Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Активизация словарного запаса по теме «Зима. Дикие животные нашего леса» .
  2. Учить детей подбирать однокоренные слова к слову «снег»
  3. Закрепить в активной речи правильное употребление предлогов.
  4. Закрепить употребление в речи имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и суффиксами преувеличения.
  5. Продолжать учить детей употреблять существительные в косвенных падежах.
  6. Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
  7. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  8. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  9. Совершенствовать навык звукового анализа слов.
  10. Учить отвечать на вопросы полным ответом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_skazkam_.docx372.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 67

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия

Подгрупповая работа с детьми старшей группы,

С логопедическим заключением  ТНР ОНР III ур. реч. разв.

1294715535_62151445_61.png

Составитель учитель – логопед

Упалева Анастасия Геннадьевна

Санкт – Петербург  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Активизация словарного запаса по теме «Зима. Дикие животные нашего леса» .
  2. Учить детей подбирать однокоренные слова к слову «снег»
  3. Закрепить в активной речи правильное употребление предлогов.
  4. Закрепить употребление в речи имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и суффиксами преувеличения.
  5. Продолжать учить детей употреблять существительные в косвенных падежах.
  6. Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
  7. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  8. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
  9. Совершенствовать навык звукового анализа слов.
  10. Учить отвечать на вопросы полным ответом.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического дыхания, речевого дыхания, плавности речи и мягкости голоса.
  2.  Совершенствовать навыков правильного звукопроизношения;
  3. Самоконтроля за правильным произношением.
  4. Учить сочетать речь с движениями.
  5. Развивать зрительное внимание.
  6. Развивать логическое мышление и доказательную речь.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
  2. Воспитание навыков общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности.
  3. Воспитывать желание, стремление произносить звуки правильно.
  4. Воспитывать усидчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ

  •  Ковролин
  • Магнитная доска
  • Иллюстрации из сказок «Три медведя», «Колобок», «Рукавичка», «Снегурочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой».
  • Мяч
  • Дыхательные тренажеры  «Рукавичка» по количеству детей.
  • Рукавичка с фигурками животных из сказки «Рукавичка»
  • Небольшой стол
  • Домашняя утварь
  • 4 Мешочка с надписями 1, 2, 3, 4…
  • Пособие «Снегопад»
  • Игра «Семейка слов «СНЕГ»
  • Картинки – яблочки со звуками К, Кь, Х, Хь.
  • Корзинки
  • Яблоня на ковролин
  • Клубок
  • Стулья
  • Ноутбук

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЧТЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Логопед

Дети

- В мире много сказок –

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостью «Заходи»

 Повесить картинку «замок».

- А чтобы в сказку попасть, нужно открыть волшебный замок. Я думаю, что ребята мне помогут. Для этого нужно выполнить всем ребятам пальчиковую гимнастику.

Проводится пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули

Покрутили

Постучали

И открыли

- Это кто же дверь закрыл?

- Ребята, отгадайте первую загадку,  и вы узнаете, в какую сказку мы попали.

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- Верно, Сказка три медведя.

- В Доме на опушке жили - Три медведя

Медведица, Медведь и медвежонок

У Медведицы был голос, у медведя – голосище, а у медвежонка – голосок.

- Поиграй с медведями, закончи мои предложения

Проводится игра «Назови ласково, назови, если очень большой»

Логопед начинает предложение и бросает ребенку мяч.

- У медведицы лапа, а у медвежонка …

- У медведицы лапа, а у медвежонка …

- Зубы

- Хвост

- Глаз

- Нос

- Отлично! Молодцы!

Молодцы, правильно ответили.

Ребята, нам пора в путь дорогу, а дорога наша лежит в сказку:

Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил.

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог.

Это сказка …

- Правильно, колобок.

Логопед  предлагает детям подойти  к магнитной доске,  около которой стоит контейнер с деталями от лисы, колобок и пенёк.

Лиса  - действительно очень хитрый и осторожный зверь. Она охотится на мышей, птичек, других мелких животных. Давайте попробуем составить фигурку лисы из частей. Вы будете прикреплять деталь изображения на магнитную доску, и называть её.

Достаёт детали, из которых дети будут составлять изображения лисы.

 

- Это голова

Это туловище

Это хвост

Это лапы

Логопед достает изображения колобка  и пенька.

- Молодцы! Вот какая красивая лиса у нас получилась. А теперь давайте поиграем  в игру «Лиса и колобок».

- Наш колобок очень хитрый. Он любит прятаться, играть с   лисой в прятки.

Логопед помещает колобка в разные места относительно лисы и пенька и спрашивает детей:

 «Где Колобок?», дети отвечают.

- Молодцы! Отправляемся дальше,   наш путь лежит в новую сказку…

 

- Ребята, отгадайте новую  загадку, и вы  узнаете, в какую сказку мы попадём.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадёт.

- В какой ребята сказке лисичка все меняла и воровала в деревне?

- Молодцы, правильно!

Это сказка Лисичка со скалочкой.

На столе лежат муляжи домашней утвари /Домашних вещей, (кувшин, носки, скалка, шапка, ложки, чугунок, нож, корыто, курочка, уточка, лавка, собака).

Лисичка пришла в дом и увидела разные предметы. Помоги лисичке разложить предметы по мешкам. В мешок с цифрой один нужно поместить предметы, названия которых состоят из одной части, слога, с цифрой два – если в слове два слога, три – три слога и т.д.

- Молодцы, лисичке помогли, а нам пора дальше.

- Ой, смотрите, Лисичка бежала и рукавичку  нашла.

 

- Ой, ребята, а у меня в рукавичке кто – то сидит. Только голова торчит.

Проводится игра  «Чья голова»

- Логопед показывает из – за рукавички голову животного из сказки «Рукавичка», дети отвечают, чья это голова.

 

- Заяц, чья голова?

- Молодцы, Верно ответили. А теперь догадайся, в какой сказке оказался?

Логопед расставляет на столе фигурки диких животных.

- Посмотрите на эти фигурки

(картинки).  Вы всех верно узнали и назвали?

- Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают еду. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.

Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.

Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажите.

- Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.

- Это лиса. Она рыжая, красивая. У нее пушистый хвост.

- Отличные рассказы!

Физминутка

Побывали мы в лесу –

Повстречали  там лису.

Под колючей елкою

Притаились волки.

Зарычал волчище –

Показал зубищи.

А в берлоге спал медведь.

Как проснулся, стал реветь.

- Наше путешествие продолжается…

- Белая звездочка с неба упала,

   Мне на ладошку легла – и пропала.

  - Что это ребята?

- Верно.

Физминутка

Падают первые с неба снежинки,

Кружатся легкие, словно пушинки,

Медленно, плавно на землю ложатся,

Белым ковром под ногами искрятся.

- Много снегу нападало из тучи. Давайте поиграем со снежинками ?!.

Только вот рукавички надеть не забудьте!

Логопед раздаёт детям пособие «Рукавичка»

(К рукавичке с помощью нитки прикреплена бумажная снежинка)

- Снежинка.

- Мороз все злее становится, как бы носы вам не отморозил!

Самомассаж

Ой, мороз, мороз, мороз –

Щиплет щеки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки.

Забирается под шубки.

Чтоб согреться – посмотри,

Все как следует, потри:

Щеки,

Носик,

Ушки,

Губки.

Пар пошел даже  от шубки.

Молодцы.
Согрелись?

- Тихо – тихо снег идет …

В новую сказку нас зовёт:

  

Показывает детям пособие «Снег идёт». Слегка потряхивает его, имитируя движения снежинок в воздухе.

- Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили.

Но костра горячий жар,
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали?

- Очутились мы с вами в сказке «Снегурочка». Снегурочка очень любит  зиму  и предлагает вам подобрать семейку к слову «Снег».

- Слушайте её вопросы внимательно, отвечайте правильно!

- Как называется зимующая птичка с красной грудкой?

- Как называется человек, вылепленный из снега?

- Замершая капелька воды; красивая, резная?

- Героиня сказки, которую Бабка и Дед вылепили из снега?

- Машина – убирающая снег, называется...

- Как называется явление природы, когда идёт снег?

- Ласково снег назовём ….

- Молодцы! Верно, ответили на вопросы Снегурочки, помогли ей собрать семейку слов, где главное слово

- Теперь  мы можем двигаться дальше….

Логопед катит  снежок -  в направлении  ковролина на котором прикреплена яблоня с яблоками, под яблоней стоит Крошечка – Хаврошечка.

- Вы знаете русскую народную сказку «Крошечка – Хаврошечка»? Кто помогал Крошечке – Хаврошечке в работе?

- Попробуйте и вы ей помочь.

Помоги Крошечке – Хаврошечке положить яблоки в корзины.

Логопед прикрепляет корзинки – схемы под яблоню.

Проводится игра на дифференциацию звуков К – Х- Кь - Хь.

 

Логопед оценивает работу детей.

- Какие вы молодцы!

- Нагулялись детки? Пора нам домой возвращаться.

- Где мы сегодня побывали?

- Скажем нашим гостям спасибо за внимание и попрощаемся с ними.

ЗАХОДИ

Ритмичные соединения пальцев рук в замок

Руки тянутся в стороны

Круговые движения пальцев от себя

Основания ладоней стучат друг о друга

Разомкнули пальцы

Три медведя.

Ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч обратно.

- У медвежонка лапка.

- у медведя лапище.

- У медвежонка лапка

- у медведя лапище.

 И т. д.

КОЛОБОК

- Перед лисой.

- За лисой.

- Между лапками.

- На носу у лисы.

- За пеньком…

- Он сидит на мордочке у лисы и поет ей песенку.

Лиса

Лисичка со скалочкой

Дети берут по одному предмету, называют его и прохлопывают слово.

Шап – ка – два слога – кладет в мешок с цифрой два.

Ска – лоч – ка – три слога – в мешок с цифрой три…

И т. п.

 

- Заячья голова

- Волчья голова

- Лисья голова

- Медвежья голова

- Мышиная голова

- В сказке «Рукавичка».

Маршируют.

Показывают лису

Показывают елку

Показывают волка

Рычат

Показывают оскал


Показывают как спал и проснулся медведь

Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки

Покружиться

«Волны» перед собой

Присесть на одно колено.

Дети берут по пособию – рукавичка разного цвета. По команде «Раз, два, три»   - дуют на снежинку.

Складывают губы трубочкой и слегка дуют на снежинку так, что она слетает с рукавички.

Повторяют 3 – 4 раза

Указательным и средними пальцами обеих рук слегка пощипать себя за щеки,

Нос,

Ушки,  

Губы

Спрятать руки под мышки

Потереть ладони одна о другую.

Потереть ладонями щеки, крылья носа, уши, губы

Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы выдохнуть через них струю теплого воздуха

- Снегурочка.

Снегирь

Снеговик

Снежинка

Снегурочка

Снегоуборочная

Снегопад

Снежок

 

СНЕГ

 Корова

 

Дети «срывают» яблоки с яблони и кладут в корзины – называют слово и называют, какой звук они слышат в этом слове [К] или [Х].

Паук в этом слове звук [К] – он твёрдый.

Кладёт в корзинку на которой написана буква К.

Мухомор – слышу звук [Х]…

И т.п.

В Сказках: ……

Мы были в стране сказок, помогали сказочным героям.

- Спасибо, до свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Артикуляционная гимнастика по сказке "Колобок". Средняя группа

Занятие проведено в игровой форме. Кроме развития артикуляционной моторики на нем решалось еще много других коррекционных задач....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Н.Толстого «Гуси-лебеди». Режим молчания.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с заиканием с элементами театрализованной деятельности по сказке А.Толстого «Гуси лебеди». Режим м...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Л]-[Р] в словах, предложениях. (По мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»)

На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6-7 лет), посещающие логопедический пункт детского сада, находящиеся на одной ступени коррекционной работы по автоматизации и дифференциации тве...

Конспект подгруппового логопедического занятия «В гостях у сказки», в старшей группе для детей с ОНР

Цели: совершенствовать лексико-грамматические строй речи, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, выразительности, развивать диалогическую и монологическую речь...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...