Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ОНР "Дифференциация твердых и мягких звуков С-З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
НОД способствует закреплению у детей понятия о твердых и мягких звуках , учит их дифференцировать. Развивает слоговой анализ. Формирует навык согласовывать существительные с прилагательными; образовывать паронимы и родственные слова; употреблять предлоги в речи. Закрепляет умение отвечать на вопросы полным предложением, а также навык чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._g._z._-_kopiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 101 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе для детей с ОНР
«Дифференциация твердых и мягких звуков С-З»
Подготовила
учитель-логопед
Абросимова Римма
Леонидовна
город Санкт-Петербург
2014 год
Цели занятия
Коррекционно-образовательные :
-закреплять знания детей о твердых и мягких звуках С-З; развивать фонематическое восприятие и слуховую память; учить дифференцировать твердые и мягкие звуки С-З в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; развивать навыки слогового анализа и синтеза; работа с паронимами; учить дифференцировать предлоги С-СО; ЗА; ИЗ-ЗА; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; учить подбирать родственные слова ; закреплять навык чтения и письма; развивать связную речь; профилактика оптической и артикуляционно-акустической дисграфии.
Коррекционно-развивающие :
-развитие зрительного и слухового внимания; мышления; диалогической речи; тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; самостоятельности; инициативности; ответственности.
Оборудование
Элементы букв С-З, карта «Солнечного города», фишки, флажки, картинки с изображением Незнайки, Гусли, Пилюлькина, Знайки, Винтика, Шпунтика, сигнальчики, «капли-слоги», доска, карточки со словами, мостик, предлоги на карточках, предложения карточках, призы.
Ход занятия
1.Организационный момент
Составить буквы из частей (элементы букв С-З)
Какие буквы у вас получились?
Какие звуки они обозначают?
2.Основная часть
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по городу, название которого вы без труда сможете отгадать, если посмотрите на карту.
Правильно, это Солнечный город. Наш путь начнется от домика главного героя – Незнайки. Мы навестим доктора Пилюлькина, зайдем в мастерскую Винтика и Шпунтика, заглянем в гости к музыканту Гусле, не пропустим домик Знайки… Наконец, мы попадем на поляну сказок. Там закончится наше путешествие. За каждое правильно выполненное задание вы получаете фишки. Победит тот, кто больше всех наберет фишек.
1)Развитие фонематического анализа, диф-ция звуков С-З.
Но прежде чем отправиться, выполните задание Незнайки.
-Вспомните имена друзей Незнайки со звуками С-З (Гусля, Знайка)
2)Развитие фонематического восприятия, слуховой памяти.
Вот мы и попали в зону звуков. Здесь расположилась больница доктора Пилюлькина. Он приглашает нас в гости и предлагает выполнить задания:
а) определить в словах звук С-З и поднять соответствующий сигнал (колесо, полоса, фазан, забор, зубр, сено)
б) Игра «Запомни и повтори» -воспроизведение слоговых рядов.
СА-ЗА-ЗА СПА-СПА-ЗПА
СА-ЗА-СА ЗМО-СМО-ЗМА
СИ-ЗИ-СИ ЗИМ-СИМ-ЗИМ
3) Развитие слогового анализа и синтеза.
Мы покидаем больницу доктора Пилюлькина и направляемся к музыканту Гусле. Но по пути нас застал буквенный дождь. Посмотрите на капли-слоги и разложите их в два столбика: 1-й со звуком З; 2-й со звуком С.
Слоги : ЗА,ЗО,ЗЮ,АЗ,ОЗ,ЗЫ,ЗИ.
СЫ,СИ,ИС,СА,СЮ,ЭС,СО.
Гусля никак не может написать новую песню, некоторые слова из нее сломались: в них не хватает слогов. Почините слова, вставьте в них подходящие слоги-капельки и прочитайте: брон…за, стреко…за,зы, са…довый, зи…ма.
4) Преобразование слов. Работа с паронимами.
Гусля очень рад, что вы помогли ему починить слова из его песни. Он решил проводить вас до мастерской Винтика и Шпуника. Винтик и Шпунтик ремонтируют слова в своей мастерской. Помогите им: замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, подчеркните буквы.
ЗАХАР-… ЛИСА-… СИМА-…
САЙКА-… РОСА-… КОЗА-…
Все мы очень устали, пока помогали Винтику и Шпунтику . Давайте отдохнем.
3.Физминутка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз ,два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Нужно нам присесть и встать.
Руки вытянуть по шире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
4. Основная часть
5) Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Вот мы и подошли к домику Знайки. Чем это он так увлечен? Посмотрите, малыш составляет из слов словосочетания. Поможем ему? Соединим подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика цветными линиями и прочтем.
(подчеркнуть буквы С-З) МОРОЗНЫЙ ЗАБОР
ВЕСЕЛЫЙ МЕХ
ЗВОНКАЯ ИГРА
ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ
ВЫСОКИЙ ЗЕБРА
ИНТЕРЕСНАЯ ВОЗДУХ
( каждому ребенку дается карандаш своего цвета )
6) Работа с родственными словами.
Незнайка тоже решил помочь Знайке и подобрал слова из одной семейки, но перепутал - исправьте.
Игра «Что лишнее?»: зима, зебра, зимний, зимушка, зимовка.
сон, соль, соленый, засолить, солонка.
7) Дифференциация предлогов С –СО, ЗА, ИЗ-ЗА.
Помогли мы Знайке и теперь продолжим свое путешествие по Солнечному городу. Перед нами ручей, а на камушках лежат маленькие слова: С-СО, ЗА, ИЗ-ЗА. Вставьте их в предложения и прочтите все целиком. Тогда вы сможете перейти ручей.
ЗНАЙКА ВЫГЛЯДЫВАЕТ…..КУСТА (из-за)
ДЕТИ СИДЯТ…..ПАРТОЙ (за)
ПОСУДУ УБРАЛИ…..СТОЛА (со)
СИНИЦА СЛЕТЕЛА…..ВЕТКИ (с)
ДЕТИ ВСТАЛИ……СТОЛА (из-за)
ЛИСА СЛЕДИТ…..ЗАЙЦЕМ (за)
8.Работа с деформированным текстом.
Вот мы и перешли ручей и попали на Сказочную поляну. Все сели на пенечки и будем слушать рассказ Волшебных деревьев-сказочников. Но вдруг, все листочки с деревьев разлетелись, и рассказ рассыпался. Прочитайте предложения и расставьте их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставьте цифры по порядку в каждый пустой квадратик. Коллективное чтение рассказа )
( ) Зоя гуляла в саду.
( )Оса укусила девочку.
( ) На березе были осы.
( ) В саду были березы.
( ) Зоя села под березой.
( ) Девочка заплакала.
5. Итог занятия.
Вот наше путешествие по Солнечному городу закончилось. Вспомните, где мы были? Сосчитаем сколько у кого фишек. Призы.
Список используемой литературы
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова – 2-е изд., испр. - М.: Изд-во «Гном и Д.» 2007.-184 с.
- Носов Н. Незнайка в Солнечном городе - М.: Изд-во «Советская Россия», 1979 г. -195 с.
- Положиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос 2003 -216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР "Письмо от гласных звуков"....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»
конспект занятия по развитию речи...
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме: "Звук и буква "В" "
Подгоовка к обучению грамоте детей с ОНР...
Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ФФН Тема: Дифференциация звуков [Л] и [ЛЬ] «Помощники Лунтика»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой Конспект НОД в подготовительной группе для дете...
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Путешествие в зимний лес. Звук и буква С"
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по закреплению знаний о звуке и букве С с использованием мультимедийной презентации....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме: «Дифференциация звуков Б – П».
Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. В занятии используется конструктор для развития зрительного внимания и памяти, мелкой моторики. Проводит...