Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Тема занятия "К нам идет Весна" В конспекте:цель, задачи, ход занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_leksiko.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей
группе детей с ОНР.
Тема: «К нам идёт Весна»
Цель:- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
Коррекционно-образовательные задачи:
-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами, подбирать прилагательные к существительным.
-Развивать связную речь; составление рассказа с использованием мнемотаблицы; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику с использованием биоэнергопластики, память,внимание ,мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оздоровительные задачи:
Развитие координации речи с движением, самомассаж лица.
Оборудование:
Слайды с изображением времён года, признаков весны, солнышко из картона, прищепки жёлтого цвета, звукозапись с голосами птиц, гофрированная бумага, компьютер, проектор.
Предварительная работа:
-Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед: Ребята, к нам пришли гости! Давайте поздороваемся, и улыбнемся, и у всех будет хорошее настроение.
Дети: Мы будем заниматься, не будем отвлекаться.
Логопед: Давайте, поприветствуем друг друга.
«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)
Логопед: Дети. А вы проснулись? С добрым утром! (упражнение направленное на улучшение настроение детей, на развитие общей и мелкой моторики).
С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)
Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)
С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)
Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)
С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)
Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)
С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)
Вы проснулись? (Потопать ногами)
С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)
Мы проснулись! (Широко улыбнуться)
Логопед: Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.
Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)
Догадались о каком времени года мы будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о весне.( Слайд№1 « Весна»)
Логопед: А чтобы правильно и четко говорить, сейчас мы сделаем массаж лица «Весна» (проводится массаж лица).
Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).
Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).
По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).
А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).
Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики
Давайте покажем, как природа радуется весне
Природа радуется приходу весны – улыбка-разведение рук в стороны
Дует ласковый ветерок – трубочка-руки вперед
Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще-сгибание кистей рук
Травка тянется к солнышку – иголочка-кисть руки вверх
Веточка качается от ветра – часики-две руки вправо и влево
Кошка греется на солнышке – выгибает спинку – кисти рук вниз
Едет лошадка по дорожке гладкой – кисти рук вверх и вниз.
Д ыхательная гимнастика «Снежинка».
Ребята посмотрите, что оставила нам зима? (на стульях лежат снежинки)
Вы снежинки все берите, на ладошку положите
Кто сильнее будет дуть, улетит снежинка с рук.
(Дети садятся на стульчики)
2.Основная часть.
Логопед: Настало время поговорить о весне. (послушайте и отгадайте загадки).
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад,
Заглянул к на месяц… (март)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонка трель,
В гости к нам пришел…(апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай?
Что за месяц это…(май)
Логопед: Назовите месяцы весны? Беседа о весне.
- Что такое весна?(время года)
- Как начинает пригревать солнце?
Игра «Солнышко»: Слайд «Солнышко без лучиков»
Почему то солнышко без лучиков, а для того чтобы получились лучи, нам с вами нужно рассказать о солнышке…какое оно (детям раздаются желтые прищепки, они прикрепляю лучики, говорят о солнце - яркое, теплое, горячее, весеннее, желтое, ласковое, лучистое, ясное).
- Что происходит со снегом?
-Что происходит с сосульками?
- Что появляется на земле, где растаял снег?
- Что вырастает на проталинах?
- Что происходит со льдом на реках?
- Что набухает на ветках?
- Кто возвращается из тёплых краёв?
- Кто просыпается после зимы?
- Что надевают люди весной?
Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)
Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.
Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.
Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-
ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):
солнце- солнышко, птица-птичка, ручей – ручеек, цветок- цветочек, проталина-проталинка, день-денек, ветер-ветерок.
Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»
Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую
картину:
Пригревает….(солнышко),тает…(снег),появляются….(проталинки), капает…. (капель), бегут...(ручьи), распускаются… (почки), просыпаются…(звери), прилетают…..(птицы), наступила…(весна).
Физминутка «К нам пришла»
Са-са-са- к нам пришла весна (на слоги хлопки, на слова шагать)
Ло-ло-ло- на улице тепло (руки вверх).
Су-су-су- мы встречаем весну (руки вперед)
Сы-сы-сы – долго не было весны (наклоны в сторону, руки на поясе)
Ша-ша-ша - хороша весна (шагать).
Логопед: «Составление рассказа о весне»
Давайте ребята, составим рассказ о весне. Но начинать каждое предложение нужно со словом весной. А помогут нам картинки-схемы, «подсказки». Рассказ начну я.
Наступила весна.
Весной солнце светит ярко.
Весной день становится длиннее, а ночь короче.
Весной тает снег, тают сосульки - капель.
Весной бегут ручьи, тает на реках лед-ледоход.
Весной появляются проталинки.
Весной на проталинках появляются первые цветы подснежники.
Весной возвращаются птицы в родные края.
Весной просыпаются насекомые, животные.
Весной набухают почки, на деревьях появляются листочки.
Весной люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.
Логопед: Мы сейчас покажем, как появляются листочки на деревьях.
Пальчиковая гимнастика «Дерево»
У дерево ствол.
На стволе много веток.
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Коллективная работа «Весеннее дерево».
Дети берут листочки и приклеивают на ствол дерева.
3.Итог занятия: Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?
В какие игры мы играли?
Что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР
Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: «День защитника Отечества» Цель: Уточнение знаний и...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР 8 марта
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: "8 Марта - женский день Цель: Уточнение знаний и пре...