Выступление на Педагогическом совете: "Логопедические проекты, как эффективное средство взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста".
проект по логопедии
В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС ДО предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим важно особое внимание уделять развитию речи дошкольников, которое составляет один из основных элементов формирования личности и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_logopedicheskie_proekty.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Выступление на Педагогическом совете:
Тема: «Повышение качества развития речевых навыков дошкольников через повышение профессиональной компетентности педагогов и выстраивание единой модели взаимодействия педагогов».
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Логопедические проекты, как эффективное средство
взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей
дошкольного возраста».
Выполнила:
учитель - логопед
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Зверкова Евгения Юрьевна
г. Новый Уренгой, 2019 г.
В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленная на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС ДО предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим важно особое внимание уделять развитию речи дошкольников, которое составляет один из основных элементов формирования личности и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей.
Началом работы над опытом стал анализ уровня речевого развития детей в ДОУ. Было выявлено, что с каждым годом продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. И, работая в условиях комбинированных групп , используя традиционную систему коррекционной работы, мы пришли к выводу, что учитель–логопед не в состоянии решить речевые проблемы всех нуждающихся, из-за большого количества детей с нарушениями речи.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с дефектами речи выявлено в возрасте 4-5 лет (91%) и 5-6 лет (85%). При этом помощь учитель – логопед в первую очередь оказывает детям старших - подготовительных групп.
Необходимо было привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития своих детей и активизировать их работу в этом направлении.
Благодаря отечественным и зарубежным исследованиям в области речевой патологии, изменился взгляд на проблемы преодоления многих нарушений речи, и поэтому процесс их коррекции также требует изменений – модернизации. В России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Одной из таких технологий является метод проектов. В котором отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952г). В России педагогические идеи впервые реализовал на практике С.Т. Шацкий. Метод проектов активно использовал А. С. Макаренко до 30-х годов. В 1931году он был запрещён. В педагогическую практику нашей страны метод проектов пришел вновь из-за рубежа только в 80-е годы. Сегодня он используется вновь, но уже в обновлённом виде. Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина и др.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей. Надо применять инновационные формы взаимодействия с родителями. Это позволит расширить и углубить возможность коррекционной и профилактической работы, повысит её эффективность. Поиск путей решения выше обозначенных проблем привёл к применению в логопедической работе проектного метода. Нам оказались близки характерные для проектной деятельности: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются различные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.
В настоящее время проектный метод в нашей стране используется на всех ступенях образования. Особенно активно внедрение технологии проектирования наблюдается в системе дошкольного образования и в логопедической практике в частности.
Количество детей, имеющих речевые нарушения постоянно увеличивается. Все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Для современного дошкольника характерна потеря живости, привлекательности самого процесса познания, оно идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр.
ФГОС ДО ориентирует педагогов на необходимость участия родителей в создании условий для своевременного полноценного развития речи ребёнка дошкольного возраста. Важно помочь родителям понять, что развитие речи детей не может идти стихийно. Они должны вести параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами речевого развития. Когда Гиппократ приходил к больному, он говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся, ты и я, то вместе мы победим болезнь».
Логопед также делает ставку на сотрудничество: «Мы вместе–педагог, ребёнок и его родители – разрешим все проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Только в таком случае возникает эмоционально положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Осознанное включение родителей в совместный образовательный проект позволит значительно повысить уровень речевого развития детей, улучшить качество речи, четкость звуков, расширит словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию русского языка, а созданное единое речевое пространство будет формировать педагогическую культуру и повысит компетентность родителей. Всё это будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми.
И вот одной из таких педагогических технологий, которая позволяет развивать речевые навыки детей, объединяет педагогов и родителей является метод проектной деятельности.
Ведущая педагогическая идея работы в данном направлении заключается в создании системы взаимодействия с родителями, в применении новых форм сотрудничества, осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи детей, способствующих обеспечению положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста.
К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки речевого развития. Обеспокоенные отклонениями в речевом развитии своего ребенка, они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений у детей.
В связи с этим возникла необходимость создания проекта Родительской Академии «Симфония речи».
Цель:
Повышение качества развития речевых навыков дошкольников путем создания условий для взаимодействия ДОУ и семьи через организацию единого коррекционно - образовательного пространства.
Задачи:
- помочь родителям объективно оценить уровень развития речи ребёнка;
- помочь осознать конкретную речевую проблему ребёнка и пути её решения;
- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей;
- вовлечь родителей в пропедевтическую работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Деятельность Академии осуществляется в соответствии с перспективным планом работы, а также с реальными запросами и потребностями родителей.
Заседания Родительской Академии проводятся 1 раз в месяц.
Срок реализации проекта: 2019 – 2020 учебный год.
Участники родительского Клуба:
- родители;
- учитель-логопед;
- педагог – психолог;
- инструктор ФИЗО;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели групп.
В проекте представлены наиболее значимые в коррекционном процессе направления работы: Это работа над артикуляционной моторикой и дыханием, играми и упражнениями на развитие фонематического слуха; звукового анализа слова; развитие мышления, внимания, памяти, связной речи и коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи у детей дошкольного возраста, а также повышение заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми, укрепление взаимосвязи между семьей и детским садом.
- Распространение опыта работы в ДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Оценка проекта
Использование материалов проекта «Симфония речи» позволит расширить творческие возможности родителей и педагогов, найти нестандартный подход к решению задач по развитию образовательной среды и окажет положительное влияние на различные стороны психического и речевого развития детей дошкольного возраста.
Работа над проектом приобрела аналитический характер, а её результаты получили диагностическую направленность.
- Оценка эффективности данного проекта будет проводиться на родительских собраниях и итоговых педсоветах.
- Уровень сформированности компетентности родителей будет отслеживаться через анкетирование и определяться степенью заинтересованности.
- Уровень сформированности развития речи у детей будет отслеживаться через индивидуальные и фронтальные беседы, рабочие тетради, тесты.
Индикатором оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- У 87% детей повысится уровень творческого воображения, памяти, мышления.
- У 60% детей сформируется фонематическое восприятие и звуковой анализ слов.
- У 75% детей обогатиться словарный запас и звуковая культура речи. Будут развиваться коммуникативные способности, закрепятся знания о буквах в жизненных ситуациях.
- У 100% родителей будут сформированы представления и знания о темпах речевого и интеллектуального развития детей;
- 93% родителей активизируют свой педагогический потенциал;
- Участие родителей в проводимых мероприятиях по развитию речи у детей дошкольного возраста – 80%;
- Положительное отношение к реализации данного проекта со стороны всех участников образовательного процесса – 100%.
Считаю, что реализация данного проекта не только повысит компетентность родителей, но и профессионализм педагогов, участвующих в коррекционном процессе, а также внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
работа с родителями....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТЕНДЫ,КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА".
Я ПРЕДСТАВЛЯЮ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДОВ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ ГРУППЫ....
«Формы взаимодействия педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста». Консультация
Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Как пок...
Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
формы работы взаимодействия педагогов и родителей по речевому развитию детей...
Взаимодействие педагогов и родителей в развитии речи детей дошкольного возраста.
формы взаимодействия с родителями для полноценного развития речи детей дошкольного возраста...
Взаимодействие с педагогами «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей "Опыт взаимодействия с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста в педагогической практике"
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ма...