Методическая разработка к занятию "Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с Общим недоразвитием речи. Лексическая тема "Домашние животные"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к занятию «Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с Общим недоразвитием речи»
Лексическая тема «Домашние животные».
Данное занятие разработано для подгруппы детей с Тяжелым нарушением речи, Общим недоразвитием речи (3-го уровня речевого развития), Стертой формой дизартрии 6-7 летнего возраста (подготовительная группа) второго года обучения.
Занятие рассчитано на 30 минут и является завершающим по лексической теме «Домашние животные».
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативная
- познание
Образовательные технологии:
- мнемотехника
- пиктограммы
- биоэнергопластика
- ИКТ, мультимедийные
- элементы логоритмики
Цель:
Закрепить и расширить знания детей о домашних животных, об их детенышах и образе жизни.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать формирование притяжательных прилагательных (собачий, кошачий, щенячий, коровий, лошадиный);
- учить изменять притяжательные прилагательные по родам (собачья, собачье, собачий);
- закреплять умение образования родительного падежа существительных во множественном числе (корова – много коров);
- закреплять правильное употребление словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное;
- систематизировать знания детей о домашних животных;
- расширять активный и пассивный словарь детей по теме «домашние животные»;
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать высоту голоса;
- развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным и родной природе;
- воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
- Подготовка к занятию
Предварительная работа:
Знакомство с домашними животными и их образом жизни. Заучивание стихов и движений для пальчикового массажа и физминутки.
Оборудование:
- Демонстрационное:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная мультимедийная презентация «Домашние животные».
- Картинки с изображением домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья, кролик, коза ).
- Карточки с цифрами 2, 5
- Раздаточное:
- Картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова, теленок; лошадь, жеребенок; собака, щенок; кошка, котенок; свинья, поросенок; крольчиха, крольчонок; коза, козленок)
- Картинки – пиктограммы с изображением жилья домашних животных (хлев, коровник, козлятник, конюшня, конура).
- Раскраски «Домашние животные».
Индивидуальная работа:
Кирилл – правильное произношение звуков «С», «З» в словах.
Максим, Илья – правильное произношение звука «Ш» в словах.
- Ход занятия
№ | Деятельность специалиста. Виды заданий. | Деятельность детей. Возможные ответы детей | Кадр презентации |
Организационный момент | |||
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку. А какой сейчас месяц? Октябрь – это второй месяц осени. Давайте с вами последние дни осени проведем с пользой для нашего здоровья. Как вы думаете, что полезного можно сделать поздней осенью для здоровья? Давайте с вами отправимся в прогулку на ферму. Посмотрим кто там живет. С нами на прогулку хочет отправиться, посмотрите кто? | Здороваются Осень октябрь, сентябрь, ноябрь сентябрь, октябрь, ноябрь Октябрь Погулять на свежем воздухе. Поиграть на свежем воздухе. . Кот Котофей | № 2 | |
Основная часть | |||
1. | Ребята, как вы думаете, кого мы с вами можем встретить на ферме? Правильно. На ферме живут домашние животные. Давайте их назовем. А теперь закроем глазки. Вспомним, кого из зверей увидели? Называем по цепочке. Проверим себя. Всех назвали? А каких домашних животных не было на картинке? Давайте посмотрим. А как вы думаете, почему этих животных называют домашними? | Зверей. Домашних животных Лошадь, корова, собака, кошка, коза, теленок, жеребенок, конь, бык Кролик, поросенок Они живут вместе с человеком. Человек за ними ухаживает, кормит, помогает им растить детенышей. А они тоже помогают человеку. Дают им пищу и охрану. | № 3 № 4 № 3 №5 |
2. | Каждое домашнее животное издает какой-то звук. Давайте поиграем в игру «Назови звук». | Корова – мычит Лошадь – ржет Коза – блеет Собака - лает Кошка – мяукает Свинья - хрюкает . | №9 |
3 | В лесу у каждого малыша есть своя мама. Только вот в нашем лесу мамы и малыши потерялись. Вы сможете помочь мамам и детенышам найти друг друга? Д. Игра «Найди и назови малыша и маму» | Да Дети подбирают картинки мам и малышей, называют их. Корова – теленок, коза – козленок, собака – щенок, кошка – котенок, свинья – поросенок, крольчиха - крольчонок | № 10 |
4. | На ферме каждое животное живет в своем домике. Д. Игра «Найди и назови домик» (Используем пиктограммы) | Дети к домикам подбирают жителей. Называют домики и животных. Хлев – коровы, козы Конюшня – лошадь, конь, жеребенок Конура – собака Свинарник – свиньи, поросята | № 6 |
5. | Все домашние животные очень любят двигаться. Давайте вспомним наш пальчиковый массаж Самомассаж пальчиков с речью (от мизинца до большого пальца левой руки и от большого к мизинцу правой руки). Начинаем говорить шепотом, постепенно наращивая громкость. И плавно затихая к мизинцу правой руки. |
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку – на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. | № 12 |
6. | Давайте попробуем сосчитать наших животных. Считать будем по командам. Одна команда будет считать животных с цифрой 2, вторая команда будет считать животных с цифрой 5. Д. Игра «сосчитай животных». | 2 коровы, 5 коров 2кошки, 5 кошек 2 козы, 5 коз 2 лошади, 5 лошадей 2 собаки, 5 собак 2 кролика, 5 кроликов 2 коня, 5 коней | |
7. | Дикие животные очень любят прятаться. Давайте их найдем и назовем, какая часть животного видна. Д. Игра «Чей хвост? Чья голова? Чье ухо?» Демонстрация картинок | Корова – Хвост (чей) коровий; голова (чья?) коровья; ухо (чье?) коровье. Коза – Хвост козий, голова козья, ухо козье. Лошадь – Хвост лошадиный, голова лошадиная, ухо лошадиное. Собака – Хвост собачий, голова собачья, ухо собачье. Кошка – Хвост кошачий, голова кошачья, ухо кошачье. | № 14 |
8. | Ну вот и заканчивается наша прогулка по ферме. Давайте вспомним, каких животных мы с вами видели? Д. Игра «Кого было много?» | Называют животных. Много коров, много лошадей, много собак, много коз, много кошек, много свиней, много телят | № 15 |
Итог занятия | |||
Наступает вечер. На небе видны звезды. Мы с вами ляжем на коврик, закроем глазки… Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались? А что вам больше всего понравилось? Какие игры на нашем занятии вам понравились? Куда бы вы хотели отправиться еще? А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу. Раз, два, три садимся по местам. Сегодня очень хорошо отвечали: (Имена детей). Молодцы. На память о лесной прогулке нам кот Котофей оставил вот такие раскраски (раскраски с изображением домашних животных для каждого ребенка). Раскрашивая, вы вспомните животных, с которыми повстречались на ферме. | Были на прогулке на ферме Понравилась ферма, понравились животные. Называют игры. В зимний лес. В космос. Спасибо | № 17
№16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Методическая разработка к занятию непосредственно-образовательной деятельности Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
Данный материал предназначен для проведения логопедических занятий в компенсирующей группе ДОУ для детей с ТНР ОНР 2-3 уровня, первого года обучения....
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».
Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект занятия Использование современных технологий при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Лексическая тема «Дикие животные наших лесов».
Данный материал предназначается учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп ОВЗ ТНР...