Методическая разработка к занятию "Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с Общим недоразвитием речи. Лексическая тема "Домашние животные"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon domashnie_zhivotnye.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к занятию «Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с Общим недоразвитием речи»

Лексическая тема «Домашние животные».

Данное занятие разработано для подгруппы детей с  Тяжелым нарушением речи, Общим недоразвитием речи (3-го уровня речевого развития), Стертой формой дизартрии 6-7 летнего возраста (подготовительная группа) второго года обучения.  

Занятие рассчитано на 30 минут и является завершающим по лексической теме «Домашние животные».

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативная
  • познание

Образовательные технологии:

  • мнемотехника
  • пиктограммы
  • биоэнергопластика
  • ИКТ, мультимедийные
  • элементы логоритмики

Цель:

Закрепить и расширить  знания детей о домашних животных, об их детенышах и образе жизни.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • развивать формирование притяжательных прилагательных (собачий, кошачий, щенячий, коровий, лошадиный);
  • учить изменять притяжательные прилагательные по родам (собачья, собачье, собачий);
  • закреплять умение образования родительного падежа существительных во множественном числе (корова – много коров);
  • закреплять правильное употребление словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное;
  • систематизировать знания детей о домашних животных;
  • расширять активный и пассивный словарь детей по теме «домашние животные»;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать высоту голоса;
  • развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к домашним животным и родной природе;
  • воспитывать  умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;

  1.  Подготовка к занятию

Предварительная работа:

Знакомство с домашними животными и их образом жизни. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа и физминутки.

Оборудование:

  • Демонстрационное:
  • Мультимедийный проектор и экран.
  • Подготовленная мультимедийная презентация «Домашние животные».
  • Картинки с изображением домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья, кролик, коза ).
  • Карточки с цифрами  2, 5
  • Раздаточное:
  • Картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова, теленок; лошадь, жеребенок; собака, щенок; кошка, котенок; свинья, поросенок; крольчиха, крольчонок; коза, козленок)
  • Картинки – пиктограммы с изображением жилья домашних животных (хлев, коровник, козлятник, конюшня, конура).
  • Раскраски «Домашние животные».

Индивидуальная работа:

Кирилл  – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.

Максим, Илья – правильное произношение звука «Ш» в словах.

  1. Ход занятия

Деятельность специалиста.

Виды заданий.  

Деятельность детей.

Возможные ответы детей

Кадр презентации

Организационный момент

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями

Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Назовите их по порядку.  

А какой сейчас месяц?

Октябрь – это второй месяц осени.

Давайте с вами последние дни осени проведем с пользой для нашего здоровья.

Как вы думаете, что полезного можно сделать поздней осенью для здоровья?

Давайте с вами отправимся в прогулку на ферму. Посмотрим кто там живет.

С нами на прогулку хочет отправиться, посмотрите кто?  

Здороваются

Осень

октябрь, сентябрь, ноябрь

сентябрь, октябрь, ноябрь

Октябрь

Погулять на свежем воздухе. Поиграть на свежем воздухе.

.

Кот Котофей

№ 2

Основная часть

1.

Ребята, как вы думаете, кого мы с вами можем встретить на ферме?

Правильно. На ферме живут домашние животные.

Давайте их назовем.

А теперь закроем глазки. Вспомним, кого из зверей увидели? Называем по цепочке.

Проверим себя. Всех назвали?

А каких домашних животных не было на картинке?

Давайте посмотрим.

А как вы думаете, почему этих животных называют домашними?

Зверей. Домашних животных

Лошадь, корова, собака, кошка, коза, теленок, жеребенок, конь, бык

Кролик, поросенок

Они живут вместе с человеком. Человек за ними ухаживает, кормит, помогает им растить детенышей. А они тоже помогают человеку. Дают им пищу и охрану.

№ 3

№ 4

№ 3

№5

2.

 Каждое домашнее животное издает какой-то звук.

Давайте поиграем в игру «Назови звук».

Корова – мычит

Лошадь – ржет

Коза – блеет

Собака  - лает

Кошка – мяукает

Свинья - хрюкает

.           

№9

3

 В лесу у каждого малыша есть своя мама.

Только вот в нашем лесу мамы и малыши потерялись. Вы сможете помочь мамам и детенышам найти друг друга?

Д. Игра «Найди и назови малыша и маму»

Да

Дети подбирают картинки мам и малышей, называют их.

Корова – теленок, коза – козленок, собака – щенок, кошка – котенок, свинья – поросенок, крольчиха - крольчонок

№ 10

4.

На ферме каждое животное живет в своем домике.

Д. Игра «Найди и назови домик» (Используем пиктограммы)

Дети к домикам подбирают жителей. Называют домики и животных.

Хлев – коровы, козы

Конюшня – лошадь, конь, жеребенок

Конура – собака

Свинарник – свиньи, поросята

№ 6

5.

Все домашние животные очень любят двигаться.

Давайте вспомним наш пальчиковый массаж

Самомассаж пальчиков с речью  (от мизинца до большого пальца левой руки и от большого к мизинцу правой руки).  Начинаем говорить шепотом, постепенно наращивая громкость. И плавно затихая к мизинцу правой руки.

 

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

№ 12

6.

Давайте попробуем сосчитать наших животных. Считать будем по командам. Одна команда будет считать животных с цифрой 2, вторая команда будет считать животных с цифрой 5.

Д. Игра «сосчитай животных».

2 коровы, 5 коров

2кошки, 5 кошек

2 козы, 5 коз

2 лошади, 5 лошадей

2 собаки, 5 собак

2 кролика, 5 кроликов

2 коня, 5 коней

7.

 Дикие животные очень любят прятаться. Давайте их найдем и назовем, какая часть животного видна.

Д. Игра «Чей хвост? Чья голова? Чье ухо?»  Демонстрация картинок  

Корова – Хвост (чей) коровий; голова (чья?) коровья; ухо (чье?) коровье.

Коза  – Хвост козий, голова козья, ухо козье.

Лошадь  – Хвост лошадиный, голова лошадиная, ухо лошадиное.

Собака  – Хвост собачий, голова собачья, ухо собачье.

Кошка  – Хвост кошачий, голова кошачья, ухо кошачье.

№ 14

8.

Ну вот и заканчивается наша прогулка по ферме. Давайте вспомним, каких животных мы с вами видели?

Д. Игра «Кого было много?»

Называют животных.

Много коров, много лошадей, много собак, много коз, много кошек, много свиней, много телят

№ 15

Итог занятия

Наступает вечер. На небе видны звезды. Мы с вами ляжем на коврик, закроем глазки…  Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались?

А что вам больше всего понравилось?

Какие игры на нашем занятии вам понравились?

Куда бы вы хотели отправиться еще?

А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу.

Раз, два, три садимся по местам.

Сегодня очень хорошо отвечали: (Имена детей). Молодцы.

На память о лесной прогулке нам кот Котофей  оставил вот такие раскраски (раскраски с изображением домашних  животных для каждого ребенка). Раскрашивая, вы вспомните животных, с которыми повстречались на ферме.  

Были на прогулке на ферме

Понравилась ферма, понравились животные.

Называют игры.

В зимний лес. В космос.

Спасибо

№ 17

 

№16

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».

Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...