Лексико-грамматическое занятие по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы по теме "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы
«Зимующие птицы».
Подготовила: учитель-логопед Григорьева Е.Н.
Задачи:
Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы;
Закрепить:
- умение образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;
- согласовывать существительные с числительным от 1 до 5,
- существительные в творительном падеже,
- образовывать сложные прилагательные,
- подбирать эпитеты к словам.
Развивать общую моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление.
Развивать чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
— Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
— Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
— Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.
Звучит музыка: звуки зимы.
(Переход к основной части занятия).
Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
2. Основная часть:
Логопед (под музыку зачитывает стихотворение).
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)
— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)
— Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели.
— Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)
— А куда они улетели? (Поближе к человеку.)
— А зачем? (Человек их подкармливает.)
— Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)
- если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
- если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
- если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
- если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
- если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
-Ребята,а чем можно покормить птиц зимой?Что можно положить в кормушку?
2.Игра «У кормушки».
- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите
(Дети соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)
3. Д/ и «Весёлый счёт»
— Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем.(Дети считают птиц)
1,2,…5 ( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )
Логопедг: (обращая внимание на мольберт)
— Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:
4.Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)
Ворона – много ворон,
Сорока – много сорок,
Синица – много синиц,
Дятел – много дятлов,
Воробей – много воробьёв.
Голубь - много голубей
Снегирь - много снегирей
Клёст - много клёстов
Свиристель - много свиристелей
Поползень -много поползней.
5. Выполнение звуко- буквенного анализа слов.
- Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.
— Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей).
(Логопед произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)
6.Логоритмическое упражнение «Снегири».
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).
7.Игра «Веселый воробей».
(Употребление предложно-падежных конструкций).
На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.
Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Воробей сел на крышу дома. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел за дом. Воробей вылетел из-за дома.)
8. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»
(Образование притяжательных прилагательных.)
- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:
- Голова совы (совиная голова)
- Клюв вороны (вороний клюв)
- Крылья снегиря (снегириные крылья)
- Хвост воробья (воробьиный хвост)
- Глаза голубя (голубиные глаза)
- Перья воробья
- Хвост сороки - сорочий
- Голова орла- орлиная голова
9. Речевая игра «Скажи наоборот».
- Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
- Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
- Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
- У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
- У снегиря грудка красная, а у синички — желтая
- Снегирь подлетел к лесу, а воробей — улетел из лесу
- Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
10. Речевое упражнение «Назови ласково»
- Птица – птичка
- Перо- … (перышко)
- Крыло — … (крылышко)
- Хвост — …(хвостик)
- Клюв — …(клювик)
- Синица — …(синичка)
- Птенец — …(птенчик)
- Воробей — …(воробышек)
- Ворона — … (воронушка)
- Голубь — … (голубок)
Итог занятия.
— Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?
Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...
Формирование лексико-грамматических представлений по теме "Зимующие птицы"
Материал представлен в виде презентации для закрепления лексико-грамматических представлений по теме "Зимующие птицы" и удобен для занятий с детьми дома по заданию логопеда....
План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....
Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)
конспект занятия будет полезен логопедам и воспитателям, позволит рассказать детям о перелетных птицах и формированию лексико - грамматического строя по этой теме....
Лексико-грамматический материал по теме : " Зимующие птицы" в схемах и таблицах
способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным....
Лексико-грамматический материал по теме : " Перелетные птицы" в схемах и таблицах
Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...
Логопедическое занятие "Возвращение на Родину" направленное на формирование лексико-грамматических категорий по теме "Перелётные птицы" для старших дошколят с ЗПР и ТНР.
На моём занятии формируются лексико-грамматические представления по теме "Перелётные птицы", но чтобы занятие было динамичным и весёлым, а также запоминающимся я использовала игры с различно...