Применение элементов логосенсорной интеграции в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гукасян Элина Витальевна

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Наталья Калиман

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logosensornaya_integratsiya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Наталья Калиман

Этот отрывок из стихотворения Натальи Калиман очень точно характеризует детей, с особыми возможностями здоровья. Я работаю учителем-логопедом на группе для детей с ЗПР. Ко мне, как правило, попадают не говорящие дети, с такими речевыми нарушениями речи как ОНР 1-2 уровня, системные недоразвития речи, специфические нарушения речи и т.п.  Понаблюдав и пообщавшись с детьми, я пришла к выводу, что у многих из них имеются сенсорные нарушения, которые препятствуют усвоению образовательной программы.

Слайд 3 Ведь известно, что эффективность обучения напрямую зависит от того насколько  хорошо мы слышим, видим, ощущаем окружающее. Слайд 4 А мы, часто того не замечая, сами создаем переизбыток одних сенсорных ощущений Слайд 5 и искусственный голод других.

Сенсорная интеграция становится популярным и очень эффективным направлением педагогической и коррекционной помощи детям. Эту методику взяли на вооружение специалисты во многих городах нашей страны. Метод был разработан научным сотрудником Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).

Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать ТНР, УО, аутизм, ЗПР.

Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с такими проблемами. Поэтому, я в своей работе использую элементы сенсорной интеграции.

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, речевые задачи.

Слайд 6 Существуют направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М.И.

1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.

2. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.

3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.

4. Лексико-граматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

Сенсорные подносы (тематические) Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.

Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.

5. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.

6. Сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями. Это курс занятий, для детей с родителями, сочетающий в себе отдых, лечение на курорте и интенсивную работу с ребенком в современных видах занятий и игр. Интенсивы позволяют спровоцировать значимый «скачок» в развитии ребенка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень.

Слайд 7 Как же использую я в своей работе логосенсорную интеграцию.   Я разработала многофункциональное пособие «Магический куб» - это очень удобное, мобильное, трансформируемое пособие, которое можно использовать как на отдельном занятии, так и в комплексе с другими упражнениями.

Так, например, на одной стороне куба, можно весело и интересно закреплять у детей знания цветов спектра, геометрических фигур, а также выполнять различные задания или отгадывать загадки, по изучаемой теме, давать задания на ориентировку в пространстве и развивать  зрительное восприятие. Еще можно создавать различные игровые ситуации, например, игра «Помоги найти маму», передвигаясь по заданной схеме.

Слайд 8 На второй стороне куба можно развивать мелкую моторику пальцев рук, обогащая тактильные ощущения детей. Каждый «кармашек» наполнен различными материалами. Есть и  гладкие, и шершавые,  колючие, и мягкие, и твердые и некоторые другие, которые дают ребёнку разные тактильные ощущения. В них можно положить какой-нибудь предмет и попросить ребёнка найти его. А потом поделиться своими ощущениями.

На третьей стороне куба прикреплены разные шумовые раздражители: колокольчики, молоточки, «шумелки» и др. Они развивают слуховое восприятие. А для старших дошкольников можно давать задания на звуковой анализ слова, или дифференциацию звуков.

Четверная сторона куба – самая любимая у детей. Ведь здесь можно почувствовать аромат красивых цветов и любимых фруктов, попробовать отгадать по запаху продукт и посоревноваться с друзьями в отгаданных результатах.

Слайд 9 – 13 (листать под коментарии) Помимо этого пособия, я использую тематические сенсорные коробки.                               Ребятам необходимо разместить предметы так, чтобы можно было решить речевую задачу, которую я перед ними ставлю.

Например, таким образом, мы можем активизировать речевую деятельность (вокализация, звукоподражание); закреплять употребление простых и сложных предлогов (в песке, на песке, под ёлкой);

- образовывать приставочные глаголы (бежал, прибежал, перебежал, убежал);

- образовывать качественные прилагательных (деревянный, пластмассовый);

- согласование существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный);

- деление слов на слоги и выкладывание бусинок;

- образование сложных слов (длиннохвостый, коротконогая).

Конечно, нужно помнить о мерах предосторожности.

Меры предосторожности.

Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками (или ложками, а не для еды).

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.

Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.

Для детей до 3-х лет предметы должны быть более крупными.

Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.

Перед созданием сенсорных коробок нужно убедиться, что у детей нет аллергии на какой – либо компонент.

Примечания.

Дети могут не ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.

Играть в сенсорной коробке может один ребенок или несколько, им должно быть удобно и не тесно.

Таким образом, используя сенсорную интеграцию, я не только повышаю мотивацию к занятиям, но и в процессе образуются новые нейронные связи и тем самым, создаются обходные пути компенсации имеющегося дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.

laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...

Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя

Доклад на конференции ГМО учителей-логопедов "Интегративное взаимодействие специалистов ДОУ в условиях логопедической группы", г.Протвино, 05.10.2021г....

"Использование элементов сенсорнои интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

  Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. В статье описываются направления сенсорно-интегративной логоп...

IИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ....