Мастер класс для педагогов "Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников."
учебно-методический материал по развитию речи
Мастер класс предназначен для ознакомления педагогов с некоторыми формами устного народного творчества, например моделирование сказок, загадки - близнецы, соединение высказывания из сказок и картинок и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov_fevral_2024.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 101»
Мастер- класс для педагогов Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников.
Подготовила:
воспитатель
Мерзликина Н.В.
Г. Оренбург 2024 г.
Мастер- класс для педагогов «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников.»
Подготовила воспитатель Мерзликина Н.В.
Цель: показать эффективные приемы и методы работы
с произведениями устного народного творчества, познакомить с многообразием фольклора в развитии речи детей.
Задачи:
1.Расширить представление коллег и родителей о вариантах использования фольклорных форм с детьми дошкольного возраста;
2.Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на систематическое использование в практике фольклорных форм; способствовать сплочению коллектива педагогов.
Я рада приветствовать вас на мастер - классе «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи дошкольников»
Фольклор - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют прислушиваться к речи. Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное звукопроизношение.
Занимаясь и изучая эту тему не первый год я пришла к такому выводу, что с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи речевого развития, для этого педагогу необходимо ежедневно использовать в работе различные жанры фольклорного творчества русского народа.
И чтобы включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер - класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним со студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер - класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать,
Практическую часть нам пора начать.
Какие фольклорные жанры вы знаете?
Скороговорки
Загадки
Пословицы и поговорки
Потешки
Считалки
Дразнилки
Народные сказки
Народные игры
Сегодня мы остановимся на некоторых жанрах.
Поговорки и пословицы
Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.
1). Семеро одного не ждут.
2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.
3). У семи нянек дитя без глазу.
4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.
1.Задание – вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах:
Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)
Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)
Шило. (Шила в мешке не утаишь.)
Яблоко. (Одно гнилое яблоко может сотни других испортить. Яблоко от яблони не далеко падает.)
Камень. (Под лежачий камень вода не течет.)
Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)
2. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках»
Задание: Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл.
1. Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум).
2. На обиженных соду возят. (Не соду, а воду).
3. Работа не полк – в лес не убежит. (Не полк, а волк).
4. Машу маслом не испортишь. (Не Машу, а кашу).
5. Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг).
6. Голод не щётка. (Не щётка, а тётка).
7. Два сапога – тара. (Не тара, а пара).
8. Мы и сами с ушами. (Не с ушами, а с усами).
9. В тихом омуте черви водятся. (Не черви, а черти).
10. Пруд кормит и одевает. (Не пруд, а труд).
11. Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов).
12. Дело не кошмар – от него не отмахнёшься. (Не кошмар, а комар).
Загадки.
В своей работе мы очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.
Например,
1.Задание «Загадки – близнецы»
Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или красного цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого красные, тот даёт ответ.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Сказки.
Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
1.Задание «Соедини несоединимое»
Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, весна. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Кащей Бессмертный, лягушка, стрела. («Царевна Лягушка»).
-Скалочка, лиса, собака. («Лисичка со скалочкой»).
2.Задание Речевая игра «Радио»
Педагог задает вопрос по сюжету сказки или описывает характерные признаки героя, ребенок отгадывает этого героя или название сказки.
• Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
• Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
• Где находится смерть Кощея? (Игла).
• Какая героиня сказки снесла дорогое яичко? (Курочка Ряба).
• Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
• В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козлёночка).
• Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
«Модели сказок»
— А сейчас попробуем создать модели к русским народным сказкам. Поиграем в волшебников. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на Вашей модели. Моделирование начитается с замещения одних объектов другими (реальных – условными).
(Участники делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа создаёт свою модель сказки. После окончания работы команды обмениваются ими и отгадывают название сказки).
Например: сказка «Заюшкина избушка»
Избушка зайца лубяная – коричневый квадрат
Избушка лисы ледяная – голубой квадрат
Лиса – оранжевый треугольник
Заяц – белый круг
Собака – серый круг
Медведь – коричневый круг
Петух – красный круг
Сказка «Колобок»
Дед – коричневый прямоугольник
Бабка – зеленый треугольник —
Колобок – желтый круг
Заяц – белый круг
Волк – серый круг
Медведь – коричневый круг
Лиса – оранжевый треугольник
Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, поговорок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»
Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников....
Мастер – класс «Веревочные игры, как элемент здоровьесберегающих технологий в развитии речи дошкольника».
Представлены разнообразные игры для развития мелкой моторики рук с нетрадиционным материалом, а именно с веревочкой и веревочным кольцом. Это удивительный материал, с которым можно придумать множество...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Материал на основе которого была проведена стажерская площадка для педагогов ДОУ...
Мастер-класс на тему:«Применение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольников»
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию речи дошкольников в игровой деятельности. Задачи:- познакомить с интеллектуальным тренажером «Игровизор»- продемонстри...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников ».
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Эффективные способы использования фольклорных произведений для развития речи младших дошкольников »....
Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...