Логопедическое занятие "Возвращение на Родину" направленное на формирование лексико-грамматических категорий по теме "Перелётные птицы" для старших дошколят с ЗПР и ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Абрамова Анна Петровна

На моём занятии формируются лексико-грамматические представления по теме "Перелётные птицы", но чтобы занятие было динамичным и весёлым, а также запоминающимся я использовала игры с различной степенью двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедическое занятие 41.59 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ города Москвы «Школа №2093 им. А.Н.Савельева»

Конспект

интегрированного занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

для детей старшего дошкольного возраста

«Возвращение на Родину»

Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Составитель: Абрамова Анна Петровна, учитель-логопед, первая квалификационная категория.

Участники: логопед, воспитатель, воспитатель по физической культуре.

Логопедические задачи:

  1. Активизировать словарь имён существительных, имён прилагательных и глаголов по теме «Перелётные птицы».
  2. Повторять признаки весны, названия птиц, птенцов.
  3. Пополнить словарь новыми терминами: «вереница», «стая», «клин».
  4. Учить образовывать притяжательные прилагательные, имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  5. Закреплять умение составлять описательный рассказ от первого лица.

Образовательные задачи:

  1. Продолжить учить составлять слова из слогов.
  2. Продолжить учить создавать конструкцию по словесной инструкции воспитателя, анализировать основные её части, определять соответствие форм и размеров, местоположение этих частей.

Развивающие задачи:

  1. Развивать длительный речевой выдох.
  2. Развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое внимание, воображение, словесно-логическое  мышление, восприятие пространственных отношений: впереди, позади, вверху, внизу.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Задачи двигательной активности:

  1. Развивать общую двигательную моторику.
  2. Совершенствовать разные виды движений: бег, прыжки, ходьбу.
  3. Развивать ловкость, умение быстро переходить от одного движения к другому.
  4. Продолжить учить преодолевать полосу препятствий.
  5. Развивать координационные возможности, умение двигаться в пространстве.

Материалы и оборудование:

 шапочки перелётных птиц, две лесенки, «разноцветные пёрышки» со слогами из картона, магнитофон, кассеты, стакан с молоком, камушек, модуль мягкое бревно, кегли; обручи, кубики, косички, конусы; кочки, скамья, 2 дуги, туннель, картинка орла, хлопушка, модуль «колумбово яйцо», бубен.

Место проведения: физкультурный зал.

Содержание занятия:

Вводная часть

Учитель-логопед:

«Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится? (О весне)

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка скорее

В гости к нам летит?»

Учитель-логопед:

«А вы любите весну? Почему?  (Греет ласковое солнышко, тают сугробы, можно кататься на велосипеде, распускаются почки и т.д.) «Какие птицы возвращаются весной  в свои гнёзда?» (Перелётные)

Учитель-логопед:

«На одной ножке повернись и  под волшебную музыку в перелётную птицу превратись».

Звучит музыка из телепередачи «В мире животных», дети надевают на голову шапочки с изображением перелётной птицы.

Основная часть

Игра «Птичья зарядка»

Учитель-логопед:

«Назови, какая ты птица? Итак, перед тем, как отправится в далёкий полёт на свою Родину, нам птицам необходимо:

«расправить крылышки» - исходное положение: руки внизу, ноги на ширине плеч. Вдох носом, потянуться на носочках, руки в стороны.

Выдох ртом на звуке (ф), вернуться в исходное положение;

«помахать крылышками» - исходное положение: ноги врозь, руки вниз, взмахи руками 5-6 раз;

«попрыгать на 2-х лапках, на одной лапке, на другой лапке» - до 6-7 раз;

«почистить пёрышки перед полётом» - повороты головы влево, вправо, вниз, назад 6-7 раз.

Перелёт птиц труден, даже иногда опасен. Но мы самые сильные, смелые, выносливые и всё преодолеем. Птицы могут лететь стайками, вереницей и клином. Построимся друг за другом «вереницей». Полетели!»

Дети строятся друг за другом, бегут, делая махи руками-крыльями, перелетают через горы (перелезают по лестницам).

Игра «Собери слово»

Воспитатель:

«Мы перелетели горы, а как вы думаете, горы опасны для птиц? (ответы). А теперь мы опустились на полянку около гор, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Если мы правильно составим слова из слогов, то узнаем, чем питаются птицы. Составьте слово из слогов-рассыпушек».

Слоги написаны и разбросаны на разноцветных пёрышках  (Слова: мошки, комары, червяки, лягушки, мушки, рачки). Дети под музыку парами, соревнуясь, быстро собирают слова.

Воспитатель составляет неправильно слово «гу-ни-се-цы» (гусеницы).

Воспитатель: «Дети, помогите, пожалуйста, мне справиться с заданием. (Дети исправляют ошибку).

Воспитатель: «Перечислите составленные слова. Как можно назвать одним словом всё это? (Еда, корм, добыча, пища, питание). Для кого этот корм? (Для птиц.) Чей это корм? (Птичий корм). Чья пища?  (Птичья пища, гусиная, лебединая,  грачиная, гусиная, утиная, журавлиная, соловьиная и т.д.)

Учитель-логопед: «А сейчас полетим «клином». Помогает детям правильно построиться.  (Можно показать чертёж).

Игра «Преодолей туман»

Учитель-логопед:

«Впереди река. Но, чтобы перелететь через реку, отгадаем загадку «Белое молоко разлилось над рекой» (Туман). Давайте проведём маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек. Виден камешек в стакане?  (Дети делают вывод, что при тумане тоже ничего не видно). Так чем же опасен туман для птиц? (Во время тумана птицы могут сбиться с пути.) Полетели парами».

Один ребёнок в паре закрывает глаза, а другой его ведёт за руку за учителем-логопедом по залу через реку (модуль мягкое бревно), между деревьев (кегли). Затем дети меняются.

Игра «Отгадай, кто я?»

Раздаётся выстрел из «ружья» (хлопушка).

Учитель – логопед: «Ребята, что это может быть? (Охотник стреляет в птиц). Давайте расскажем охотнику о птицах, чтобы он брал с собой только фото-ружьё и любовался птичьими стаями».

Ребёнок рассказывает от первого лица о себе - птице, изображая птицу. Например: «У меня чёрное оперение. Хожу по полю, ищу червяков, жуков. Прилетаю ранней весной. Кто я такой?» (Грач.) Дети угадывают, о какой птице говорится и после отгадки все изображают грача и т.д.

Игра «Птицы и фотограф»

Учитель – логопед: «А сейчас фотограф будет фотографировать нас птиц». Все двигаются под музыку, фотограф – ребёнок стоит. Музыка неожиданно останавливается, фотограф выходит и делает фотоснимок (удар в бубен), все птицы замирают. Фотограф, проходя между фигурами детей, отгадывает, каких птиц он сфотографировал. Потом выбирается другой фотограф. Игра проигрывается 2-3 раза.

Учитель-логопед: «Молодцы, полетели дальше «стайкой».

Игра «Хлопотливые птицы»

1 вариант

(предполагает низкую степень двигательной активности)

Учитель-логопед: «Вот мы летели, летели и до поля долетели. Присели, зёрна поклевали, а потом загоревали – гнёзд своих не увидали и решили дружно: вить нам гнёзда нужно».

Дети берут кубики, верёвочки, обручи, мячики и «вьют»- «строят» гнёзда. Затем каждый становится в своё гнездо.

Учитель-логопед: «Ваши гнёзда одинаковые? (Нет)  Почему? ) Птицы все разные и гнёзда разные.) А для чего птицы вьют гнёзда? (Для того, чтобы вывести птенцов), А откуда появляются птенцы?» (Из яйца).

Все дети собирают яйцо из частей (модуль «колумбово яйцо»).

2 вариант

(предполагает среднюю степень двигательной активности)

Учитель-логопед:

«Вылетайте птицы во лесок, (дети «вылетают» из гнёзд)

Корм ищите для своих птенцов! (собирают разбросанные кубики и по одному кубику носят к себе в гнездо)

Птицы летают, устали не знают! (продолжают собирать и относить кубики)

Без особого усилья, широко расправив крылья

Над землёй парит орёл. (все смотрят вверх)

Ну-ка, птицы, в свои гнёзда разлетайтесь,

От орла скорей спасайтесь!»

Дети быстро ищут своё гнездо и летят (бегут к нему), рассказывают, какое оно по форме, из чего сделано.

Учитель-логопед: «У тебя чьё гнездо?» (у меня гусиное гнездо и т.д.) Остальные дети слушают и на правильный ответ «птицы» - хлопают крыльями, на неправильный – вертят головой из стороны в сторону.

3 вариант

(предполагает высокую степень двигательной активности)

Учитель-логопед: « Кто живёт в твоём гнезде? Как назовёшь своего птенчика, а птенчиков? ( У грача – грачонок, грачата). Они ещё совсем малы и не умеют летать, давайте мы их научим».

Учитель-логопед:

«Вылетайте птицы во лесок (дети «вылетают» из гнёзд)

И учите летать своих птенцов! (запрыгнули на ветку (скамейка), двигаются по скамейке приставным шагом вправо, затем спрыгивают)

Птицы летают, устали не знают! (дети-птицы «летают», залезают на гимнастическую стенку, слезают)

Без особого усилья, широко расправив крылья

Над землёй парит орёл (все смотрят вверх).

Ну-ка, птицы, гнёзда быстро убирайте и в пещерку улетайте! (дети выполняют упражнения в процессе «перелёта»: «кочки», бегут по скамье, перелезают через лесенку, подлезают под дугой, заползают в туннель).

Итог занятия

Учитель-логопед:

« Вы были очень хорошими, ловкими, сильными, выносливыми перелётными птицами. Преодолели все препятствия и благополучно вернулись на Родину. А теперь пора превратиться в детей. На одной ножке повернись и в ребёнка превратись!»

Звучит музыка «В мире животных», дети снимают шапочки и выходят из зала.

                                                      Приложение

C:\Users\home\Desktop\Методическая разработка\image (26).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему «Весна» в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему:«Весна»в старшей группе для детей с ОНР...

Конспект НОД "Азбука безопасности" по формированию лексико -грамматического строя и связной речи в старшей группе с ТНР

Конспект предназначен педагогам для закрепления знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях, об умении предотвращать опасные ситуации при помощи этих полученных знаний....