Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чорная Галина Юрьевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский». Данное занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи, с целью улутшения грамматического строя речи, повышения самооценки детей и улучшения их эмоционального благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».

Автор составитель:

                                                                                        воспитатель

                                                                                         Чорная Г.Ю.

Санкт-Петербург

2018

Коррекционно-образовательные цели.

-формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт»;

- продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;

- закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «специальный транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;

- упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже, в употреблении множественного числа существительных;

- уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи.

Коррекционно-развивающие цели.

- развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- развивать умение ориентироваться в пространстве;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели.

- повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;

- развивать чувство сопереживания; снять мышечные и эмоциональные зажимы.

Используемые технологии:

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие;

- технология сотрудничества;

- информационно-коммуникативные технологии (презентация по теме).

Оборудование. Кубики; домик; камешки (ковролин (вместо ковролина если есть стол для пескотерапии), река, мост, машинки, которые смогут заехать на мост; карточки для развития графомоторных навыков, аудио сопровождение, ПК, интерактивная доска, зеркала.

Раздаточный материал.

Предметные картинки пассажирского транспорта (автобус-автобусы, троллейбус-троллейбусы, трамвай-трамваи, автомобиль-автомобили, мотоцикл-мотоциклы, поезд-поезда, самолет-самолеты, теплоход-теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовики); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина).

Ход занятия.

Вступительная часть.

1.Организационный момент.

Хоровод «Ну-ка все встали в круг…»

Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

1.Ввод в тему.

– Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус, самолет, мотоцикл, корабль, автомобиль, поезд. Догадались?

(1 слайд)

- Мы будем говорить о транспорте.

Основная часть.

(2 слайд – 9 слайд)

1.Загадки.

- Ребята, а вы любите загадки?

- Тогда я буду загадывать вам загадки о транспорте.

*Что за чудо – длинный дом,

Пассажиров много в нем,

Носит обувь из резины,

А питается бензином (автобус).

- А кто управляет автобусом? – Автобусом управляет водитель.

*По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, Он ходить без них не может (троллейбус).

- А кто управляет троллейбусом? – Троллейбусом управляет водитель.

*Очень рано за окошком -

Стук и звон и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома (трамвай).

- А кто управляет трамваем? – Трамваем управляет водитель.

*Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).

- А кто управляет автомобилем? – Автомобилем управляет водитель.

*Несется и чихает, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл).

- А кто управляет мотоциклом? – Мотоциклом управляет мотоциклист.

*Смело в небо проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое? (самолет)

- А кто управляет самолетом? – Самолетом управляет пилот.

*Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка,

По дорожке той ползет

Весь обоз один везет (поезд).

- А кто управляет поездом? – Поездом управляет машинист.

*По волнам дворец плывет,

На себе людей везет (корабль).

- А кто управляет кораблем? – Кораблем управляет капитан.

(10 слайд)

- Рассмотрите картинки. Скажите, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Этот транспорт перевозит людей.

- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.

- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт.

2. Дидактическая игра «Чего не стало?»

(11 слайд)

- Давайте поиграем с этими картинками.

(12-13 слайды)

- Чего не стало? – Не стало поезда.

- Чего не стало?  - Не стало самолета.

3. Дидактическая игра «Угадай по действию».

(14 слайд)

- Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

- Какая машина помогает врачу оказывать помощь больным? – Это скорая помощь.

 - Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.

- Какая машина помогает полицейским? – Это полицейская машина.

- Какая машина помогает людям тушить пожары? – Это пожарная машина.

- Это тоже транспорт, специальный.

- Все остальные машины возят грузы.

- Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт.

(показать 15 слайд)

4. Дидактическая игра «Что лишнее. Почему?»

(16 – 17 слайды)

На доске прикреплены демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта. Детям предлагается назвать «лишний» транспорт и объяснить, почему: - «Лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой».

(18 слайд)

- Молодцы!

5. Подвижная игра «Подбери действие к предмету».

- Ребята, сейчас на минутку вы превратитесь в самолеты. Я называю действие. Если я правильно называю действие, вы вытяните руки в стороны – это крылья самолетов. Если неправильно – руки опущены.

        - Самолет -  летит, плывет, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Далее дети «садятся» в автомобили.

        - Автомобиль – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, плывет, прыгает, проезжает, причаливает.

6. Дидактическая игра «Один – много», «Много – один».

Воспитатель перемешивает предметные картинки с пассажирским и грузовым транспортом в единственном и во множественном числе. Берет сам картинки и раздает детям. Далее игра проводится в форме диалога.

- У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

- У меня есть трамвай. – А у меня есть трамваи.

- У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

- У меня есть троллейбус. – А у меня есть троллейбусы.

- У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

- У меня есть автомобиль. – А у меня есть автомобили.

- Молодцы!

- Для следующего задания нам нужно подготовить наши пальчики.

Развитие мелкой моторики.

7. Развитие графомоторных навыков.

(Обвести по контуру кораблик и пустить его по реке).

8. Гимнастика для глаз.

«Автобус»

Мы в автобусе сидим,                 (смотрят)

Во все стороны глядим.              (повороты головы вправо – влево)

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.                       (смотрят)

Внизу речка – глубоко,                (опустить глаза вниз)

Вверху птички – высоко.             (поднять глаза вверх)

Щетки по стеклу шуршат,           (движения глазами вправо – влево)

Все капельки смести хотят.

Колеса закрутились.                     (круговые вращения глазами)

Вперед мы покатились.

Физминутка «Автомобили» (развитие фонематического восприятия).

9. Игра «Страна маленьких человечиков» (Проводится на ковролине, а если есть стол для пескотерапии -  «Песочная страна»).

- А сейчас мы отправимся в «Страна маленьких человечиков». (Дети подходят к ковролину).

- Что находится на полянке? Это гараж. Это дом. Это мост. Это река.

- Как вы думаете, где могут стоять машины? – Машины стоят в гараже.

- Давайте посмотрим.

- А теперь я буду показывать действие, которое буду называть.

- Моя машина выезжает из гаража.

Далее педагог просит одного из детей повторить действие со своей машиной и проговорить его. И так каждый ребенок.

- Моя машина едет по дороге. – Мой автобус едет по дороге.

- Моя машина объехала вокруг дома – Мой мотоцикл объехал вокруг дома.

- Моя машина подъехала к мосту. – Мой троллейбус подъехал к мосту.

- Моя машина заехала на мост. – Моя скорая помощь заехала на мост.

- Моя машина едет по мосту. – Мой трамвай едет по мосту.

- Моя машина съехала с моста. – Мой автобус съехал с моста.

- Моя машина подъехала к гаражу. – Моя пожарная машина подъехала к гаражу.

- Моя машина заехала в гараж. – Моя грузовая машина заехала в гараж.

- Молодцы, вы хорошо играли!

Заключительная часть - рефлексия

- Дети, вы запомнили, как одним словом назвать самолет, корабль, автомобиль? (Транспорт)

- А как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский транспорт)

- А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой транспорт)

 Релакс, цветотерапия.

Дети получают наклейки-машинки в подарок и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»

Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию у детей младшего дошкольного возраста c нарушением зрения Тема: «В гости к трем медведям».

АннотацияСоставитель: Кудрявцева Екатерина Олеговна – воспитатель.Район, ОУ : Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида...

Презентация «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор Нищева Н.В.

laquo;Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор Нищева Н.В....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Планета Земля – наш общий дом»

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культурыЗадачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;- формировать первичные представлен...