Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука Ш "Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма учился шипеть"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Подготовка к постановке звука Ш. Постановка звука Ш. Автоматизация изолированного звука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx255.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Колокольчик»

Индивидуальное логопедическое занятие  по воспитанию звука [ш]

Подготовка к постановке звука Ш. Постановка звука Ш. Автоматизация изолированного звука.

«Учим рысёнка Тёму шипеть»

Учитель-логопед Ширяева Н.Г.

п. Усть-Уда, 2023г

Цели:

1.Коррекционно – обучающие:

– учить отличать звук Ш от других звуков речи;

– учить одновременному произнесению звука и загибанию пальцев;

- учить глубокому вдоху и плавному долгому выдоху;

- учить открывать большой рот, округлять губы, делать язык широким, поднимать широкий язык;

- учить удерживать артикуляционную позу для постановки изучаемого звука;

- учить совмещать выдох с произнесением звуков у,т, с;

-учить удерживать артикуляционную позу с одновременным произнесением звуков т, с

-учить многократно произносить поставленный звук, совмещая речь с движением пальцев рук

2. Коррекционно – развивающие:

– развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания;

– развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно – воспитательные:

–  воспитание доброжелательных отношений

-  воспитание усидчивости.

Оборудование: картинки с изображением рысей, карточки комплекса «Весёлая прогулка», индивидуальное зеркало, салфетки, музыкальные игры – «На полянке зайцы танцевали», «Чух-паровозик»,  песня – «Са – са - са  – это хитрая лиса»,

Ход логопедического занятия

1.Организационный момент

1.Знакомство с целями занятия

На прошлых занятиях ты уже научился говорить звук  С. Сегодня на занятии мы будем учиться красиво говорить  новый звук.

2.Знакомство с героями занятия

Логопед: Сейчас я  расскажу небольшую сказку.

В зелёной тайге, в рысиной семье C:\Users\Надежда\Desktop\рыси\IMG_20201209_212112.jpg  

появился маленький детёныш – рысёнок Тёма. C:\Users\Надежда\Desktop\рыси\IMG_20201211_212905.jpg 

3.Работа над опорными звуками

- ссс – сказала мама Рысь, наш малыш спит.

- Как сказала мама Рысь? ( ребенок – ссс)

- Тише звери! Наш малыш может проснуться! Ссс – сказал папа

- Как сказал папа? Улыбнись и повтори звуки ( ребенок – ссс)

- Ууу, какой у нас милый малыш, прошептала мама рысь.

- Вытяни вперед губки и шепотом скажи, как мама рысь ууу ( ребенок ууу)

4.Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук [ш]» 

Папа и мама рыси охраняли своего рысёнка, не подпускали к нему никого. Они шипели шшш

Логопед  - Хлопай, когда услышишь шшш.

 Звуки: ш, м, р, ш, з, ж, ш, к, ш, с, ш, ф, ш, ш. т, с, ш, щ, сь, ть, ш

5.Развитие мелкой моторики

Упражнение: «Кулачок»

Логопед

Нужно размять малышу его лапки, сказали рыси

 – Говори звук У и выполняй упражнение «Кулачок» (загибает по одному пальчику и произносит звук у 5 раз)

Упражнение: «Колечки»

Логопед

 – Говори звук Т и выполняй упражнение «Колечки» (соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой- средний и т.д поочерёдно и произносит звук Т)

Упражнение: «Обведи ладонь»

Логопед

 – Говори звук С и выполняй упражнение «Обведи ладонь» (обводит левую ладонь указательным пальцем правой руки и произносит звук С)

«Лапки малышу Тёме мы размяли хорошо - сказал папа- нужно поучить его правильно дышать носиком.  

6.Развитие речевого дыхания

Упражнение «Вдох через нос – выдох через круглый рот»

Вдыхай носом медленно и выдыхай через круглый ротик. Ребенок выполняет упражнение до 5ти раз.

«Наш малыш  научился правильно дышать, он хорошо пьет молочко и мяукает - сказала мама рысь - надо учить рысёнка говорить другие звуки, учить защищать свою семью!»

«Чтобы научить нашего Тёму говорить, сначала нужно выполнить с ним гимнастику для губ и языка» – сказал папа.

2.Основная часть занятия

1.Развитие артикуляционной моторики Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Бегемот» – Сначала научим Тёму открывать большой рот – сказала мама Рысь

«Окошко» - Можно учить делать круглыми губки – предложил папа

«Месим тесто» - Научим рысёнка делать язык широким – отвечала мама

«Парус» - Пришла пора учиться поднимать широкий язычок  - обрадовался папа

«Вкусное варенье» - Нашему рысёнку Тёме очень нравится делать зарядку, он удовольствием облизывает верхнюю губку – радовалась в ответ мама

 «Чашка» - «Ну вот ты и совсем большой у нас – поднимай язычок и прячь его за верхние зубы» - сказал папа.

Родители маленького рысенка благодарят тебя за помощь, ведь ты очень старался и выполнял зарядку вместе с рысёнком!

2.Работа над опорным звуком С

Пришла к рысиной семье гостья Лисонька-лиса. 

 D:\Desktop\лиса.jpg 

 Рыси угостили её пирожками и все вместе решили песенку спеть. Давай им подпоем!

Са – са - са  – это хитрая лиса.

Су-су-су и живет она в лесу.

Сы- сы- сы – много дела у лисы.

Со – со – со – она крутит колесо.

(логопед вместе с ребенком поют песенку).

Лисе так понравилась песенка, что она позвала зайчат, чтобы еще и потанцевать.

3.Физминутка «На полянке зайцы танцевали»

4. Тренировка в  удержании артикуляционной позы для постановки изучаемого звука Постановка звука Ш

Пришло время показать чему мы научили рысёнка Тёму. «Чашечка», «Окошечко» / выполняется 3 раза под счет до пяти/.

Добавим носик. . «Чашечка», «Окошечко», вдох носом и выдох со звуком т/с

Упражнения выполняются до пяти раз.

5.Автоматизация изолированного звука Ш. Музыкальная игра «Чух-паровозик»

-Давай поиграем с рысёнком Тёмой? Прокатим его на весёлом паровозике.

6.Уточнение артикуляции звука [ш]

D:\Desktop\змей.jpg

Не успели мы и шагу сделать, как путь нам преградила сказочная змейка. Змейка шипит ш-ш-ш. Но мы её не боимся!

-Расскажи, что делают наши губы при произнесении звука [ш]? - Губы выдвигаются вперед в форме «окошка»

- А что делает наш язык?(стоит за верхними зубами в форме «чашки»)

7.Автоматизация звука [ш] изолированно

Покажем змейке. как мы умеем шипеть.

 «Кулачок». Левая рука согнута в локте: ладонью кверху, пальцы растопырены, загибает по одному пальчику указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

«Колечки». Соединяет большой и указательный пальцы правой руки, большой- средний и т.д поочерёдно. Затем левая рука. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

«Обведи ладонь». Обводит левую ладонь указательным пальцем правой руки. Одновременно с загибанием пальчиков перед зеркалом произносит звук Ш.

Услышала змейка, как ты шипишь с рысёнком Тёмой, обрадовалась.

3.Оценка речевой деятельности ребенка.

Папа и мама – вся рысиная семья  пришла благодарить тебя за то, что ты научил рысёнка Тёму шипеть. На память они дарят тебе наклейку в альбом и просят не забывать их, приходить к ним в гости. Рысёнок Тёма будет продолжать вместе с тобой учиться говорить звук Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ Ч] с использованием компьютерной программы «Учимся говорить правильно».

Тема. Автоматизация звука (Ч)  в словах, применяя компьютерную программу «Учимся говорить правильно».Цель:- закрепление правильного употребления звука (Ч) в словах;- совершенствование работ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука [ш]

Автоматизация звука Ш изолированно, в прямых, обратных слогах «Учим рысёнка Тёму шипеть»...

Открытое индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [РЬ] в связной речи по мотивам сказки "Теремок".

Цель: автоматизация звука [Рь] в связной речи.Задачи. Коррекционно-образовательные.Расширять и активизировать словарный запас детей при пересказе русской народной сказки «Теремок».Сов...