План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029
материал по развитию речи

План самообразования на 5 лет «Эффективность использования устного  народного творчества для развития речи дошкольников» 2024 - 2029

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 комбинированного вида" Авиастроительного района г. Казани

Тема по самообразованию

на 2024-2028год:

«Эффективность использования устного

народного творчества для развития речи дошкольников»

Воспитатель: Хасанзянова С.Г.

План самообразования воспитателя детского сада по развитию речи на тему: «Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников».

Цель: повысить профессиональный уровень, расширить свои знания по теме, усилить совместную работу педагога и родителей по развитию речи детей.

Задачи:

  • Активизировать работу по речевому развитию воспитанников.
  • Изучить современные подходы к использованию устного народного творчества для развития речи дошкольников.
  • Внедрить эффективные методы и приемы в собственную систему работы по развитию речи, распространить положительный опыт.
  • Ознакомить детей с произведениями русского фольклора.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности детей на основе устного народного творчества.
  • Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

Ожидаемый результат

  • Усовершенствование системы работы по развитию речи воспитанников, повышение ее результативности.
  • Развитие у детей богатства, интонационной выразительности, грамматической и орфоэпической правильности речи.

Актуальность темы

Важнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша яркие образы, связаны с простыми житейскими ситуациями. Такие произведения понятны детям, отлично запоминаются. Поэтому дошкольники легко и с удовольствием знакомятся с ними, хорошо реагируют на любые задания с использованием детских жанров народного фольклора.

Богатство и специфика устного народного творчества обуславливают большие возможности, которое дает его использование на занятиях с детьми. Существует множество методов и приемов применения произведений фольклора для развития речи дошкольников. Однако нет структурированного и полного описания методики их системного использования. Поэтому считаем необходимым изучение данного вопроса для выявления наиболее эффективных способов педагогического воздействия на развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм.

План по самообразования на 2024– 2025 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Сроки реализации

1

Изучение методической литературы.

сентябрь,

на протяжении года

2

Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.

сентябрь,

на протяжении года

3

Диагностика родителей «Народный фольклор в жизни вашего малыша».

сентябрь, май

Работа с детьми

1

Разучивание фольклорных произведений об осени.

октябрь

2

Рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества.

ноябрь

3

Разгадывание загадок, самостоятельное их сочинение.

декабрь

4

Рассказ «Зимние народные праздники». Разучивание обрядовых песенок.

январь

5

Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек.

февраль

6

Инсценизация «Моя любимая сказка».

март

7

Разучивание игр – хороводов «Солнышко – колоколнышко», «Золотые ворота».

апрель

8

Просмотр мультфильмов на основе произведений русского фольклора.

май

Работа с родителями

1

Консультация «Малые фольклорные произведения».

октябрь

2

Привлечение родителей к пополнению библиотеки книгами с русскими народными сказками.

ноябрь

3

Консультация «Использование загадок для формирования выразительности речи».

декабрь

4

Папка-передвижка «Зимний календарь».

январь

5

Родительское собрание «Приобщение детей к истокам русской культуры».

февраль

6

Организация семейной выставки рисунков «Расскажи мне сказку».

март

7

Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры».

апрель

8

Творческий конкурс «Колыбельная для моего ребенка».

май

Самореализация

1

Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

октябрь

2

Создание картотеки игр на основе детского фольклора.

ноябрь

3

Открытое занятие «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра».

декабрь

4

Доклад на семинаре «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».

февраль

5

Мастер-класс «Воспитание ответственности, трудолюбия через сказки».

март

6

Отчет о реализации темы самообразования на педсовете.

май

Конец формы

План по самообразования на 2025– 2026 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Сроки реализации

1

Изучение методической литературы.

сентябрь,

на протяжении года

2

Ознакомление с опытом работы коллег по теме. Изучение статей в Интернете.

сентябрь,

на протяжении года

3

Диагностика родителей «Народный фольклор в жизни вашего малыша».

сентябрь, май

Работа с детьми

1

Разучивание и проговаривание потешек.

октябрь

2

Применять потешки в режимных моментах.

ноябрь

3

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

декабрь

4

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

январь

5

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

февраль

6

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

март

7

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

апрель

8

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации

май

Работа с родителями

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

1

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

октябрь

2

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

ноябрь

3

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»

декабрь

4

Консультация: «ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

январь

5

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

февраль

6

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам

март

7

Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

апрель

8

май

Самореализация

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на итоговом родительском собрании

1

Консультация для воспитателей «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»

октябрь

2

Создание картотеки игр на основе детского фольклора.

ноябрь

3

Открытое занятие «Рассказывание русской народной сказки «Жихарка» с использованием настольного театра».

декабрь

4

Доклад на семинаре «Разучивание детских песенок и потешек как средство развития речи детей».

февраль

5

Мастер-класс «Воспитание ответственности, трудолюбия через сказки».

март

6

Отчет о реализации темы самообразования на педсовете.

май

План по самообразованию

на 2026– 2027 учебный год

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Р. Н. сказка

« Заяц-хвастун»

Эстонская н. сказка

«Каждый своё получил»

Р.н. песенка «Наш козёл»

Пословицы о труде

Октябрь

Мордовская сказка

«Как собака друга искала»

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Литовская н. песенка

«Гречку мыли»

Р.н. поговорки

Ноябрь

Р.н. сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Сербская сказка

«Почему у месяца нет платья»

Р.Н.скороговорки,

Прибаутки.

Декабрь

Р. н. сказка

«Мороз, солнце и ветер»

Просмотр мультфильма

Р. Н. сказки «Снегурочка»

Р.Н. потешка «Дед хотел уху сварить»

Загадывание загадок о зиме.

Январь

Р.Н. сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Р. Н. сказка

«Два Мороза»

Рождественская колядка «Пришла Каляда накануне Рождества»

Февраль

Украинская сказка

«Рукавичка»

Р. Н. сказка

«Зимовье зверей»

Голландская песенка

«Счастливого пути»

Март

Ненецкая сказка

« Кукушка »

Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух»

Р. н. закличка

«Иди весна,

Иди красна!»

Апрель

Сказка братьев Гримм

«Заяц и Ёж»

Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Волк

и семеро козлят»

Р.Н. дразнилки

«Андрей – воробей»

Май

Венгерскаясказка

«Два жадных медвежонка»

Р.Н. сказка

«Лиса и кувшин»

Р.Н. игры

«Чепуха»

«Молчанка»

«Холодно-горячо»

План по самообразованию

на 2027– 2028 учебный год

Рассказывание детям

Чтение

Заучивание наизусть

Сентябрь

Р. Н. сказка « Царевна-лягушка»

Дагестанская сказка

«Храбрый мальчик»

Р. Н. скороговорки

Октябрь

Р.н. сказка «Сивка-бурка»

Латышская сказка

«Морская невеста»

Р.Н. потешки и небылицы

Ноябрь

Японская сказка

«Ивовый росток»

Р.н. сказка

«Семь Симеонов - семь работников»

Шотландская песенка

«Селянин»

Декабрь

Р.н. сказка

«По щучьему велению»

С Маршак

«Двенадцать месяцев»

Р.Н.игра

«Гори, гори ясно»

Январь

Р.Н. сказка

«Мороз Иванович»

Р. Н. сказка

«Два Мороза»

Рождественские колядки

Февраль

Р.н. сказка

«Лиса и рак»

Туркменская сказка

«Голубая птица»

Р.Н. небылицы и дразнилки

Март

Р.н. сказка

«Про Иванушку дурачка»

С Аксаков

«Аленький цветочек»

Р. н. закличка

«Солнышко-колколныщко»

Апрель

Р.Н. сказка

«Чудесные лапоточки»

Прослушивание музыкальной аудио записи «Волк и семеро

козлят»

Украинская народная песенка

«Веснянка»

Май

Украинская сказка

«Жихарка»

Р.Н. сказка

«Золотой гвоздь»

Разучивание считалок

План по самообразованию

на 2028– 2029 учебный год

Раздел плана

сроки

форма

Практический выход

#1056;абота с детьми

В течении года

мониторинг

Проведение итогового мониторинга

сентябрь

«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Изучение методической литературы. Подбор материала.

октябрь

Применять потешки в режимных моментах

Создание картотеки потешек для работы с детьми

ноябрь

Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек

Изучение темы « настольно –печатные игры по русским народным сказкам»

январь

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

февраль

«Из какой сказки герой», «Угадай сказку»

Изготовление картотеки русских народных сказок

март

Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Изучение темы: «Театрализованные игры как средства развития речи детей»

апрель

Роль фольклора в развитии детей

Заучивание и проговаривание потешек

май

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры – драматизации)

Самоанализ плана по самообразованию

#1059;шакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.

#1058;ихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.

#1040;рушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

#1051;. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

#1055;икулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г

;Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.

;Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,

#1043;ербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.

#1047;уб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.

#1047;агоруля Г. Аг. Мазурик Ar M. «Путешествие в мир

фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.

#1050;руглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.

#1050;нязева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам

русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.

#1051;укин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.

#1054;рлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.

№4, 1984г.

#1055;авлова Л «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,

#1058;анкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.

17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №

8, 1999г.

18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.

#1043;аланов А.С. Считалки –М., 2004г.

20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Перспективный план самообразования на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2 группа раннего возраста).

Перспективный план самообразования Фроловой  Л.И. на 2018/2019 учебный год на тему: “Развитие речи посредством русского народного творчества” (2группа раннего возраста). МесяцРаб...

План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...

План самообразования по теме «Влияние устного народного творчество на развитие речи детей» на 2021-2026 уч. г.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...