Логосенсорная интеграция в работе логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Александрова Алёна Евгеньевна

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задачи. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь речевые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logosensornaya_integratsiya.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Логосенсорная интеграция в работе логопеда.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задачи. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь речевые задачи.

Тактильная станция 

При развитии тактильных ощущений в своей работе я использую разные сенсорные игры, цель которых дать ребенку новые ощущения и решить множество логопедических задач.

Одновременно мы развиваем и наполняем тактильную систему новыми различными фактурами, материалами и закрепляем речевые навыки ( камушки с арт.гимнастикой  в сенсорной коробке, карточки для автоматизации звуков, сквиши и шишки для автоматизации звуков, игра «найди такой же» (ракушки и предметы различной величины). С помощью различных щеток, массажеров, шишек, развиваем тактильную чувствительность и саматогнозис. Например при автоматизации звука Ш играем в игру « Найди в мешочке» нужно найти колючее (шишку), деревянное  ( ложка) , шерстяное (шапку)

Слуховая станция  начинается со слухового внимания. Условно можно сказать, что слуховое внимание – это предпосылка развития фонематического восприятия и понимания речи в целом, ведь без умения сосредотачиваться на звуке, невозможно его точно воспринимать. Более того невозможно понимать речь без умения выделять важный слуховой стимул на фоне других шумов. Здесь мы распознаем на слух неречевые шумы, звуки живой и неживой природы, музыкальные инструменты, ребенку предлагаем отгадать, какой звучал инструмент без визуальной опоры, концентрироваться на сигналах помогают следующие задания: «Беги, пока играет музыка», «Сыпь крупу в стакан,пока слышишь колокольчик». Следующим этапом можно добавить дополнительный раздражитель. Это,например, может быть новая моторная программа. Например: « Когда звучит маракас, иди и на каждый шаг хлопай в ладоши/ хлопай сначала в ладоши, потом по ногам» , «Слышишь колокольчик – иди, слышишь барабан – беги» здесь и развитие слуховой памяти,  такие задания можно реализовать и на речевом материале, совмещая с фонематическим восприятием: «Стучи в клавесы, когда услышишь слово «кот». Автоматизация слогов и слов например: «Когда слышишь кастаньет – говоришь РА, когда слышишь колокольчик – Ро» и т.д

Обонятельная станция

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывания с языка различные специи. Использование материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продукты, специи) способствует более длительному сохранению ощущений, возникающих во время артикуляционных упражнений. Ребенок начинает лучше чувствовать органы артикуляции  и совершаемые ими движения. В упражнениях используются различные материалы, не вызывающие аллергическую реакцию у детей.

Зрительная станция

Основной обьем информации об окружающем мире ребенок получает благодаря зрению.

Игры, тренирующие  зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас .

Двигательная станция

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Общий, пальцевый и артикуляционный праксисы тесно взаимосвязаны. Крупная моторика – это база для развития мелкой моторики. Коррекция речевых нарушений начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. В своей работе на индивидуальных занятиях активно использую моторные программы, прыжки, перешагивания через предметы, балансиры и когнитивные нагрузки.

На этапах автоматизации и дифференциации, во избежание кабинетной речи, закрепляем поставленные звуки в движении. Нейронная связь, соответствующая данному звуку, должна, должна быть настолько крепкой, что мозг, даже выполняя другую задачу, не терял этот навык. Только в этом случае поставленный звук перейдет в инициативную речь.  

для развития общего праксиса и вестибулярной системы использую игры с мячом,прыжки, перешагивания через предметы, выполние движений со слогами, словами и словосочетаниям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция художественной литературы в работе логопеда.

Использование художественной литературы для активизации коррекционно-развивающего обучения.В статье предложены викторины по произведениям детских поэтов....

Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.

laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...

Применение элементов логосенсорной интеграции в работе учителя-логопеда

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.Мир особого ребёнка интересен и пуглив.Мир особого ребёнка безобразен и красив.Наталья Калиман...

Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя

Доклад на конференции ГМО учителей-логопедов "Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы", г.Протвино, 05.10.2021г....

Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда

Примерно сорок лет назад логопед и психолог Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теория дисфункции сенсорной интеграции, которая прив...

"Использование элементов сенсорнои интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

  Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. В статье описываются направления сенсорно-интегративной логоп...