Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"
методическая разработка ( группа) на тему
Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Разыграем спектакль – сказку о коммуникативных возможностях Педагога.
Сказка «Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников»
Цель: Рассмотреть проблему совершенствования коммуникативных возможностей педагога, способствующих развитию речи детей дошкольного возраста. Побуждать педагогов к организации продуктивного общения с детьми, обеспечивающего речевую активность дошкольников. Выбрать модель взаимодействия взрослого с ребенком.
Рассказчик.
Расскажу я вам сказку чудную –
Очень полезную, да и премудрую,
Все в ней правда.
Есть намек –
Красным девицам урок.
Жил был Педагог в особой стране – Дошкольное образование. Прослужил в детском саду много лет верою и правдою. Любил детей малых, разумел коллег своих, был по сердцу родителям, активно сотрудничал с ними. До поры до времени у него все ладно получалось, но стал подмечать Педагог утрату интереса к нему народа доброго. Не внимали ему люди хорошие да детушки малые, не обращали внимания на то, что он вещает, не отвечали на вопросы его, к ним обращенные, не спрашивали его о делах праведных. Тут напала на него такая грусть, что на свет бы не смотрел, а чем дальше – тем сильнее. Стал Педагог думу думать: «Как переменить отношение к себе? Как приумножить свои силушки –увеличить коммуникативные возможности?».
Педагог:
Горя бояться – счастья не видать.
Рассказчик:
Сказал наш герой и отправился в путь-дорогу. Долго ли, коротко ли шел Педагог, оказался он в месте чудном, где и стар и млад умели устанавливать и развивать контакты между собой в совместной деятельности, обмениваться информацией, вырабатывать стратегию взаимодействия, воспринимать и понимать другого человека. А место это именовалось – Общение. Глядь – стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел и смотрел, слушал и слушал. Свободная, творческая, неповторимая красна девица Речь. И стала выспрашивать она у него:
Речь:
Что за кручина у тебя такая, отчего же ты не весел, буйну голову повесил, призадумался, закручинился?
Педагог:
Как мне не кручиниться! Ищу я диво дивное, чудо чудное, да не знаю, где найти.
Рассказчик:
Педагог поведал ей о проблемах своих.
Речь:
Пойдем со мной. Сослужу тебе службу верную. Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал. Помогу тебе справиться с этим лихом, укажу, как можно обогатить свои коммуникативные возможности. Вот только для этого надобно измениться, «переодеться» в новую модель взаимодействия. Однако в стране сей чудной имеется несколько моделей взаимодействия. Надобно тебе самому выбор сделать.
Педагог:
Коли здесь не добьюсь толку, больше идти некуда!
Рассказчик:
Краса ненаглядная подхватила нашего героя под белы рученьки и подвела к Мастерам важным, имеющим секрет потаенный – умение «кроить» модели взаимодействия, создавать для всякого педагога стиль общения неповторимый (справка 1).
Речь:
Поведайте гостю нашему, что вы за люди такие, покажите свое умение.
Рассказчик:
Первый Мастер, не долго мешкая, стал нахваливать Педагогу свою либерально-попустительскую модель педагогического взаимодействия, т.е. «невмешательства» в жизнь ребенка.
Первый Мастер:
Я придерживаюсь следующих особенностей создания модели. В ее основе самостоятельность ребенка. С проблемами ребенок должен справляться сам. Я наказываю следовать словам: «Ничего, сам (сама) справится». Позиция взрослого в общении с детьми такова: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое». Способы общения: холодное наблюдение. Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Вашей личностной позицией будет: «не брать на себя лишней ответственности, не брать на себя то, за что могут спросить». В качестве субъекта фактически выступает ребенок, а педагогу отводится пассивная роль. Задача взрослого – приспосабливаться к желаниям ребенка, т.е. создание условий и предпосылок для его спонтанного развития. Активизация речевых высказываний минимальна.
Рассказчик:
Второй Мастер говорит:
Второй Мастер:
Твое мастерство невелико. То ли дело моя работа! Поведаю тебе об учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия. Цель общения, которую я устанавливаю – вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками. Мой наказ: «Делай как я!». Я предлагаю такие способы общения, как: указание, распоряжение, наставление, разъяснение, запрет, требование, нотации. Моя тактика общения: диктат или опека. Взаимоотношения, построенные на таких связях, - тоталитарны. Общение носит формальный характер. Большинство высказываний педагога не вызывают ответной реакции детей. Нет ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Я работаю в технике субъект-объектных связей». Ребенок выступает в качестве объекта (обязан, должен)
Рассказчик:
Третий Мастер молвил:
Третий Мастер:
Дело это нехитрое и мне ведомо, как тебе помочь. Пригодится личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия.
Цель общения: обеспечить психическую защищенность ребенка, его доверие к миру, радость бытия; формировать начала личности; развивать индивидуальность ребенка.
Условия общения: принятие и понимание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); учет точки зрения ребенка, его чувств и эмоций.
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Личностная позиция Педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: полноценный партнер в условиях сотрудничества.
«Нити» особые, прочные: субъект – субъектные связи.
Рассказчик:
Стал думать Педагог, какую модель ему выбрать. Принялся примерять модели взаимодействия. Примерил третью модель и сам диву дался. Глядит, любуется, не налюбуется.
Педагог:
В результате использования этой модели:
- свобода мышления, воображения;
- отсутствие страха, эмоциональная защищенность;
- возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
- взаимодействие собеседников как равноправных партнеров;
- осуществление общения в интересах развития речи детей.
Ну и мастер! Ну и чудо сделал! Век такого не видывал!
Рассказчик:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Третий Мастер:
Ну, как доволен ты моим искусством?
Педагог:
Слов не нахожу, так доволен! Да как же ты умудрился это придумать?
Третий Мастер:
Хорошо, познакомлю тебя с принципами установления субъект-субъектных связей.
Принцип диалогизации педагогического взаимодействия – взрослый и ребенок должны быть равноправными партнерами.
Принцип проблематизации – взрослый не воспитывает, не передает, но актуализирует тенденцию ребенка к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность ребенка, создает условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.
Принцип персонализации – ролевое взаимодействие, т.е. взаимодействие не личности, а «роли». В связи с этим отказ от включения во взаимодействие тех элементов личностного опыта и тех ролевых масок, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
Принцип индивидуализации – выявление и развитие общих и специальных способностей ребенка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям детей содержания, форм и методов воспитания.
Посоветую тебе украсить новый наряд. Выбери из слов, обращенных к детям, те, которые соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Слова: пожалуйста, как ты думаешь, сделай так-то, почему ты так считаешь, как бы ты это сделал, ты сделал неправильно. Отлично, молодец, я за тебя рада, я знаю – у тебя все получится, когда ты научишься делать правильно, неумеха и т. д.
Рассказчик:
Слово за слово, понял Педагог, что от обращения его к детям зависит развитие их речи.
Вывод: Необходимо использовать общение в интересах развития речи детей. Обеспечивать субъект-субъектные связи, при которых собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Данная задача является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.
Рассказчик:
Примерил педагог модель новую и почувствовал, что выходит у него прогнозировать и предельно способствовать развитию ребенка, формировать речевые умения его и навыки. Даже двигаться Педагогу стало легче, столь удобной оказалась модель эта. Он приметил, что стал иначе говорить, по-иному поступать. Пошла весть по белу свету, что может он совладать с любым вопросом мудреным.
Задание. Педагог отвечает на вопросы.
- Как вы думаете, если ребенок с чем-то не справляется, как должен поступать педагог? Что говорить? (Поддерживать желание ребенка добиваться результата. Понимать, что отрицательная оценка личности ранит самолюбие ребенка. Оценивать конкретные поступки ребенка: «Ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!» Подбадривать ребенка, внушать ему уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Попробуй еще раз»).
- Почему педагогу желательно использовать авансирование? Какими словами оно должно быть выражено? (Любое дело желательно начинать с чувства успеха – это чувство должно быть не только в конце, но ив начале действия. Создается ситуация, вызывающая у детей ощущение радости поиска: «Я чувствую, что у тебя все получится».)
- Почему педагогу необходимо отказаться от упреков в адрес ребенка? (Частые упреки в адрес ребенка подавляют его инициативу, вызывают неуверенность в себе, гасят любознательность.)
- Почему педагог должен отказаться от привычки сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей?
- Почему необходимо думать о том, за что похвалить ребенка?
- Почему надо чаще давать ребенку право самому выбирать, что и как он будет делать?
- Отчего надо постоянно пытаться встать на точку зрения ребенка?
- Какие условия организации педагогического процесса желательно создавать? Как это влияет на развитие речи детей?
Рассказчик:
Стал выспрашивать Педагог у Мастера:
Педагог:
Не утаил ли ты какие секреты потаенные?
Третий Мастер:
Открою тебе три секрета.
- Не торопись сказать «нет».
- Избегай повелительного наклонения.
- Если хочешь нравиться людям добрым – улыбайся!
Рассказчик:
На прощанье Речь и Мастер предложили Педагогу найти один из основных законов в главном документе ФГОС ДО, который определяет стиль взаимодействия педагогов с детьми.
Педагог:
Основные принципы дошкольного образования: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом образовательных отношений.
Задание. Работа со словарем – найти значение слов «содействие», «»сотрудничество»
(мотивация – похвала – эмпатия – поддержка;
право выбора – оценка поступков – авансирование;
проблемное построение деятельности – психологический комфорт;
обеспечение активности – подбадривание – отказ от упреков).
Расказчик:
Вот какие дела временами случаются!
Наша сказка о ФГОС продолжается.
Сегодня на нашем пути мы великого Мастера повстречали,
Принципы содействия и сотрудничества с ним познавали.
Желаем вам неизменно к истине идти!
Творческие идеи пусть сопровождают вас в пути!
Введение ФГОС ДО обусловило возрастающие требования общества к качеству образования и профессионализму педагогов. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный мобилизовать свой личностный потенциал.
Эффективным средством повышения квалификации педагогов в решении актуальных проблем является методический театр.
Приглашаем на семинар-практикум в форме методического театра. Семинар рассчитан приблизительно на 1 час и чтобы сэкономить время результаты обсуждения, выводы, определения выведены на экран.
Сказка называется «Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...
Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"
Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...
СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.
Максимальная озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации её элементов. Основной целью создания музыкально-звуковой и ...
Модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком....
Собственная методическая разработка "Создание музыкально-звуковой и предметной развивающей среды как основы личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка"
Статья для работников доу и музыкальных руководителей....
«Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития и обучения в период дошкольного детства. В статье освещаются основные аспекты и позитивная роль ком...