Эффективное взаимодействие ДОО и родителей по развитию речи дошкольников
статья по логопедии

Кошелева Софья Андреевна

Эффективное взаимодействие ДОО и родителей по развитию речи дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 337

Эффективное взаимодействие ДОО и родителей по развитию речи дошкольников

Лубкина Софья Андреевна

Учитель-логопед

Структурное подразделение МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области» -  «Детский сад»

В современном мире всё больше преобладает проблема сформированности речи ребенка. На сегодняшний день в ходе практики в  школе наблюдаются серьезные проблемы, которые относятся к развитию речи учащихся, так как у них недостаточно развит словарный запас. Это приводит к неграмотной речи и неумению описывать свои мысли и чувства. Кроме того, дети не заинтересованы в чтении книг, это известно как факт. Следовательно, возникает необходимость создать благоприятные условия для формирования и активного обогащения словарного запаса ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяются основные принципы дошкольного образования, к числу которых отнесены:

-принцип сотрудничества организации с семьей;

-принцип обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

-принцип дифференциации в работе с родителями (учет микроклимата семьи, учет родительских запросов, степени заинтересованности родителей) и др. [1].

Овладение родным языком и развитие речи можно назвать, одними из основных компетенций, которые закладываются с дошкольного возраста. Поэтому, они служат универсальным материалом в вопросах воспитания и обучения детей. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], в котором говорится, что Программа в дошкольном учреждении должна включать, в том числе и такую образовательную область как речевое развитие, которая содержит в себе владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Итак, процесс развития речи отображает развитие языковой способности на всех её уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом, стилистическом), формирование адекватной языковой картины мира личности в ходе её социализации, освоение ею культурных ценностей посредствам языка.

Развитие речи – это не только обогащение словаря и грамматического строя, не только воспитание культуры речи и формирования навыков речевой деятельности во всех её видах – это еще и совершенствование чувства языка и языковой интуиции, а в итоге – это развитие всех компонентов языковой способности [4, с.15].

При этом взаимодействие детского сада с семьёй является актуальной проблемой, потому как родители часто бывают загружены работой. Наряду с этим, многие родители не придают важного значения проблеме развития речи детей. Для решения данной проблемы необходимо продуктивно взаимодействовать, а так же своевременно проинформировать родителей по данному направлению. Возможность достижения положительных результатов напрямую зависит от непосредственного привлечения родителей к образовательному процессу ребенка, путем тесной взаимосвязи с дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие – это процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [5, с.34].

Семья и детский сад являются первичной средой, где легко создается фундамент грамотной, литературной устной и письменной речи [6, с.148]. Важно, чтобы такие социально-воспитательные институты действовали согласованно, а, не дублируя друг друга. Целостная поддержка развития детей означает создание благоприятной среды, в которой полностью и качественно удовлетворяются физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности [3, с.31].

По мнению К.А.Лебедевой, взаимодействие ДОО и семьи должно строиться на следующих принципах:

1) доверительность отношений. Этот принцип предполагает, что родители верят профессионализму педагога;

2)личностная заинтересованность родителей. Родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно построить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической;

3) эмансипация – освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша;

4)утверждение самоценности родителей – этот принцип заключается в создании подходящей среды, в которой родители смогут всячески использовать свои положительные качества и способности в целях развития креативности детей [2, с.41].

К наиболее важному аспекту социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения относится совершенствование педагогических умений родителей, в области речевого развития дошкольников.

Благодаря педагогической поддержке родители получают возможность:

- совершенствовать процесс развития речи ребенка, обращая внимания на каждый компонент речи;

- рассмотреть обучение грамоте как неотъемлемую часть развития речи, сочетающуюся с другими аспектами;

- использовать системный подход к развитию языка у детей с акцентом на логопедическую и языковую терапию;

- разучить наизусть произведения предложенные учителем-логопедом или на выбор самого родителя;

При проведении обследования речевого и интеллектуального развития ребенка совместно с родителями, разрабатывается определенный порядок действий, который поможет повысить уровень развития речи ребенка.

Кроме того, для успешного сотрудничества семьи и ДОО необходимо учитывать важность участия родителей в общественной жизни детского сада.

Чаще всего, на практике можно встретить следующие формы взаимодействия:

- традиционные (родительские собрания, консультации,  информационные стенды и другие);

- нетрадиционные (семейные вернисажи, телефон доверия, конверт откровений, клуб выходного дня).

Таким образом, существует ряд проблем, от которых зависит уровень сформированности речи детей. Основной из них является трудность во взаимодействии родителей и детского сада. Вместе с тем, имеют место быть определенные принципы дошкольного образования и взаимодействия, на которых основывается сотрудничество ДОО с семьей. Большая ответственность возложена на образовательные организации, но нужно не забывать, что родители также играют большую роль в становлении речи дошкольника.

Развитие речи у ребенка включает в себя целый спектр различных форм и  направлений для улучшения его языковых способностей. Именно взаимодействие, в данном случае является движущей силой эффективного достижения результата в работе над речевым развитием.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс].  URL: https://base.garant.ru/70512244/ 
  2. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.
  3. Молодая семья и ребенок-дошкольник: практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 576 с.
  4. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 177 с.
  5. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 422 с.
  6. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 161 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"

Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога....

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Сообщение: Взаимодействие детского сада и родителей в развитии речи дошкольников.

Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО). Примеры взаимодействия с роди...

Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".

       В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...

Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."

Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...

План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029

План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного  народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029...