Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Звуки «З», «Зь». Буква З»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кравченко Юлия Валерьевна

Конспект логопедического занятия

в подготовительной группе

по теме

«Звуки «З», «Зь». Буква З»

 

 

 

 

 

 

Подготовила  учитель-логопед

Кравченко Ю.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Гимназия г. Троицка»

Конспект логопедического занятия

в подготовительной группе

по теме

«Звуки «З», «Зь». Буква З»

Подготовила  учитель-логопед

Кравченко Ю.В.

г. Москва г. Троицк

2021г.  

 

Конспект  логопедического занятия в подготовительной группе

«Звуки «З», «Зь». Буква З»

                                                                                                                                                                                       

Цель: познакомить со звуками «З»,  «Зь»  и буквой З.

Задачи:

  • уточнить и  закрепить правильное произношение звуков З и Зь, давать  их полную характеристику;
  • закрепить знания детей о твердости – мягкости звуков;
  • учить составлять предложения;
  • упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
  • совершенствовать навык чтения закрытых и открытых слогов;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать графические навыки»;
  • развивать мышление, тонкую моторику, умение согласовывать речь с движением;

Оборудование: презентация, логопедический светофор (синего и зеленого цвета), цветные маркеры, пеналы с карточками для звукобуквенного анализа слов, картинки «коза за забором» по количеству детей, карандаши

Ход занятия

I.  Организационный этап

-  Ребята, назовите изображенных перед вами животных и скажите, со сколькими животными у каждого из вас карточки. (У меня карточка с тремя козами. У меня карточка с двумя свиньями и т.д.) Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные.)

II. Основная часть

                Ребята, в стране Звукобуквия, злой волшебник Нечитайка, украл звуки из названий домашних животных «ко..а», «ко..ёл» (выставляются картинки). Какие звуки украл Нечитайка? (Звуки З, Зь).

Ребята, постараемся вернуть звуки З и Зь? (ответы детей)

 Нечитайка оставил нам письмо, в котором предлагает вам выполнить задания для возвращения украденных звуков.

  1. «Характеристика звуков»

В первом задании говорится, что вам необходимо определить, как произносятся звуки З и Зь и дать им характеристику.  

Характеристика звуков З, Зь:

– губы в улыбке;

– зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

– кончик языка упирается в нижние зубы;

– посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;

– голосовые связки работают.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

 З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

- Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок).

-  Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

- Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

- Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

  1. Игра «Светофор»

    Чтобы вернуть звуки З, Зь в слова, нам нужно уметь эти звуки слышать и различать. Возьмите в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую – зеленый. Я буду произносить слоги со звуками З, Зь. Если в слоге услышите звук З, сигнал какого цвета поднимите? (Сигнал синего цвета, потому что звук З – согласный, твердый.) Если услышите звук Зь? (Сигнал зеленого цвета, потому что звук Зь – согласный, мягкий.)

Слоги: АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ.

(дети показывают соответствующие звуковые сигналы)

  1. Игра «Веселый паровозик»

  -  Следующее задание от злого Нечитайки. Нужно определить место звука в слове (поезд с тремя вагончиками на экране)

   - В первом вагончике поедут слова со звуком в начале, второй – в середине, третий – в конце слова.

  (Дети подходят к доске и соединяют картинку с вагончиком маркером)  

Физкультминутка (зрительная гимнастика) по методике В.Ф. Базарного

    Дети смотрят на экран и выполняют движения глазами, следом за движущимися элементами.

   4. Игра «На лугу»

      - Пришло время разгадать последнее задание Нечитайки. Мы с вами подружим картинки и составим предложения с маленьким словом НА. Вот предложение, которое составила я по картинкам (на экране картинки с изображением луга и коз): На лугу пасутся козы.

(Дети составляют предложения и озвучивают их.)

    -  Мы разгадали все загадки злого волшебника Нечитайки. Теперь он вернет нам звуки З и Зь, которые украл!

5. Знакомство с буквой З.

     На доске появляется буква З:

                                     На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три!

Ребята внимательно смотрят на доску и  обводят пальчиком в воздухе букву З

6. Дидактическая игра «Цепочки»

      - Что мы можем делать с помощью букв? (Мы можем читать, писать.) Теперь, когда мы познакомились с буквой З, мы можем прочитать слоги с этой новой буквой. (Дети по цепочке читают слоги: АЗ, УЗ, ЗА, ЗЫ, ОЗ, ЗУ.)  

      - А теперь давайте вставим букву З в слова «ко..а», «ко..ёл» и прочитаем их.

      -  Как здорово у вас получилось!

      - А сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка (с массажным мячом су-Джок)

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья  поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами !

Дети катают Су – Джок между ладонями.

 7.   Игра «Умелые пальчики»

- Ребята, чтобы козочка не убежала нужно нарисовать забор, справитесь? (Дети выполняют задание)

Описание: https://pokoloruj.com.pl/static/gallery/koza/fp0g4qme.png

8. Игра «Звуковые схемы»

Дети делают звуковой анализ самостоятельно слов: коза и забор.

- Молодцы ребята!

III. Итог

С какими звуками мы познакомились?С какой буквой? 

Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки С , С’. Буква С »

Конспект открытого  фронтального логопедического занятия по обучению грамоте.Тема : « Звуки  С , С’.  Буква  С »...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему "Звуки "Г" -"К" Буквы Г, К

Игровой материал для закрепления  и дифференциации парных согласных звуков "Г"-"К"...

План-конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной группы на тему "Звук [о] и буква О"

Тема занятия: «Звук [о]. Буква О»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: подготовительная к школе возрастная группаЦель: обучение грамоте детей на материале формирования у ...