Театрализованная игра-путешествие по сказке "Приключение колобка" с использованием ИКТ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Перемышлина Елена Владимировна

Развитие ЗКР детей старшего дошкольного возраста средствами театрализации через игру-путешествие с использованием ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО СКАЗКЕ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ КОЛОБКА»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

(план-конспект театрализованной игры-путешествия с детьми старшего дошкольного возраста; время проведения 30 минут).

Автор – составитель:

Перемышлина. Е.В.

Красноярск, 2021 г.

Цель: развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через игру-путешествие с использованием ИКТ.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить звук «л», упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука «л» (изолированного, в словах, фразах);

- учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на звук «л».

2. Развивающие:

-развивать творческую инициативу, фантазию;

- развивать устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности;

- способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука «л» в словах;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать артикуляционный аппарат;

- закреплять умение регулировать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох, силу голоса, темп речи.

3. Воспитательные:

- воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать интерес у детей к НОД;

- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ожидаемый результат:

развитие звуковой культуры речи (развитие речевого (фонематического) слуха, развитие артикуляционного аппарата, работа над развитием речевого дыхания, формирование правильного произношения звука «Л», воспитание интонационной выразительности); формирование интереса к художественному слову; проявление активности детьми на всех этапах проведения игр; раскрытие творческого потенциала ребенка.

Предшествующая работа:

Использование в совместной деятельности упражнений на развитие артикуляционного аппарата для звука «Л» («Накажи язычок», «Лопатка», «Маляр», «Пароход» и т.д.) Развитие звукового-слогового анализа и синтеза слова; автоматизация звука «Л» (изолированно, в слогах, словах); развитие речевого дыхания; интонационной выразительности.

Чтение текста русской народной сказки «Колобок», чтение потешек, чистоговорок, художественной литературы по теме «Осень», отгадывание загадок, беседы об осени, рассматривание картин, беседы по ним.

ИЗО деятельность: лепка, рисование сцен из р. н. сказки, рассматривание иллюстраций по сказке; распределение героев и заучивание текста сказки; настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.

Оборудование:

Экспонаты мини-музея «Русская изба», декорации осеннего леса (дерево, куст, белка, ёж), костюм деда и бабы, шапочки сказочных героев (колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Карточки с облаками, вата, картонные листья (красные, жёлтые, зелёные), мультимидийная установка, для показа презентации с заданиями по развитию звуковой культуры речи.

Методы и приемы:

- дидактические игры и упражнения с включением заданий детям;

- метод упражнений;

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание сказочного персонажа;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание сказочного персонажа;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь.


Ход НОД:

Организационный момент (В мини-музее «Русская изба»)

Логопед: Здравствуйте дети. А вы любите сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о приключении Колобка.

А пока я превращу вас в сказочных героев (на детей одевают шапочки персонажей сказки Колобок)

Логопед: День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.

Но путешествовать мы будем не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать.

— Отгадайте загадку: Круглый, румяный,

на сметане мешен,

на окошке стужен,

он от бабушки ушел,

он от дедушки ушел…. (КоЛобок).

— Какой звук я выделила голосом, произнося слово коЛобок? (Звук [Л]).

— Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л].

Уточнение артикуляции звука [Л]

— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]? (Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается в горочку за верхние зубы – произносят звук).

— Что ты знаешь о звуке [Л]? (Согласный, звонкий).

Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки» (слова: Ю.Ким, музыка: В.Дашкевич)

Рассказчик (Логопед): Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Дед, а муки-то нет.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется. (Бабка заходит в дом).

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с 2-3.

Воспитатель: - Давайте поможем бабе испечь колобок, выполним артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционного аппарата)

Тесто мнём, мнём, мнём, (хлопаем губами по языку: пя-пя-пя)

Тесто жмём, жмём, жмём, (покусываем язычок зубами: та-та-та)

После скалочку возьмём (проталкиваем язык сквозь зубы)

Тесто раскатаем,

Выпекать колобок поставим (упражнение "Лопаточка")

Раз, 2,3,4,5 - не пора ли вынимать?

Славный вышел Колобок,

Пышный и румяный (упражнение "Горка")

Сказка продолжается

Рассказчик: Бежит Колобок, приговаривая:

Колобок: Я по сусекам скребён,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел и от Бабушки ушел!

Колобок: Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в шапочке Зайца).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята, мне поможете?

Заяц: Я буду называть названия животных. Хлопните, если услышите название животного, в котором встречается звук [Л]

(развитие фонематического слуха)

(Лось, Тигр, Волк, Белка, Медведь, Заяц, Ласка, Рысь) – ответы – картинки выводятся на экран

Л – лось, волк, белка, ласка

Л – тигр, медведь, заяц, рысь.

Молодцы, справились с заданием.

Рассказчик: И покатился Колобок дальше только Заяц его и видел!

Рассказчик: Бежит Колобок, приговаривая:

Колобок: Я по сусекам скребён,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел

И от Бабушки ушел!

Ой, а кто это?

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

(Из-за куста выходит ребенок в шапочке Волка).

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я выполню любое твоё задание.

А вы, ребята, мне поможете?

Волк: Объясни, что общего в словах слон, лось, волк? (В этих словах есть согласный звук [л], есть гласный звук [о], в словах один слог) (работа над фонематическим слухом)

Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы (звуко – слоговой анализ). Показывается звуковая схема слов волк и слон (на экране).

Рассказчик: Молодцы, вы помогли Колобку справиться с заданием. Волк отпустил Колобка.

Рассказчик: И покатился Колобок себе дальше; только Волк его и видел!

Рассказчик: Бежит Колобок, приговаривая:

Колобок: Я по сусекам скребён,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел

И от Бабушки ушел!

Ой, а кто это?

(Из-за куста выходит ребенок в шапочке медведя).

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косолапый! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята, мне поможете?

Медведь: Предлагаю поиграть в игру «Осенние листочки»

(формирование представления о темпе речи: «быстро», «медленно»).

- Ребята, возьмите осенние листочки. Вы будете поднимать листочки желтого цвета, если читаю стихотворение медленно, а зеленого - если читаю быстро. (Детям предлагается поднимать листики - символы в той последовательности, в какой меняется темп речи, при чтении стихотворения):

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

(Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется).

Рассказчик: Бежит Колобок, приговаривая:

Колобок: Я по сусекам скребён,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел

И от Бабушки ушел!

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в шапочке лисы).

Колобок: Не ешь меня, Лиса! Я выполню любое твоё задание.

А вы ребята мне поможете?

Лиса: Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да задание выполни!

Развитие силы голоса.

Лиса: Пропойте свою песенку с разной громкостью, но будьте внимательны, если на экране кленовый лист летит вниз – поёте тихо, а летит вверх – тогда поёте громко.

Лиса: Что – то не расслышала я тебя, подкатись-ка ближе, да еще задание выполни!

Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Колобок: Я по сусекам скребён,

По амбару метен,

В печку сажен,

На окошке стужен!

Я от Дедушки ушел

И от Бабушки ушел!

Рассказчик: А лисичка, его – Ам! - И…

Хотя…

- Давайте придумаем другой конец в этой сказке.

Автоматизация звука Л в стихах и потешках

Рассказчик: Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать потешки и стихи со звуком Л в словах. Тогда Лиса его не съест, а отпустит, а Колобок покатится дальше, встретит других лесных животных, о которых мы поговорим в следующем путешествии.

- А вы, ребята, помогайте Колобку.

Давайте все вместе произнесем потешки, чтобы Лиса услышала, как их нужно правильно произносить со звуком Л.

  1. Заяц белый, заяц белый!

-Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал:

— Я не бегал, я скакал!

2) Дятел на дубу сидит.

Дятел клювом дуб долбит.

День долбил, два долбил —

В небо носом угодил.

Рассказчик: Колобку все же удалось укатиться от Лисы.

Но после этого он больше никогда не хвастался

Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!

Итог занятия:

Логопед:

- Ребята, с каким звуком мы сегодня играли, выполняли задания? (Звук [Л]).

- Для чего нам нужно правильно произносить звуки?

- Герой какой сказки помогали нам сегодня на занятии? («Колобок»)

- Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось?

- Колобок и вы ребята, сегодня хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ!

У вас всё получилось!

- Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а Колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться (дети прощаются с Колобком).

  • А сейчас попрощаемся с нашими гостями и скажем всем

«До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра « Путешествие на воздушном шаре»

НОД по театральной деятельности, средняя группа...

театрализованная игра "Путешествие к осени"

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Занятие построено в игровой форме. Оно направлено на развитие речевых умений, актерских способностей, а также содержит познавательный материал....

Театрализованные игры "Путешествие в страну сказок" "ТЕРЕМОК"

1. Развивать познавательный интерес к театрализованной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.2. Петь вместе с воспитателем, правильно передавая мелодию, характер песни, не ...

Театрализованная игра "Путешествие в страну сказок".

Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. Познакомить с образованием имени Баба Яга.Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побу...

.Тема: развитие речи с элементами театрализованной игры «Путешествие в страну посуды

Конспект  непосредственно – образовательной  деятельности  в  подготовительной  группе  по  теме  развитие  речи  с  элементами  театрализов...

Театрализованная игра Путешествие в страну Эмпатия.

Цель: Обогащение представлений детей об эмпатии, как способности сочувствовать, сопереживать, содействовать.Используемые беседы, игры, упражнения, проблемные ситуации и драматизации литературныхпроизв...