Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Города Москвы
Школа №1748 «ВЕРТИКАЛЬ»
Россия, 105 484, Москва, Сиреневый б-р, д.73, кор.3 Телефон: (499)461-82-07
Факс: (499) 461-75-73
Конспект НОД
по формированию лексико-грамматических средств языка
в подготовительной группе для детей с ОНР
на тему
«Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Балашова Е.Е.
Цели:
- Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»
- Учить образовывать относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа.
- Учить согласовывать прилагательные с существительными
- Упражнять в практическом употреблении существительных с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением диких животных, мяч, картинки с изображением детёнышей животных, картинки с силуэтным изображением животных (на каждого ребёнка), сюжетная картинка с изображением леса, следы животных, картинки с изображением хвостов диких животных (на каждого)
Лексический материал:
Предметный (названия диких животных, их детёнышей, частей тела, водопой); прилагательные (заячий, барсучий, волчий, барсучий, медвежий, лисий).
Ход:
Орг момент.
Логопед: сядет тот, кто отгадает мои загадки:
По снегу бежит – петляет,
к лету шубку меняет,
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (заяц)
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орехи грызёт (белка)
Рыжая плутовка, хитрая и ловкая,
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт. В деревне кур крадёт. (лиса)
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком,
Уши серые торчком (Волк)
Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь)
Логопед: Вспомните, о каких животных были загадки?
Дети: О зайце, волке, белке, лисе, медведе.
Л: Какие это животные?
Д: Дикие.
Л: Почему они так называют?
Д: Потому, что живут вдали от человека, сами себе ищут пропитание и сами себе строят домики.
Л: Какие части тела есть у животных?
Д: перечисляют части тела животных.
Основная часть.
Логопед: Сегодня мы с вами поучимся правильно называть части тела животных.
Игра «Чей хвост?»
Л: Послушайте, как я скажу. Хвост волка – это волчий хвост.
Это хвост белки – он чей?
Это хвост волка, он чей?
Это хвост барсука, он чей?
И т.д.
Логопед: Кто услышал, что изменилось в словах?
Дети: Последняя часть слова.
Л: А вы заметили, что у медведя и лисы хвосты называются чуть по -разному? Послушайте: у медведя – медвежий хвост, а у лисы – лисий хвост.
Л: У вас на столах лежат конверты (картинки с изображением хвостов диких животных). На счёт один – возьмите конверты, на два – откройте их, на три – возьмите то, что в них лежит.
Логопед считает, дети выполняют задание.
Игра «Угадай, чей хвост?»
Л: Поиграем с вами в такую игру. Я назову то, что нарисовано у меня на картинке, а вы – то, что у вас. У меня лисий хвост, а у тебя, Петя?
Петя: У меня барсучий хвост.
Вася: У меня лисий хвост ит.д.
Л: Молодцы, вы всё правильно угадали. А вы хотите превратиться в зверей и погулять по лесной полянке? Для этого вам надо угадать, кто из зверей кем был в детстве и пройти по звериным следам.
Игра «Кто кем был?»
Л: Лиса была лисёнком
Д: Медведь был медвежонком
Барсук был барсучонком и т.д.
Дети по очереди отгадывают и им надевают маски с изображением детёнышей животных, они проходят по следам, разложенным на полу, проходят на ковёр, становятся в круг.
Физминутка.
Осенним днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой медведицей шёл медвежонок.
За мамой лисицей крался лисёнок.
За мамою белкой прыгал бельчонок.
За барсучихой бежал барсучонок.
За мамой зайчихой – шустрый зайчонок.
Волчица вела за собою волчат.
И мамы и дети напиться хотят.
Дети подражают походке зверей, в конце «лакают» воду из водоёма.
Игра «Кто чей детёныш?» (с мячом)
Дети стоят в кругу на ковре.
Л: Я буду бросать вам мячик и спрашивать, у кого какой детёныш. Например: Волчонок чей детёныш? А вы отвечаете: волчонок – волчий детёныш.
Д: Бельчонок- беличий детёныш
Зайчонок – заячий детёныш и.т.д.
Л: Молодцы. 1-2-3-4-5 – превратились в деток мы опять.
Л: Пока мы гуляли на полянке, наши звери спрятались. (На доску вывешивается картина с изображением леса, зверей не видно, видны только хвосты), Давайте внимательно рассмотрим и скажем, кто где спрятался. Первой задание выполню я. Я вижу барсучий хвост. Барсук спрятался за кустом.
Д: Я вижу белку. Белка спряталась в дупле.
Я вижу волка. Волк спрятался в логове. И т.д.
ИТОГ
Л: Чему мы сегодня учились?
Д: Мы учились правильно называть, чей хвост и чей детёныш.
Л: Звери в подарок оставили нам свои портреты.
Раздать силуэты с изображением зверей. Л: но их надо раскрасить.
Петя, чей портрет ты будешь раскрашивать?
Петя: Я буду раскрашивать заячий портрет.
Л: Спроси Ваню, чей портрет он будет раскрашивать?
Молодцы, вы очень хорошо занимались, наше занятие окончено.
Анализ занятия.
Данное занятие посвящено практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы «Дикие животные наших лесов».
Началось занятие с организационного момента - отгадывания загадок, что способствовало активизации внимания детей, подвело их к теме и цели занятия.
Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования. То есть, на всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей.
В процессе занятия постоянно закреплялось умение использовать в собственной речи грамматических категорий, заявленные в целях занятия (дети образовывали относительные прилагательные от имён существительных мужского рода, единственного числа, согласовывали прилагательные с существительными практически употребляли существительные с суффиксами – ОНОК, - ЕНОК).
Кроме этого использовались упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и логического мышления. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.
Поэтапно происходила смена видов деятельности. Задания давались по мере нарастания сложности.
Лексический материал подобран с учётом возрастных и речевых особенностей детей.
Занятие целей достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"
Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях. 2. Уточнять и активизировать слова...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"
Цель. 1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР по теме «Дикие животные» старшей логопедической группы
Цель занятия: -закрепление знаний детей о диких животных наших лесов; -обогащение предметного и глагольного словаря, словаря признаков; -образование существительных с суффиксами -их-, -иц-; -упо...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с ОНР....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Предлоги В - НА »
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР.Тема: «Предлоги В - НА »...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР...