Эффективное взаимодействие ДОО и родителей по развитию речи дошкольников
статья по логопедии
Эффективное взаимодействие ДОО и родителей по развитию речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_vzaimodeystvie_doo_i_roditeley_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 337
Эффективное взаимодействие ДОО и родителей по развитию речи дошкольников
Лубкина Софья Андреевна
Учитель-логопед
Структурное подразделение МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области» - «Детский сад»
В современном мире всё больше преобладает проблема сформированности речи ребенка. На сегодняшний день в ходе практики в школе наблюдаются серьезные проблемы, которые относятся к развитию речи учащихся, так как у них недостаточно развит словарный запас. Это приводит к неграмотной речи и неумению описывать свои мысли и чувства. Кроме того, дети не заинтересованы в чтении книг, это известно как факт. Следовательно, возникает необходимость создать благоприятные условия для формирования и активного обогащения словарного запаса ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определяются основные принципы дошкольного образования, к числу которых отнесены:
-принцип сотрудничества организации с семьей;
-принцип обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
-принцип дифференциации в работе с родителями (учет микроклимата семьи, учет родительских запросов, степени заинтересованности родителей) и др. [1].
Овладение родным языком и развитие речи можно назвать, одними из основных компетенций, которые закладываются с дошкольного возраста. Поэтому, они служат универсальным материалом в вопросах воспитания и обучения детей. Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [1], в котором говорится, что Программа в дошкольном учреждении должна включать, в том числе и такую образовательную область как речевое развитие, которая содержит в себе владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Итак, процесс развития речи отображает развитие языковой способности на всех её уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом, стилистическом), формирование адекватной языковой картины мира личности в ходе её социализации, освоение ею культурных ценностей посредствам языка.
Развитие речи – это не только обогащение словаря и грамматического строя, не только воспитание культуры речи и формирования навыков речевой деятельности во всех её видах – это еще и совершенствование чувства языка и языковой интуиции, а в итоге – это развитие всех компонентов языковой способности [4, с.15].
При этом взаимодействие детского сада с семьёй является актуальной проблемой, потому как родители часто бывают загружены работой. Наряду с этим, многие родители не придают важного значения проблеме развития речи детей. Для решения данной проблемы необходимо продуктивно взаимодействовать, а так же своевременно проинформировать родителей по данному направлению. Возможность достижения положительных результатов напрямую зависит от непосредственного привлечения родителей к образовательному процессу ребенка, путем тесной взаимосвязи с дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие – это процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь [5, с.34].
Семья и детский сад являются первичной средой, где легко создается фундамент грамотной, литературной устной и письменной речи [6, с.148]. Важно, чтобы такие социально-воспитательные институты действовали согласованно, а, не дублируя друг друга. Целостная поддержка развития детей означает создание благоприятной среды, в которой полностью и качественно удовлетворяются физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности [3, с.31].
По мнению К.А.Лебедевой, взаимодействие ДОО и семьи должно строиться на следующих принципах:
1) доверительность отношений. Этот принцип предполагает, что родители верят профессионализму педагога;
2)личностная заинтересованность родителей. Родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно построить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической;
3) эмансипация – освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша;
4)утверждение самоценности родителей – этот принцип заключается в создании подходящей среды, в которой родители смогут всячески использовать свои положительные качества и способности в целях развития креативности детей [2, с.41].
К наиболее важному аспекту социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения относится совершенствование педагогических умений родителей, в области речевого развития дошкольников.
Благодаря педагогической поддержке родители получают возможность:
- совершенствовать процесс развития речи ребенка, обращая внимания на каждый компонент речи;
- рассмотреть обучение грамоте как неотъемлемую часть развития речи, сочетающуюся с другими аспектами;
- использовать системный подход к развитию языка у детей с акцентом на логопедическую и языковую терапию;
- разучить наизусть произведения предложенные учителем-логопедом или на выбор самого родителя;
При проведении обследования речевого и интеллектуального развития ребенка совместно с родителями, разрабатывается определенный порядок действий, который поможет повысить уровень развития речи ребенка.
Кроме того, для успешного сотрудничества семьи и ДОО необходимо учитывать важность участия родителей в общественной жизни детского сада.
Чаще всего, на практике можно встретить следующие формы взаимодействия:
- традиционные (родительские собрания, консультации, информационные стенды и другие);
- нетрадиционные (семейные вернисажи, телефон доверия, конверт откровений, клуб выходного дня).
Таким образом, существует ряд проблем, от которых зависит уровень сформированности речи детей. Основной из них является трудность во взаимодействии родителей и детского сада. Вместе с тем, имеют место быть определенные принципы дошкольного образования и взаимодействия, на которых основывается сотрудничество ДОО с семьей. Большая ответственность возложена на образовательные организации, но нужно не забывать, что родители также играют большую роль в становлении речи дошкольника.
Развитие речи у ребенка включает в себя целый спектр различных форм и направлений для улучшения его языковых способностей. Именно взаимодействие, в данном случае является движущей силой эффективного достижения результата в работе над речевым развитием.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. ‐ URL: https://base.garant.ru/70512244/
- Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учебное пособие для вузов / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.
- Молодая семья и ребенок-дошкольник: практическое пособие / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 576 с.
- Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 177 с.
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.]; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 422 с.
- Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 161 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"
Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога....
План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...
Сообщение: Взаимодействие детского сада и родителей в развитии речи дошкольников.
Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Дошкольного образования (ФГОС ДО). Примеры взаимодействия с роди...
Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".
В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дош...
Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."
Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок ...
План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029
План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029...