Конспект занятия с детьми с ОНР 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по теме "Весенние приключения Винни-Пуха".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект итогового занятия по теме "Весна". Содержитзадания и игры на активизацию словаря, совершенствование словообразования, развитие связной речи, слогового анализа слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vesna.docx | 993.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа ДОУ)
Тема: «Весенние приключения Винни-Пуха»
Цели:
- Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна».
- Совершенствовать грамматический строй речи при согласовании слов в предложении, при образовании слов с помощью суффиксов –АТ- , -ЯТ- , уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать связную речь при составлении предложений о приметах весны, о поведении птиц весной, при объяснении значения слов, при составлении сложноподчинённых предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.
- Упражнять в слоговом анализе слов.
- Продолжать формировать представления об окружающем, временные представления.
- Развивать общую моторику.
- Способствовать стабилизации эмоционального состояния детей.
- Развивать внимание, мышление.
- Формировать умение взаимодействовать в совместных заданиях и упражнениях.
Оборудование:
картинки-модели для определения признаков весны; картинки-модели о поведении птиц весной; картинки птиц (утка, грач, скворец, гусь, журавль, кукушка, ласточка, лебедь, трясогузка); схематичные изображения кустов с разным количеством веток (1, 2, 3, 4); картинки на экране: Винни-Пух, перелётные птицы; большой лист бумаги, фломастеры; мяч; запись голосов птиц; музыка Ф. Мендельсона «Весенняя песня», релаксационная музыка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Появляется Винни-Пух и жалуется, что его разбудили ручейки, которые просочились в берлогу, выясняет, что случилось.
Дети отвечают, что наступила весна. Медведь просит объяснить, что это такое.
–Весна – это время года. Давайте расскажем Винни-Пуху, что бывает весной и подарим ему картину о весне.
- Рисование с комментированием.
- Вы будете говорить, а я буду рисовать. Карточки будут вам помогать.
Дети, опираясь на картинки-модели, составляют предложения о признаках весны. (Весной ярко светит и греет солнце. Весной тает снег, превращается в ручейки и лужи. И т. д.)
- Объяснение значения слов.
Винни-Пух: - Я не понял некоторые слова, которые вы говорили, например, проталина: что это такое и почему она так называется.
Дети объясняют.(Например: Весной начинает таять снег, и там где он протаял, появляется земля. Протаял – проталина.)
Аналогично, слова: оттепель, капель, ледоход, подснежник.
- -Поиграем с «весенними» словами: игра «Назови ласково»
(с мячом в кругу):
- солнце – солнышко, | - дождь - … | - гнездо - |
- облако - … | - капля - … | - яйцо - … |
- ручей - …… | - проталина-… | - птенец - .. |
- ветер - … | - дерево - … |
- Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик»
(под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня»).
- Сядьте на ковёр, как вам удобно. Закройте глаза. К нам в окошко проник Солнечный Зайчик. Он хочет с нами поиграть. Я буду говорить, куда Солнечный Зайчик сядет, а вы его будете гладить. Делать это нужно нежно, ласково, чтобы его не спугнуть.
- Вот он сел вам на лобик.
- А теперь Зайчик сидит на носу.
(на щеках, на губах, на подбородке, на голове, на ладошке, на животике, на коленках, …)
- Слоговой анализ слов-названий птиц.
Винни-Пух: - В лесу я встретил синичку, она весело тинькала: скоро прилетят её подружки из тёплых краёв. Вы не знаете их?
- Давайте познакомим Винни-Пуха с этими птицами и рассадим их на кустики: будем называть птицу, считать, сколько слогов в её названии и сажать на тот кустик, у которого столько же веток, сколько и слогов в названии птицы.
Дети поочерёдно выполняют.
-Скажите одним словом: какие это птицы?
- Почему их так называют?
- Составление предложений по карточкам-моделям.
Винни-Пух: - А что эти птицы будут делать, когда прилетят?
Включение «голосов птиц».
- И зимующие и перелётные птицы очень рады весне: они начинают петь звонкие песни. С приходом весны у них появляется много хлопот. Давайте расставим наши карточки по порядку и расскажем, чем птицы занимаются весной.
Дети выкладывают карточки-модели и составляют предложения.
(Например: Птицы откладывают в гнездо яйца и насиживают их.
Из яиц вылупляются маленькие птенцы.)
- Игра «У кого какие птенцы?»:
- у утки – утята; | - у журавля - … |
- у гуся - … | - у лебедя - … |
- у грача - … | - у кукушки - … |
- у скворца - … | - у ласточки - … |
- Психогимнастика.
Звучит релаксационная музыка «Распускающийся цветок».
Дети сидят на ковре на корточках.
- Представьте себе, что вы – первые весенние цветочки. Ласковое весеннее солнышко пригревает землю. Стебельки цветов начинают тянуться к солнышку, к теплу (дети медленно встают). Стебельки вытягиваются. Распускаются листочки, тянутся вверх (дети тянут руки вверх). Стали распускаться бутончики (ладошки в форме бутонов над головой), они услышали весёлые голоса птиц и раскрыли свои лепестки (ладошки раскрыты, пальцы разведены). От радости они стали кружиться. Цветов распустилось так много – целая поляна, они соединились в цветочный хоровод. (встают в круг). Поднимем лепестки вверх. Покружимся медленно в одну сторону. В другую.
Солнышко скрылось, лепестки закрылись и уснули (руки вниз, опускаются на ковёр, голову вниз).
Винни-Пух: - Мне очень нравится весна. А вам, ребята?
- А почему вам весна нравится?
- Упражнение «Почему мне нравится весна»
(составление сложноподчинённых предложений (в кругу с мячом):
логопед бросает поочерёдно каждому мяч, дети отвечают.
(Например: Мне нравится весна, потому что солнце ярко светит и греет. Мне нравится весна, потому что можно пускать в лужах кораблики. И т. д.)
- Рефлексия.
Винни-Пух: - Пора мне возвращаться в лес. Столько интересного я сегодня узнал! Не забыть бы. Хочу рассказать своим друзьям.
- Давайте напомним Винни-Пуху: чем мы сегодня занимались?
- О чём говорили?
Дети прощаются с Винни-Пухом, дарят ему картину о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи ребенка, путем пальчиковой логоритмики. Конспект занятия с детьми с ОНР подготовительной к школе группы "Зимний калейдоскоп"
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие связной речи. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....