Конспект занятия с детьми с ОНР 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по теме "Весенние приключения Винни-Пуха".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект итогового занятия по теме "Весна". Содержитзадания и игры на активизацию словаря, совершенствование словообразования, развитие связной речи, слогового анализа слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesna.docx993.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа ДОУ)

            Тема: «Весенние приключения Винни-Пуха»  

Цели:

  1. Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна».
  2. Совершенствовать грамматический строй речи при согласовании слов в предложении, при образовании слов с помощью суффиксов –АТ- ,      -ЯТ- , уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  3. Развивать связную речь при составлении предложений о приметах весны, о поведении птиц весной, при объяснении значения слов, при составлении сложноподчинённых предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.  
  4. Упражнять в слоговом анализе слов.
  5. Продолжать формировать представления об окружающем, временные представления.
  6. Развивать общую моторику.
  7. Способствовать стабилизации эмоционального состояния детей.
  8. Развивать внимание, мышление.
  9. Формировать умение взаимодействовать в совместных заданиях и упражнениях.

Оборудование:

картинки-модели для определения признаков весны; картинки-модели о поведении птиц весной; картинки птиц (утка, грач, скворец, гусь, журавль, кукушка, ласточка, лебедь, трясогузка); схематичные изображения кустов с разным количеством веток (1, 2, 3, 4); картинки на экране: Винни-Пух, перелётные птицы; большой лист бумаги, фломастеры; мяч; запись голосов птиц; музыка Ф. Мендельсона «Весенняя песня», релаксационная музыка.

Ход занятия:

Организационный момент:

 Появляется Винни-Пух и жалуется, что его разбудили ручейки, которые просочились в берлогу, выясняет, что случилось.

Дети отвечают, что наступила весна. Медведь просит объяснить, что это такое.

–Весна – это время года. Давайте расскажем Винни-Пуху, что бывает весной и подарим ему картину о весне.

  1. Рисование с комментированием.

- Вы будете говорить, а я буду рисовать. Карточки будут вам помогать.

Дети, опираясь на картинки-модели, составляют предложения о признаках весны. (Весной ярко светит и греет солнце. Весной тает снег, превращается в ручейки и лужи. И т. д.)

  1. Объяснение значения слов.

Винни-Пух: - Я не понял некоторые слова, которые вы говорили, например, проталина: что это такое и почему она так называется.

Дети объясняют.(Например: Весной начинает таять снег, и там где он протаял, появляется земля. Протаял – проталина.)

Аналогично, слова: оттепель, капель, ледоход, подснежник.

  1. -Поиграем с «весенними» словами: игра «Назови ласково»

(с мячом в кругу):

- солнце – солнышко,

- дождь - …

- гнездо -

- облако - …

- капля - …

- яйцо  - …

- ручей - ……

- проталина-…

- птенец - ..

- ветер - …

- дерево - …

  1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»

(под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня»).

- Сядьте на ковёр, как вам удобно. Закройте глаза. К нам в окошко проник Солнечный Зайчик. Он хочет с нами поиграть. Я буду говорить, куда Солнечный Зайчик сядет, а вы его будете гладить. Делать это нужно нежно, ласково, чтобы его не спугнуть.

- Вот он сел вам на лобик.

- А теперь Зайчик сидит на носу.

(на щеках, на губах, на подбородке, на голове, на ладошке, на животике, на коленках, …)

  1. Слоговой анализ слов-названий птиц.

Винни-Пух: - В лесу я встретил синичку, она весело тинькала: скоро прилетят её подружки из тёплых краёв. Вы не знаете их?

- Давайте познакомим Винни-Пуха с этими птицами и рассадим их на кустики: будем называть птицу, считать, сколько слогов в её названии и сажать на тот кустик, у которого столько же веток, сколько и слогов в названии птицы.

Дети поочерёдно выполняют.

-Скажите одним словом: какие это птицы?

- Почему их так называют?

  1. Составление предложений по карточкам-моделям.

Винни-Пух: - А что эти птицы будут делать, когда прилетят?

Включение «голосов птиц».

- И зимующие и перелётные птицы очень рады весне: они начинают петь звонкие песни. С приходом весны у них появляется много хлопот. Давайте расставим наши карточки по порядку и расскажем, чем птицы занимаются весной.

Дети выкладывают карточки-модели и составляют предложения.

(Например: Птицы откладывают в гнездо яйца и насиживают их.

Из яиц вылупляются маленькие птенцы.)

  1. Игра «У кого какие птенцы?»:

- у утки – утята;

- у журавля - …

- у гуся - …

- у лебедя - …

- у грача - …

- у кукушки - …

- у скворца - …

- у ласточки - …

  1. Психогимнастика.

Звучит релаксационная музыка «Распускающийся цветок».

Дети сидят на ковре на корточках.

- Представьте себе, что вы – первые весенние цветочки. Ласковое весеннее солнышко пригревает землю. Стебельки цветов начинают тянуться к солнышку, к теплу (дети медленно встают). Стебельки вытягиваются. Распускаются листочки, тянутся вверх (дети тянут руки вверх). Стали распускаться бутончики (ладошки в форме бутонов над головой), они услышали весёлые голоса птиц и раскрыли свои лепестки (ладошки раскрыты, пальцы разведены). От радости они стали кружиться. Цветов распустилось так много – целая поляна, они соединились в цветочный хоровод. (встают в круг). Поднимем лепестки вверх. Покружимся медленно в одну сторону. В другую.

Солнышко скрылось, лепестки закрылись и уснули (руки вниз, опускаются на ковёр, голову вниз).

Винни-Пух: - Мне очень нравится весна. А вам, ребята?

- А почему вам весна нравится?

  1. Упражнение «Почему мне нравится весна»

(составление сложноподчинённых предложений (в кругу с мячом):

логопед бросает поочерёдно каждому мяч, дети отвечают.

(Например: Мне нравится весна, потому что солнце ярко светит и греет. Мне нравится весна, потому что можно пускать в лужах кораблики. И т. д.)

  1. Рефлексия.

Винни-Пух: - Пора мне возвращаться в лес. Столько интересного я сегодня узнал! Не забыть бы. Хочу рассказать своим друзьям.

- Давайте напомним Винни-Пуху: чем мы сегодня занимались?

- О чём говорили?

Дети прощаются с Винни-Пухом, дарят ему картину о весне.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....