Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский». Данное занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи, с целью улутшения грамматического строя речи, повышения самооценки детей и улучшения их эмоционального благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyati_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe_tema_transport.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».
Автор составитель:
воспитатель
Чорная Г.Ю.
Санкт-Петербург
2018
Коррекционно-образовательные цели.
-формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт»;
- продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
- закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «специальный транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
- упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже, в употреблении множественного числа существительных;
- уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи.
Коррекционно-развивающие цели.
- развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные цели.
- повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
- развивать чувство сопереживания; снять мышечные и эмоциональные зажимы.
Используемые технологии:
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие;
- технология сотрудничества;
- информационно-коммуникативные технологии (презентация по теме).
Оборудование. Кубики; домик; камешки (ковролин (вместо ковролина если есть стол для пескотерапии), река, мост, машинки, которые смогут заехать на мост; карточки для развития графомоторных навыков, аудио сопровождение, ПК, интерактивная доска, зеркала.
Раздаточный материал.
Предметные картинки пассажирского транспорта (автобус-автобусы, троллейбус-троллейбусы, трамвай-трамваи, автомобиль-автомобили, мотоцикл-мотоциклы, поезд-поезда, самолет-самолеты, теплоход-теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовики); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина).
Ход занятия.
Вступительная часть.
1.Организационный момент.
Хоровод «Ну-ка все встали в круг…»
Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
1.Ввод в тему.
– Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус, самолет, мотоцикл, корабль, автомобиль, поезд. Догадались?
(1 слайд)
- Мы будем говорить о транспорте.
Основная часть.
(2 слайд – 9 слайд)
1.Загадки.
- Ребята, а вы любите загадки?
- Тогда я буду загадывать вам загадки о транспорте.
*Что за чудо – длинный дом,
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины,
А питается бензином (автобус).
- А кто управляет автобусом? – Автобусом управляет водитель.
*По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, Он ходить без них не может (троллейбус).
- А кто управляет троллейбусом? – Троллейбусом управляет водитель.
*Очень рано за окошком -
Стук и звон и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома (трамвай).
- А кто управляет трамваем? – Трамваем управляет водитель.
*Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).
- А кто управляет автомобилем? – Автомобилем управляет водитель.
*Несется и чихает, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл).
- А кто управляет мотоциклом? – Мотоциклом управляет мотоциклист.
*Смело в небо проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (самолет)
- А кто управляет самолетом? – Самолетом управляет пилот.
*Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка,
По дорожке той ползет
Весь обоз один везет (поезд).
- А кто управляет поездом? – Поездом управляет машинист.
*По волнам дворец плывет,
На себе людей везет (корабль).
- А кто управляет кораблем? – Кораблем управляет капитан.
(10 слайд)
- Рассмотрите картинки. Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Этот транспорт перевозит людей.
- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.
- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт.
2. Дидактическая игра «Чего не стало?»
(11 слайд)
- Давайте поиграем с этими картинками.
(12-13 слайды)
- Чего не стало? – Не стало поезда.
- Чего не стало? - Не стало самолета.
3. Дидактическая игра «Угадай по действию».
(14 слайд)
- Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:
- Какая машина помогает врачу оказывать помощь больным? – Это скорая помощь.
- Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.
- Какая машина помогает полицейским? – Это полицейская машина.
- Какая машина помогает людям тушить пожары? – Это пожарная машина.
- Это тоже транспорт, специальный.
- Все остальные машины возят грузы.
- Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт.
(показать 15 слайд)
4. Дидактическая игра «Что лишнее. Почему?»
(16 – 17 слайды)
На доске прикреплены демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта. Детям предлагается назвать «лишний» транспорт и объяснить, почему: - «Лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой».
(18 слайд)
- Молодцы!
5. Подвижная игра «Подбери действие к предмету».
- Ребята, сейчас на минутку вы превратитесь в самолеты. Я называю действие. Если я правильно называю действие, вы вытяните руки в стороны – это крылья самолетов. Если неправильно – руки опущены.
- Самолет - летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.
Далее дети «садятся» в автомобили.
- Автомобиль – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, плывет, прыгает, проезжает, причаливает.
6. Дидактическая игра «Один – много», «Много – один».
Воспитатель перемешивает предметные картинки с пассажирским и грузовым транспортом в единственном и во множественном числе. Берет сам картинки и раздает детям. Далее игра проводится в форме диалога.
- У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
- У меня есть трамвай. – А у меня есть трамваи.
- У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
- У меня есть троллейбус. – А у меня есть троллейбусы.
- У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
- У меня есть автомобиль. – А у меня есть автомобили.
- Молодцы!
- Для следующего задания нам нужно подготовить наши пальчики.
Развитие мелкой моторики.
7. Развитие графомоторных навыков.
(Обвести по контуру кораблик и пустить его по реке).
8. Гимнастика для глаз.
«Автобус»
Мы в автобусе сидим, (смотрят)
Во все стороны глядим. (повороты головы вправо – влево)
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет. (смотрят)
Внизу речка – глубоко, (опустить глаза вниз)
Вверху птички – высоко. (поднять глаза вверх)
Щетки по стеклу шуршат, (движения глазами вправо – влево)
Все капельки смести хотят.
Колеса закрутились. (круговые вращения глазами)
Вперед мы покатились.
Физминутка «Автомобили» (развитие фонематического восприятия).
9. Игра «Страна маленьких человечиков» (Проводится на ковролине, а если есть стол для пескотерапии - «Песочная страна»).
- А сейчас мы отправимся в «Страна маленьких человечиков». (Дети подходят к ковролину).
- Что находится на полянке? Это гараж. Это дом. Это мост. Это река.
- Как вы думаете, где могут стоять машины? – Машины стоят в гараже.
- Давайте посмотрим.
- А теперь я буду показывать действие, которое буду называть.
- Моя машина выезжает из гаража.
Далее педагог просит одного из детей повторить действие со своей машиной и проговорить его. И так каждый ребенок.
- Моя машина едет по дороге. – Мой автобус едет по дороге.
- Моя машина объехала вокруг дома – Мой мотоцикл объехал вокруг дома.
- Моя машина подъехала к мосту. – Мой троллейбус подъехал к мосту.
- Моя машина заехала на мост. – Моя скорая помощь заехала на мост.
- Моя машина едет по мосту. – Мой трамвай едет по мосту.
- Моя машина съехала с моста. – Мой автобус съехал с моста.
- Моя машина подъехала к гаражу. – Моя пожарная машина подъехала к гаражу.
- Моя машина заехала в гараж. – Моя грузовая машина заехала в гараж.
- Молодцы, вы хорошо играли!
Заключительная часть - рефлексия
- Дети, вы запомнили, как одним словом назвать самолет, корабль, автомобиль? (Транспорт)
- А как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский транспорт)
- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой транспорт)
Релакс, цветотерапия.
Дети получают наклейки-машинки в подарок и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»
Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию у детей младшего дошкольного возраста c нарушением зрения Тема: «В гости к трем медведям».
АннотацияСоставитель: Кудрявцева Екатерина Олеговна – воспитатель.Район, ОУ : Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида...
Презентация «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор Нищева Н.В.
laquo;Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор Нищева Н.В....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Планета Земля – наш общий дом»
Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культурыЗадачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;- формировать первичные представлен...