Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Примерно сорок лет назад логопед и психолог Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теория дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_sensornoy_integratsii_v_rabote_logopeda.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда.
Сенсорные коробки»
Подготовила: учитель – логопед
Г.Н. Лашкова
«Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда. Сенсорные коробки».
Цель: познакомить педагогов с понятием логосенсорная интеграция, с видами тематических сенсорных коробок и с использованием их в образовательном процессе.
Примерно сорок лет назад логопед ,психолог Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теория дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов. . Метод был направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Эту методику взяли на вооружение специалисты во многих городах нашей страны. Сенсорная интеграция становится популярным и очень эффективным направлением педагогической и коррекционной помощи детям.
Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).
Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь (Д. Вильямс). В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.
Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.
Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с такими проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Логопед в своей работе использует элементы сенсорной интеграции.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Существуют направления сенсорно-интегративной логопедической работы по Лынской М.И.
1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.
Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности. Например: удерживать губами веточку укропа, сплёвывание с языка различных специй.
2. Логопедический массаж, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, щётками аметиста, камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.
3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.
4. Лексико-граматическая работа на основе сенсорной стимуляции.
Сенсорные подносы (тематические) Имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.
Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.
5. Коррекция слоговой структуры в сенсорных играх.
4. Сенсорно-интегративные интенсивы для детей с родителями. Это мастер-класс направленный на интенсивную работу с ребенком в современных видах занятий и игр. Мастер - класс позволяет спровоцировать значимый «скачок» в развитии ребенка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень.
СЕНСОРНАЯ КОРОБКА - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями).
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия ( овощи, фрукты, сад-огород, времена года, пляж, подводный мир, ферма, космос, и.т.д.)
Практическая часть.
Вам понадобятся такие предметы, как:
Ёмкостью может быть пластиковый контейнер, картонная коробка, тазик, большая миска.
Наполнителем сенсорных коробок может быть любой тактильный материал. Это, как правило:
- различные крупы и сыпучести, как обычные, так и окрашенные (макароны, рис, пшено, фасоль, мука, кукурузные хлопья, чай и пр.);
- природные материалы (листья, каштаны, камни, песок);
- водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко;
- текстиль и швейная фурнитура: ленты, пуговицы, кусочки ткани, бусины.
- самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие.
- гелеобразный наполнитель: желе, кисель, гидрогель, пена для бритья.
К наполнителю относятся и различные предметы: маленькие игрушки животных, деревьев, растений; игрушки из киндер-сюрпризов, разнообразные камушки и ракушки, привезенные из отпуска.
Необходимы инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Логопед. Перед Вами контейнеры уже с тактильным наполнителем и предметы. Нужно разместить предметы так, чтобы можно было решить одну речевую задачу, т е. предложить детям выполнить 1 игровое задание.
(На столе стоят 4 контейнера с наполнителем и контейнеры с предметами. Два участника собирают одну сенсорную коробку.
Коллеги, можно приступить к работе!
Текст во время работы участников.
Например, задание может быть таким:
- употребление простых и сложных предлогов (в песке, на песке, под ёлкой);
- образование приставочных глаголов (бежал, прибежал, перебежал, убежал);
- образование относительных прилагательных (деревянный, пластмассовый);
- согласование существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный);
- деление слов на слоги и выкладывание бусинок;
- образование сложных слов (длиннохвостый, коротконогая).
Логопед: Конечно, нужно помнить о мерах предосторожности.
Меры предосторожности.
Лучше заранее обговорить правила игры: то, что в контейнере для игры руками (или ложками, а не для еды).
Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
Дети должны играть с коробкой только под наблюдением взрослых.
Для детей до 3-х лет предметы должны быть более крупными.
Игра требует чувства меры и осторожности, при первых признаках усталости лучше переключить внимание детей на другой вид деятельности.
Перед созданием сенсорных коробок нужно убедиться, что у детей нет аллергии на какой – либо компонент.
Примечания.
Дети могут не ограничиваться только периметром коробки. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами коробки.
Играть в сенсорной коробке может один ребенок или несколько, им должно быть удобно и не тесно.
Сенсорную коробку можно оставить в группе, чтобы они могли по – очереди поиграть.
Понаблюдайте за игрой. Что заинтересует больше всего? Что вызовет улыбку или восхищение?
Логопед. Ваши сенсорные коробки готовы! Получилось здорово!
Назовите по одному заданию, которое можно предложить детям.
Логопед. Я очень надеюсь, что данный сенсорные коробки будут вам полезны для работы. Хочу поблагодарить вас за внимание и участие, а так же пожелать вам творческих успехов!
Логопед: Спасибо за внимание!
Список литературы.
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016. — 28 с.
http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html Сенсорные коробки: что это такое и как их можно соорудить? Вомбатик.ру Магазин детских товаров. Творческое развитие ребенка на Ноябрь 23, 2016 .
Сайт в контакте KinderQuest | Активация речи Сенсорная интеграция и развитие речи с Марианной Лынской
https://sensoricinru.wordpress.com/2013/ Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ООП»
Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями, то получится мини-кукольный театр, артисты которого могут исполнять самые необычные роли и будут послушны каждому движению руки...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»
Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».
Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью...
Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.
Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...
Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
Сенсорная интеграция, развивающаяся детьми в раннем детстве и дошкольном возрасте во время игр, говорения, двигательной активности является основой более сложной интеграции, сопровождающей чтение, пис...
IИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ....