Работа по дифференциации твердых и мягких звуков с использованием игр на смарт-столе
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В статье описаны созданные самостоятельно игры в программе MIMIO для использования на смарт-столе или интерактивной доске.
Игры направлены на развитие функций фонематической системы. А именно на дифференциацию твердых и мягких звуков.
Игры яркие, красочные и многофункциональные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._dif._zvukov.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по дифференциации твердых и мягких звуков с использованием игр на смарт-столе
Логопедическая работа в детском саду включает большой комплекс различных направлений. Одно из них – это работа над развитием фонематического слуха. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это тормозит процесс развития связной речи, обучение чтению и письму, если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить. А так как коррекционная работа логопеда в детском образовательном учреждении помогает в дальнейшем при обучении письму и чтению в школе, то развитие навыков фонематического анализа и синтеза просто необходимо на этапе дошкольного образования. Особенно актуальна эта тема в моей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи старше-подготовительного возраста.
Но любые занятия, а тем более такие сложные, не должны быть однообразными и неинтересными или сводиться просто к элементарному зазубриванию.
В современной логопедии в контексте ФГОС ДО и Закона об образовании мы должны учитывать уникальность и самоценность детства, реализовывать свою программу в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и в форме творческой активности с использованием современных средств обучения и обязательно владеть ИКТ-компетенциями.
Грамотный и нестандартный подход к использованию информационнокоммуникативных технологий в логопедической группе позволяет мне решить задачу повышения эффективности обучения, развития и коррекции нарушений речевых функций у ребят как можно качественнее и интереснее.
Китайская поговорка гласит: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял».
В этом мне помогает смарт-стол и интерактивная программа Mimio. Использование современных ИКТ-технологий превращает обычные занятия в путешествия в необычный, сказочный и фантастичный мир, в котором ребенок может стать активным участником происходящего.
Смарт-стол - большой, яркий планшет для индивидуальной работы или работы в парах и малых группах с технологией нескольких касаний пальцев рук, который удобен по своим размерам для использования детьми, в отличии от интерактивной доски. Ребенку не надо высоко тянуться или далеко отходить, чтобы увидеть весь экран.
Программа Mimio позволяет сочетать компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковые файлы, организовывать их в единую систему. Поэтому каждый слайд, созданный мною, имеет сюжет, сценарий и структуру и превращается в дидактическую интерактивную игру. Дети не просто сидят, смотрят и слушают, а активно участвуют в процессе обучения- путешествия, а может в каком-то случае становятся создателями. Они включаются и в процесс создания игр, дополняют их новыми сюжетами, идеями, фантазируют вместе со мной – являются непосредственными участниками образовательного процесса.
При таком подходе у детей активизируются все психические процессы в целом. Такая форма работы способствует сотрудничеству детей и педагога, а также развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Также программа Mimio позволяет соблюсти нормы, регламентированные СанПиНом . В работе не упускается и здоровьесберегающий компонент. Это зрительная гимнастика, речедвигательные минутки и пальчиковые игры.
Почему я хочу остановиться именно на развитии фонематического восприятия, т.е. слухопроизносительной дифференциации фонем. Эта работа чаще всего сложна, однообразна и неинтересна для детей. А с использованием программы Mimio я стараюсь сделать ее занимательной. Для этого приходится постоянно фантазировать самой, а при работе с этой программой даже хочется делать что-то новое и неординарное. Как говорил Жюль Верн в своем произведении «Дети капитана Гранта», когда ему задали вопрос – «А много ли Вы путешествуете? - Очень. Когда я беру карандаш и чистый лист бумаги, то сразу оказываюсь на вершине вулкана или купаюсь в озере Титикака». Только вместо карандаша и бумаги у меня в руках компьютер, чистый слайд на экране и моя фантазия, которая хочет сделать каждую игру - неповторимым путешествием в мир фонематического анализа, синтеза и представлений, и не только.
В подготовительной группе много времени уделяется работе над дифференциацией звуков по признаку твердости и мягкости как на слух, так и по картинкам. И чтобы эта работа была интересной и плодотворной мы начинаем вместе фантазировать.
Но никогда не забываем повторить характеристики изучаемых звуков.
«Дифференциация звуков П и Пь»
Мы становимся путешественниками, пилотами - летим на самолетах на острова. Один остров теплый, жаркий с пальмами – самолеты доставляют предметы с твердым звуком П. Другой холодный – на котором живут пингвины – самолеты доставляют предметы с мягким звуком Пь. При этом ребенок передвигает изображения самолетов с картинками, в названии которых есть звуки П и Пь, и определяет позицию звука в слове, можно придумывать качественные и относительные прилагательные о каждом «перевозимом» предмете или выполнять любое грамматическое задание.
«Дифференциация звуков К и Кь»
А сейчас мы становимся капитанами и загружаем корабли с предметами на звуки К и Кь. При этом сразу определяем не только характеристику звуков, но и позицию звука в словах (кораблик с буквой – Н – начало слова, кораблик с буквой С - середина слова, кораблик с буквой К – конец слова). Также в помощь – идет подсказка на зрительный анализатор – цвет. Синий – твердый звук, Зеленый – мягкий. При выполнении этого задания можно включить и звуковой эффект – звук морского прибоя, а в конце работы – сюрпризный момент – гудок корабля. Также можно и обратно разгружать наши корабли, выполняя при этом различные грамматические задания: употребление существительных во множественном числе, со словом «много», с числительными «2 и 5», придумывание и согласование с качественными и относительными прилагательными. Тем самым один мультимидийный слайд обладает большим количеством различных возможностей для коррекционной логопедической работы. При этом можно всегда уменьшать или увеличивать кол-во предметов и заданий на одном слайде или распределить на несколько слайдов в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
«Дифференциация звуков Р и Рь»
В этой игре мы вспоминаем героев известной сказки Астрид Лингрен Карлсона и Фреккен Бок. Распределяем плюшки со звуками Р и Рь. Используем сюрпризный момент – включение известной фразы «А кто тут плюшками балуется?». В данной игре мы не только занимается развитием фонематического слуха, но и развиваем связную речь. Мы вспоминаем эту веселую сказку, ее героев и сюжет. Также можно и уделить внимание грамматическому строю речи (придумывание качественных и относительных прилагательных о главных героях). Таким образом, можно провести многогранную и разнообразную коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.
«Дифференциация звуков С и Сь»
На этом слайде мы становимся художниками и не забываем о дифференциации звуков С и Сь. Слайд построен по принципу «четвертый лишний». Мы называем предметы по цвету и находим лишний в зависимости от дифференцируемых звуков, если ответ правильный – то он сопровождается звуковым эффектом и галочкой.
«Дифференциация звуков М и Мь и Н и Нь»
А этот слайд помогает оказаться на Новогоднем празднике и стать непосредственным участником украшения елки. Надо украсить половину елки шариками со звуками Н-Н* и шариками со звуком М-М*. Но шарики не простые, а на них изображены знакомые ребятам герои мультфильмов. Яркость, красочность, новогодняя мелодия. Все это способствует более быстрому и качественному усвоению материала. В этом слайде мы можем развивать связную речь – рассказать о каждом герое мультфильма и о сюжете.
«Дифференциация звуков Ч и Ть»
На этом слайде мы сможем побыть железнодорожниками. Нам необходимо прикрепить вагончики к паровозикам со звуками Ч и Ть. Дифференциация этих звуков наиболее сложна по своим фонетическим признакам для детей с ТНР. Веселые вагончики с картинками делают это занятие более увлекательным и занимательным. При этом опять же мы услышим и звук приближающегося поезда и веселую песню про паровозик, под которую можно выполнить пальчиковую гимнастику.
«Лабиринт».
На этом слайде мы двигаемся с колобком по лабиринту и, встречая предметы, называем начальный гласный звук, и придумываем слова на
необходимые гласные звуки. Можно эту игру проводить и в форме конкурса «Кто больше?».
В своей статье я затронула только одну форму работы на смарт-столе, но программа Mimio – это огромное развивающее пространство с необъятными ресурсами и возможностями, развивающее творческий потенциал каждого ребенка и педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по дифференциации твердого и мягкого звука «Р» в словах, с подгруппой детей 1 класса.
Мною представлено коррекционно-логопедическое занятие по дифференциации твердого и мягкого звуков «Р» в словах, в связной речи с подгруппой детей 1 класса. Занятие проходит в игровой форме -соревнован...
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР "Дифференциация твердых и мягких звуков С-З"
НОД способствует закреплению у детей понятия о твердых и мягких звуках , учит их дифференцировать. Развивает слоговой анализ. Формирует навык согласовывать существительные с прилагательными; обр...
Дифференциация твердых и мягких согласных
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Логопедическая тема – Развитие фонематической дифференциации на материале твердых и мягких соглас...
Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...
Презентация "Картинки по теме "Дифференциация твердых и мягких согласных"
quot;Дифференциация твердых и мягких согласных"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная» (с использованием ИКТ)
Цель: Закрепить у детей понятия «неживая природа», «круговорот воды в природе и её свойства».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&raq...
Методический комментарий для родителей по использованию мультимедийного дидактического комплекса «Твердый-мягкий» с целью дифференциации твердых и мягких парных звуков
Предлагаемый мультимедийный дидактический комплекс включает в себя 15 презентаций в формате PowerPoint. Все разработанные нами игры данного комплекса направлены на дифференциацию мягких и твердых...