьми о профессии родителей.
Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Профессии».
Изготовление фотоальбома «Все профессии важны, все профессии нужны».
Разучивание стихов о профессиях взрослых на индивидуальных занятиях с логопедом.
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С.Я. Маршак «Пожар», С. Михалков «А что у вас?», В. Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяк «Мамина работа», К.И. Чуковский «Айболит».
Составление описательных рассказов по теме «Профессии
- Организационный момент
Под музыку песни «Кем быть?» (музыка Г. Шайдулова, слова Е. Плотниковой) дети входят в музыкальный зал.
Логопед. Ребята, обратите внимание, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга подавая руку соседу, при этом называя его имя ласково. Игра настраивает детей на доброжелательный лад, помогает закрепить знания об именах
–доброе утро, Дашенька!
–доброе утро, Глебушка!
Ну что ж, наш круг замкнулся. Вот так мы поделились частичкой доброты и тепла друг с другом.
Проблемная ситуация :
Звучит сигнал о входящем сообщении
Воспитатель: Ребята , кто-то прислал нам видеосообщение. Давайте посмотрим.
Сообщение с экрана (Слайд 2)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рая, я живу в стране Профессий. У нас случилась беда: злая колдунья Римма напала на нашу страну, перепутала все профессии и заколдовала жителей. Жители Страны забыли кто, что умеет делать. Нам очень нужна ваша помощь !
Чтобы расколдовать нашу страну нужно выполнить все задания колдуньи.
Воспитатель: Ой ребята, что же делать ? Поможем жителям страны Профессий ? (ответы детей)
Дети, а вы знаете ,что такое профессия? (Ответы детей)
- Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Что нужно для того, чтобы получить профессию? (нужно хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение)
Основная часть :
Ну что же нам нужно отправляться в путь ! Давайте поспешим на помощь.
- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Железные избушки прицеплены друг к дружке,
Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/. (слайд №3)
- Правильно! Мы поедем на поезде.
- Кто управляет поездом? /машинист/
Какое сложно е слово машинист.
- Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!
Развитие дыхания.
- Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. Спинки ровные, плечи не поднимаем, глубокий вход, выдох плавный. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/
Развитие мимической мускулатуры.
- А теперь посмотрите в окно. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Нахмурьте бровки. Давайте улыбнемся солнышку. Посмотрите налево. Посмотрите направо и подмигнем соседу.
Ребята, пододвиньте к себе зеркала. Включается музыка «Голубой вагон»
Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».
Медленно минуты уплывают в даль. | «Лошадка» |
Встречи с ними ты уже не жди. | «Гармошка |
И хотя нам прошлого немного жаль. | «Лошадка» |
Лучшее, конечно впереди. | «Гармошка» |
Скатерью, скатерью Дальний путь стелется. | «Расческа» |
И упирается прямо в небослон. | «Вкусное варенье» |
Каждому, каждому В лучшее верится… | «Грибок» |
Катится, катится Голубой вагон. | «Вкусное варенье» |
- Ну вот мы и прибыли в страну Профессий! (слайд №4)
Ребята, Рая была права, все профессии перепутаны!
Помогите разгадать загадки о профессиях.
Он у плиты творит, Как на крыльях он парит. Все бурлит вокруг него, Кухня — кузница его. (Повар) | С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники, С водою мы напарники Мы очень людям всем нужны Так кто же мы? (пожарники) |
Мы учим детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать. (учитель) | Средь облаков на высоте Мы дружно строим дом, Чтоб в тепле и красоте Счастливо жили в нем. (строители) |
Почерком быстрым исписан весь лист - | Он в дни болезней всех полезней. И излечит, исцелит, И ангину, и бронхит. (врач) |
Ура! Справились с первым заданием!
Давайте напомним нашим специалистам, чем они занимаются на своих рабочих местах. Перед вами схема.(слад №5) Расскажите про каждую профессию.
Мнемотаблица Журналист, повар, врач. Последний рассказ о враче!
Молодцы!
Логопед: Ребята, а знаете ли вы, что врачи бывают разные?
Кто проводит операции? Кто лечит зубы? А кто проверяет зрение? Да, окулисты, а вот и рекомендация от него!
Чтобы глазки лучше видели необходимо проводить гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)
Игра «Кто лишний?»
Ребята, может кто из вас знает, кто лечит воспаленное ухо и проверяет слух? Это оториноларинголог. Сложное слово.
Ребята, следующее задание проверит вашу внимательность и слуховую память. Кто лишний из названных мною людей, объясните, почему?
Воспитатель, логопед, летчик, повар.
Продавец, кассир, врач, грузчик.
Шофер, капитан, швея, летчик.
Портной, закройщик, медсестра, швея.
Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.
Молодцы, ребята, отлично справились! Звук видеосообщения.
Ребята, чары Риммы пали, Страна профессий освобождена. Все специалисты вернулись на свои рабочие места, приступили к своим обязанностям. Спасибо вам за помощь!
До новых встреч!
Дети, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Если мы поспешим, то успеем на обед.
Предлагаю, отправиться домой на самом быстром пассажирском транспорте – самолете.
Игра «Полет» Нужен самолет!!!!
Кто сидит за штурвалом самолета? Правильно пилоты!
Наши летчики-пилоты отправляются в полет.
Высоко взмывает в небо реактивный самолет
Ребята, занимайте свои стульчики.
Какое замечательное путешествие у нас выдалось!
Я навсегда запомню девочку Раю и чародейку Римму.
Ребята в имени Рая какой первый звук? Дайте характеристику звуку!
А в имени Римма? Дайте характеристику. Молодцы!
Игра: «Поймай звук»
Я буду называть вам слоги и слова, а вы покажите, какой спрятался звук мягкий РЬ или твердый Р:
р, рь, ро, ры, ри, ру, ре, маляр, рыболов, пожарный, регулировщик, доктор, режиссер,
Ребята, на парте у вас задание на листочке.
Выполняем 1 упражнение.
Первая картинка – какое слово? Раскрасьте соответствующий квадрат, звук Р или Рь в начале,середине или в конце слова? Зеленый – мягкий звук Рь, синий – твердый звук Р
10. Игра «Раз, два, три»
Игра «Раз, два, три» - картинку назови, и слово на слоги раздели
Вспоминаем правило. Сколько слогов в слове?
Проверили каждое слово.
Ребята, разомнем наши пальчики.
11. Пальчиковая гимнастика:
Кто-то учит | Пальчик вверх. |
Кто-то варит | Кастрюля |
Кто-то нам белье стирает. | Трем кулачок о кулачок. |
Кто-то лечит | Гладим руку. |
Кто метет. | Смахиваем. |
Кто-то сказочку прочтет. | Книга. |
Не кончаются заботы, Много у людей работы. | Вращаем руками. |
Звуку [Р] и Рь соответствует буква, а называется она буква эР.
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывёт небес касаясь.
Посмотрите, как она пишется. Показываю, зарисовываю. Палочка сверху вниз. Возвращаемся и полукруг.
Взяли ручку. Прописали букву [Р] простым карандашом.
Ребята, какие же мы молодцы, все задания мы с вами выполнили.
Дома выполнить штриховку и раскрасить рыбку.
Подведение итогов.
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, вспомним о чем мы говорили и поделимся своими впечатлениями друг с другом
- Ребята, чем интресным мы занимались сегодня на занятии ?
- Как вы думаете, какая профессия самая важная?
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Чем отличаются эти звуки друг от друга?
- С Какой буквой сегодня познакомились?
Ребята, давайте попрощаемся с гостями. Пройдем в группу. Уход под песню.
Требую полных, развернутых ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква О.
1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2 . Работа по развитию дыхания и голоса, фонематического слуха.3. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте4) Связь...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе звук и буква Е.
. 1. Развитие мимических мышц: 2. Разитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 3.Работа по развитию дыхания и голоса..4. Упражнение по развитию произношения и обучению грамо...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе .Звук и буква Ж.
.1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.2.Работа по развитию дыхания и голоса.111. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.2.. Развитие фонематического слуха. ...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква "Г"
Знакомство детей со звуком и буквой "Г"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Звук и буква Р...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Звуки «З», «Зь». Буква З»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группепо теме«Звуки «З», «Зь». Буква З» Подготовила учитель-логопед Кра...