Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
конспект занятия будет полезен логопедам и воспитателям, позволит рассказать детям о перелетных птицах и формированию лексико - грамматического строя по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_pereletnye_ptitsy.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий
на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)
Цели: - познакомить детей с перелетными птицами, повторить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные».
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы, согласовывать числительные с существительными, подбор слов-антонимов.
- воспитывать интерес к жизни перелетных птиц, желание наблюдать за изменениями, происходящими в природе весной.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Ход занятия:
Логопед:
Ребята к нам сегодня в гости пришел Незнайка, он просит нас рассказать о том, что происходит с птицами. Поможем ему дети. Ребята, скажите, какое время года у нас на улице. (осень).
Мы сегодня оправимся в парк, помогайте мне.
Упражнение «Осень»
Дождик, дождик Целый день (Дети хлопают в ладоши)
Барабанит в стекла. (Дети хлопают по коленкам)
Вся земля, Вся земля
От воды размокла (Дети топают на месте)
Нарядили ножки в новые сапожки (Дети «надевают сапожки на ноги»)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке (Дети ходят на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, (Дети высоко поднимают колени)
В грязь не заходите, сапожки не рвите (Дети перешагивают через лужи)
Логопед: - Ребята, вот мы и пришли с вами в парк.
Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса.
Слышите, как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)
А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)
А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з.
Логопед: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают,улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Логопед: Дети про кого стихотворение (про птиц)
Логопед: В природе существует большое разнообразии птиц.
Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.
Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Логопед: - Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка )
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. (Аист)
2. Рассказ логопеда
Логопед называет каждую птицу, описывая ее по следующему плану:
Как называется птица?
Какая птица по размеру?
Какие перья?
Какой хвост?
Чем питается?
ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето¬вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но¬гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Пи¬тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насе¬комых.
ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв ко¬роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.
АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, креп-1 кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапа перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
Логопед: - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
( Потому что становится холодно, нечего кушать.)
Логопед: Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете? (Делают предположения)
Логопед: Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? ( Да. Можно )
Логопед: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? ( Чтобы быстро плавать и держаться на воде.)
Логопед: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают? (В тёплые страны, на юг)
Пальчиковая гимнастика.
Тили- тели, тили- тели-
На юг птицы полетели!
Полетел скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-
А весной все прилетели,
Песни звонкие запели!
Упражнение «Отгадай и присядь»
Логопед: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
Логопед: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Логопед: А теперь пусть наши глазки отдохнут
Зрительная гимнастика «Птичка»
Птичка вправо полетела,
Птичка влево полетела
Птичка вверх полетела и на веточку села.
Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели
Дети влево посмотрели
Дети смотрят вверх
Дети смотрят вниз
Логопед: А теперь поиграем в игру: «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …(он достает жучков и насекомых из-под коры).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается). и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).
Логопед: Птицы улетают не по одному а, стаей, в стае большое количество птиц, давайте мы назовем их в большом количестве. «Один – много»
он грач – они грачи - много грачей
он стриж – они … - много …
он аист – они … - много …
он скворец – они … - много …
он журавль – они … - много …
он соловей – они … - много …
она ласточка – они … - много …
она кукушка – они … - много …
Игра «Сосчитай»
— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)
Логопед: Ребята все птицы разные по величине, значит и части тела у них тоже разные, давайте превратим большую птицу в маленькую
«Назови ласково»
птенец – птенчик
перо – …
голова – …
шея – …
крыло – …
клюв – …
Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка; острый клюв — ... , черное крыло — ..., красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д.
Логопед: А теперь проверим, как вы запомнили перелетных птиц.
«Кто лишний и почему?»
Ласточка, кукушка, попугай, соловей
Журавль, аист, цапля, курица
Игра «Кто где живет» (по картинке)
Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).
Составление предложений Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.
Итог занятия:
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
О каких новых перелетных птицах вы узнали?
Что интересного мы узнали о трясогузке?
Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам? Какое упражнение понравилось? Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...
Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».
Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
Представлен полный конспект занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»...
Конспект по развитию лексико - грамматических категорий в старшей группе на тему «Мебель».
Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи....
Конспект по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему «Весна»
Цель: расширять словарный запас по данной лексической теме....