МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал предназначается учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп ОВЗ ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект занятия
Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР.
Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Образовательный процесс построен в соответствии с рабочей программой коррекционно-развивающей работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи), которая разработана в соответствии с Адаптированной образовательной программой образовательного учреждения.
Данное занятие разработано для подгруппы детей с Тяжелым нарушением речи, Общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития), Стертой формой дизартрии 6 летнего возраста (Подготовительная группа) второго года обучения.
Занятие рассчитано на 30 минут и является завершающим по лексической теме «Дикие животные жарких стран». Занятие проводится с презентацией.
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о диких животных наших лесов, об их детенышах и образе жизни.
Задачи:
Коррекционные:
- развивать формирование притяжательных прилагательных (лисий, заячий, волчий, медвежий, беличий);
- учить изменять притяжательные прилагательные по родам (лисья, лисий, лисье);
- закреплять умение образования родительного падежа существительных во множественном числе (лиса – много лис);
- закреплять правильное употребление словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное;
Образовательные:
- систематизировать знания детей о диких животных наших лесов;
- расширять активный и пассивный словарь детей по теме «дикие животные»;
Развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать высоту голоса;
- развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к диким животным и родной природе;
- воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная
- познание
Образовательные технологии:
- мнемотехника
- пиктограммы
- биоэнергопластика
- ИКТ, мультимедийные
- элементы логоритмики
- Подготовка к занятию
Предварительная работа:
Знакомство с дикими животными и их образом жизни. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа и физминутки.
Материал:
- Демонстрационный:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная мультимедийная презентация «Дикие животные».
- Картинки с изображением диких животных (лиса, волк, заяц, еж, медведь, лось, белка, кабан, енот, барсук).
- Карточки с цифрами 2, 5
- Раздаточный:
- Картинки с изображением диких животных и их детенышей (лиса, лисенок; белка, бельчонок; зайчиха, зайчонок; волчица, волчонок; медведица, медвежонок; ежиха, ежонок; лосиха, лосенок; бобриха, бобренок; барсук, барсучонок)
- Картинки – пиктограммы с изображением жилья диких животных (нора, берлога, логово, дупло, хатка, лежка).
- Раскраски «Дикие животные».
- Веточки с листиками.
Индивидуальная работа:
Кирилл – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.
Максим, Илья – правильное произношение звука «Ш» в словах.
- Ход занятия
№ | Деятельность специалиста. Виды заданий. | Деятельность детей. Возможные ответы детей | Кадр презентации |
Организационный момент | |||
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. А какой сейчас месяц? Ноябрь – это последний месяц осени. Уже поздняя осень. Потом наступит зима. Давайте с вами последние дни осени проведем с пользой для нашего здоровья. Как вы думаете, что полезного можно сделать поздней осенью для здоровья? Давайте с вами отправимся в прогулку по осеннему лесу. Чтобы оказаться в осеннем лесу, мы с вами возьмем веточки с листиками и подуем через «трубочку» на листики. Дуем спокойно, плавно. Посмотрите, вот он, осенний лес. Лес потемнел и умолкло веселье, Листья примяты, тропинка сырая, Тяжко вздыхают зеленые ели, Утром осенний туман собирая. В лесу сейчас красиво и спокойно. С нами на лесную прогулку хочет отправиться, посмотрите кто? | Здороваются Осень октябрь, сентябрь, ноябрь сентябрь, октябрь, ноябрь Ноябрь Погулять на свежем воздухе. Поиграть на свежем воздухе. Погулять в парке, в лесу. Дети дуют на листики. Старичок - лесовичок | № 2 № 3 | |
Основная часть | |||
1. | Ребята, как вы думаете, кого мы с вами можем встретить на прогулке в лесу? Правильно. В лесу мы можем встретить диких животных. Давайте их назовем. А теперь закроем глазки. Вспомним, кого из зверей увидели? Называем по цепочке. Проверим себя. Всех назвали? А как вы думаете, почему этих животных называют дикими? Кто может вспомнить, каких диких животных не было на картинке? | Зверей. Диких зверей. Диких животных. Медведь, лиса, лось, еж, кабан, заяц, белка, бобер, олень, волк Медведь, лиса, лось, еж, кабан, заяц, белка, бобер, олень, волк Они живут в лесу. Им самим надо заботиться о себе и своем потомстве. Сами строят свое жилище. Сами находят себе пищу. Сами выращивают своих детенышей. Енот, барсук. | № 4 № 5 № 4 № 6 |
2. | Послушайте мою загадку. Вперевалку зверь идет Давайте вспомним наш пальчиковый массаж «Медведь». Самомассаж пальчиков с речью (от мизинца до большого пальца левой руки и от большого к мизинцу правой руки). Начинаем говорить шепотом, постепенно наращивая громкость. И плавно затихая к мизинцу правой руки. | Медведь Шёл медведь к своей берлоге Да споткнулся на пороге «Видно, очень мало сил Так подумал и пошел Все медведи - сладкоежки, Любят есть медок без спешки, А наевшись, без тревоги До весны сопят в берлоге. | № 7 |
3 | В лесу у каждого малыша есть своя мама. Только вот в нашем лесу мамы и малыши потерялись. Вы сможете помочь мамам и детенышам найти друг друга? Д. Игра «Найди и назови малыша и маму» | Да Дети подбирают картинки мам и малышей, называют их. Лиса-лисенок, белка – бельчонок, зайчиха – зайчонок, волчица – волчонок, медведица – медвежонок, ежиха – ежонок, лосиха – лосенок, бобриха – бобренок. | № 8 |
4. | В лесу каждое животное живет в своем домике. Д. Игра «Найди и назови домик» (Используем пиктограммы) Как вы думаете, кто еще из диких животных может жить в дупле? | Дети к домикам подбирают жителей. Называют домики и животных. Нора – барсук, лиса, еж, заяц Логово – волк Хатка – бобер Дупло – белка Берлога – медведь Лежка – лось, кабан (енот) | № 9 № 10 |
5. | Все дикие животные очень любят двигаться. Динамическое упражнение «Ежик» | Шел ежик осенней порой (дети маршируют друг за другом) К ежатам тропинкой лесной (дети делают взмахи руками над головой) Ягоды взял у мишки (разводят руки в стороны, имитируют походку медведя) У белки – еловые шишки (сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки, скачут) Листьев набрал охапку (приседают, собирают листья) А яблок целую шапку (срывают яблоки поочередно поднимая руки вверх) Ежата подарки взяли (протягивают руки вперед, затем ставят на пояс) И папе «спасибо» сказали (кланяются). | № 11 |
6. | Давайте попробуем сосчитать наших животных. Считать будем по командам. Одна команда будет считать животных с цифрой 2, вторая команда будет считать животных с цифрой 5. Д. Игра «сосчитай животных». | 2 лисы, 5 лис 2волка, 5 волков 2 медведя, 5 медведей 2 зайца, 5 зайцев 2 белки, 5 белок 2 кабана, 5 кабанов 2 барсука, 5 барсуков | |
7. | Дикие животные очень любят прятаться. Давайте их найдем и назовем, какая часть животного видна. Д. Игра «Чей хвост? Чья голова? Чье ухо?» Демонстрация картинок (лиса, волк, медведь, заяц, белка) | Лиса – Хвост (чей) лисий; голова (чья?) лисья; ухо (чье?) лисье. Волк – Хвост волчий, голова волчья, ухо волчье. Медведь – Хвост медвежий, голова медвежья, ухо медвежье. Заяц – Хвост заячий, голова заячья, ухо заячье. Белка – Хвост беличий, голова беличья, ухо беличье. | № 12 |
8. | Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Давайте вспомним, каких животных мы с вами видели в лесу? Демонстрация картинок (лиса, волк, медведь, заяц, белка, лось, кабан, енот, барсук, еж) Д. Игра «Кого было много?» | Много лис, много волков, много зайцев, много ежей, много медведей, много лосей, много белок, много кабанов, много енотов, много барсуков. | |
Итог занятия | |||
Наступает вечер. На небе видны звезды. Мы с вами ляжем на коврик, закроем глазки… Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались? А что вам больше всего понравилось? Какие игры на нашем занятии вам понравились? Куда бы вы хотели отправиться еще? А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу. Раз, два, три садимся по местам. Сегодня очень хорошо отвечали: (Имена детей). Молодцы. На память о лесной прогулке нам старичок-лесовичок оставил вот такие раскраски (раскраски с изображением диких животных для каждого ребенка). Раскрашивая, вы вспомните животных, с которыми повстречались в нашем лесу. | Были на прогулке в лесу. Понравился лес. Понравились животные (называют какие животные больше всего понравились). Называют игры. В зимний лес. В космос. Спасибо | № 13 №14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие лексико - грамматического строя речи для детей (4 - 7 лет) презентация. Тема: Дикие животные наших лесов
Данный материал помогает в работе логопедов, волспитателей, а также при закреплении лексического материала в домашни...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Домашние животные».
Данный материал адресован учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп ДОУ....
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
Данный материал предназначен для проведения логопедических занятий в компенсирующей группе ДОУ для детей с ТНР ОНР 2-3 уровня, первого года обучения....
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"
Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»
Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....